ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РУКИ С УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ
материал по логопедии по теме
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РУКИ С УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РУКИ С УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление воспитателя Сергеевой Н.Ф.
Материал выступления подготовила:
Воспитатель старшей
логопедической группы
Сергеева Наталия Фёдоровна.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РУКИ С УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ДЕТЕЙ
Большинство теорий развития признаёт, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребёнка существует несколько схем.
Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребёнка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких – либо функций в определённые моменты.
Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребёнка.
Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)
На этой стадии ребёнок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнёт, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало – помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определённых целей.
Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:
-Врождённые рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся всё более эффективными в результате повторения.
-Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т. д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.
-Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание верёвочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.
-Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев).
Действия ребёнка становятся всё более преднамеренными, он направлен на достижение цели ( например, отодвигает руку экспериментатора , чтобы дотянуться за спрятанной ).
-Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребёнка случайно, но вызывает у ребёнка формирование связи между действием и его результатом.
-Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребёнок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.
СТАДИЯ КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ (с 2 до 11 лет)
Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребёнку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребёнок обнаруживает, что то , что он закончил сооружать , можно разрушат , а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребёнок узнаёт, что существует определённый тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объём и т. д.
Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.
Предоперациональный уровень (2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребёнку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначить их названиями или символами, а не прямыми действиями.
Однако операции, которые в это время пытается совершить ребёнок, ограничены слишком ещё узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребёнок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.
-Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет ) достигается, когда ребёнок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и толстая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития - также на его массу и объём. В этом промежутке времени ребёнок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации ( научается голубые предметы относить к голубым, птиц - к птицам и т. д.).
-На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребёнок помимо представления о сохранении массы и объёма L получает и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце того, всё глубже понимает и взаимосвязи признаками объектов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
Приведённые ниже упражнения позволяют улучшить у ребёнка память, речь, восприятие, мышления, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
1.КОЛЕЧКО
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняйте в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем - вместе.
2. КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ
Ребёнку показывают четыре положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
ладонь на плоскости стола;
ладонь сжатая в кулак;
ладонь ребром на плоскости стола;
расширенная ладонь на плоскости стола.
Ребёнок выполняет первый раз упражнение вместе с педагогом (сначала правой рукой, потом - левой и, наконец, - двумя руками вместе). Затем сам по памяти (8 -10 повторений). Команды можно произносить вслух или про себя.
3.УХО - НОС
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за левое ухо . Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши положение рук с точностью до наоборот.
4 . ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЁРКА
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем обеими руками вместе.
5. СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки или слово.
6 . МЕДВЕЖЬИ ПОКАЧИВАНИЯ
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю .Подключайте руки, придумайте сюжет.
7 . ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Выполняйте ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
8 . МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН
Помассируйте мочки ушей, затем - всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
9 . ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
10 . КАЧАНИЕ ГОЛОВОЙ
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
11 . ЛЕЗГИНКА
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).
12 . ЗЕРКАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшится эффективность работы всего мозга.
13 . ЗМЕЙКА
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться чётко и точно, не допуская лишних движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
14 . ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Выполните плакат - схему зрительно - двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок укажите основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория должна иметь свой цвет.
15 . ЗВОНОК
Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
16 . ДОМИК
Соединяйте концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1 . Лейтес н. с. Умственные способности и возраст. - М.,1971
2 . Лейтес Н. С. Способности и одарённость в детские годы.- М., 1984.
3 . Маклакова А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001.
4 . Немов Р.С. Психология Кн.1: Общие основы психологии. - М., 2000.
5 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2 - М., 1989
(Способности: 122 - 147).
6 . Сиротнюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Сфера, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем в развитии умственных способностей детей
Консультация для воспитателей...
Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
«Сенсорное воспитание детей - эффективное средство для развития познавательных, умственных способностей детей и эстетических чувств».
Период дошкольного детства является периодом интенсивногосенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,познавательного, физического и эстетического воспитания детей вдальней...
«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».
В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...
Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.
тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...
Консультация учителя – дефектолога для родителей «Влияние коррекционно- развивающих игр на развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития».
В консультации родителя познакомятся с методами и приемами развития умственных способностей детей с ЗПР....
методическая разработка для родителей " Взаимосвязь развития речи и познавательных способностей детей
Данная методическая разработка рассказывает о тесной взаимосвязи между познавательным и речевым развитием детей дошкольного возраста и содержит рекомендации для родителей по развитию речев...