Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Головач Наталия Леонидовна

Данный конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. Это итоговое занятие в подготовительной группе по теме «Профессии», которое легко раскроет возможности детей по окончании обучения в логопедической группе. Занятие комбинированное, так как включает в себя все разделы работы: звукопроизношение, грамота, лексика, грамматика, связная речь, моторика.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.

Задачи:


Образовательные:

- актуализировать у детей семантическое поле по теме «Профессии»;

- обогащать речь детей яркими художественными признаками и словами-действиями по теме «Профессии»;

- закреплять навык звукового анализа слова;
- закреплять умение составлять предложения из слов по заданной схеме;
- упражнять в начальных навыках чтения;
 

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением,   воображение;

- развивать грамматический строй речи;

- развитие диалогической речи — упражнение в употреблении в диалоге сложносочинённых предложений с придаточными причины;

- развитие внимания, словесно-логического мышления, быстроты реакции;

- развитие зрительного восприятия и мелкой моторики руки;
 

Воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;

- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

Оборудование:

П/К с изображением профессий; звуко-слоговые схемы; схемы предложений; картинки контурного наложения предметов; схема звуко-слогового анализа слов; мяч; простые карандаши; флажки; конверты с заданиями; стол; волчок-юла.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Игра «Разминка для ума»

Логопед: — Сядет тот, кто поиграет со мной в игру «Разминка для ума»:

Л.- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные) 

Л.- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем)

Л.- Какие звуки мы называем гласными? (если воздух выходя изо рта не встречает преграду, то это гласный звук)

Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух выходя изо рта встречает преграду, то это согласный звук)

Л.- Какие гласные стоят после твёрдых согласных? (А,О,У,Э,Ы) 

Л.- Какие гласные указывают на то, что согласный перед ними читается мягко? (И,Е,Ё,Ю,Я) 

Л.- Какая гласная буква никогда не пишется в начале слова? (Ы)

Л.- Какие согласные звуки всегда твёрдые? (Ш,Ж,Ц) 

Л.- Какие согласные звуки всегда мягкие? (Щ,Ч,Й) 

Л.- Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки? (Звонкие-произносим с голосом, а глухие без голоса)

Л.- Что образует сочетание гласного и согласных звуков? (Слог)

Л.- Как определить количество слогов в слове?(Сколько гласных звуков столько и слогов)        1.                                                                                                                                                          

II. Постановка цели занятия.

 

Л.- Дети, давайте вспомним стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Л.- О чём спорили дети в этом стихотворении? (О том, какая профессия самая главная) 

Л.- А давайте и мы с вами так поиграем!

Л.- Однажды дети мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

1 ребенок:- Я буду врачом, ведь врач — самая главная профессия, потому что он лечит людей.

2 р.- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он строит больницы.

З р.- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.

4 р.- Значит, главнее повара продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.

5 р.- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

6 р.- Его вылечит врач.

7 р.- Так кто же тогда главнее?

Л. — Загадку решила мама, вернувшаяся с работы.

8 р.- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям.

Л.- Да, действительно все профессии важны. Сегодня на занятии мы поговорим о профессиях.                                                                   

                                                                                                              2. 

                                                                                                     

Л. - Для начала – поиграем пальчиками. Приготовили правую ручку.

Пальчиковая гимнастика «Профессии».

Много есть профессий знатных,      соединять пальцы правой руки с большим

И полезных и приятных.            соединять пальцы левой руки с большим

Повар, врач, маляр, учитель,      последовательно соединять пальцы обеих

Продавец, шахтёр, строитель… рук с большим

Сразу всех не называю,               сжимать и разжимать кулачки

Вам продолжить предлагаю.      вытянуть руки вперёд                                             3.

Закрепление знаний о профессиях.

Игра «Доскажи словечко и назови профессию» (с мячом)

Л: - Продолжаем:  (дети договаривают названия профессий)

Поезд водит (машинист).

Поле пашет (тракторист).

Самолётом правит (лётчик).

Клеит книжки (переплётчик).

В школе учит нас (учитель).

Строит здания (строитель).

Красит стены нам (маляр).

Столы делает(столя́р).

На станке ткёт ткани (ткач).

От болезней лечит (врач).

Лекарства выдаст нам (аптекарь)

Хлеб печёт в пекарне (пекарь).

Нарисует нам (художник).

Сапоги сошьёт (сапожник).

Песни нам споёт (певец).

Торговлей занят (продавец).

Л.- Кто всё знает — молодец! Спасибо, дети, очень много знаете профессий.                                 4.

  1. Игра «Что? Где? Когда?»

Л.- А теперь я предлагаю вам поиграть  в игру «Что? Где? Когда?» Вопросы вам прислали работники нашего детского сада, а также учителя, которые будут вас учить в школе.

(Стол, волчок, звёзды с заданиями, красные флажки за ответы)

Л.- Я буду ведущей, а вы будете знатоками. За правильный ответ вы получаете красный флажок, а если вы ошибаетесь, я получаю зелёный флажок.

(Дети вращают волчок)

                                                                                                                                                        5.



1. Игра «Четвёртый лишний»

Л.- И вот первая игра «Четвёртый лишний». Прочитайте слова, выделите лишнее, объясните почему оно лишнее.

  1. Шофёр, пожарный, машина, дворник. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)
  2. Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника. )
  3. Бинт, ножницы, расчёска, шампунь,. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет врача, а остальные предметы парикмахера.)
  4. Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.)

Л.- Молодцы, вы заработали первый красный флажок.

(Дети вращают волчок)                                                                                                                 6.

2. Игра «Нелепицы»

Л.- Следующая игра «Нелепицы». Послушайте предложения и исправьте ошибки.

  • Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
  • Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
  • Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
  • Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
  • Птичница кормит цветы, а цветовод выращивает цыплят.

Л.- Молодцы, вы заработали второй флажок.

                                                                                                                                                                                                      7.

Надписи на конверты с заданиями:

Задание № 1

от психолога.

Задание № 4

от поваров.

Задание № 3

от учителей.

Задание № 2

от воспитателей.

Задание № 5

от логопеда.

Задание № 6

от гостей.

  1. Игра «Кем быть?»

Л.- И вот наша следующая игра «Кем быть?»

Л.- Люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них получается. А какие профессии из предложенных нравятся вам и почему?

(На наборном полотне п/картинки профессий по количеству детей, дети выбирают понравившуюся профессию и обосновывают свой выбор) Л.- Послушайте как скажу я:

Мне нравится профессия  дворника, потому что я люблю чистоту и порядок на улицах нашего города.

Примерные ответы детей:

Я хочу быть шофёром, потому что люблю управлять машиной, перевозить людей и грузы.

Я.. .продавцом, потому что я люблю взвешивать и продавать продукты.

Я..учителем,.. .я люблю учить детей.

Я .. .строителем,.. .мне нравятся высокие и красивые дома.

Я …врачом…. люблю лечить детей.

Я …парикмахером,…мне нравится подстригать волосы и делать людям красивые прически.

Я…пожарным,…люблю тушить пожар и спасать людей из огня.

Я…музыкантом, …люблю играть на музыкальных инструментах.

Я…художником,,..люблю писать картины.

Я …фотографом, потому что я люблю фотографировать людей, животных и природу.

Л.- Молодцы! Это ваш флажок.

(Дети вращают волчок)                                                                                                                              8.

  1. Звуковой анализ.

Л.- Составьте звуковую схему своего слова. (Индивидуально)

Работа со схемой:

Л.- Сколько слогов в вашем слове?

Л.- Как вы узнали, сколько слогов в вашем слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов)

Л.- Назови первый (второй, третий) слог в своем слове.

Л.- Назовите гласные звуки в своем слове.

Л.- Назовите согласные твёрдые звуки.

Л.- Назовите согласны мягкие звуки.

Л.- Сколько звуков в вашем слове?

Л.- Какой вопрос можно поставить к вашим словам? (Кто это? Что это?)

Л.-Сколько слов ты составил? (одно) Какое?

Л.- Молодцы, вы заработали ещё один флажок.

(Дети вращают волчок)                                                                                                                              9.

  1. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

(Фигуры наложения у каждого ребёнка)

Л.- Следующая игра: кто-то навёл беспорядок среди рабочих инструментов, найдите свой инструмент и заштрихуйте его сверху вниз.

Л.- Какие предметы вы заштриховали? (Я заштриховал кисть, потому что я маляр.)

Л.- Молодцы! Еще один флажок у вас!

(Дети вращают волчок)

                                                                                                                                                        10.

         

  1. Л. - И вот следующая игра. Составьте предложение о своей профессии по любой из заданных схем.

(две схемы)

Примерные предложения:

Продавец взвешивает спелые, сладкие яблоки. Продавец кладет продукты на весы.

Шофёр управляет новым большим грузовиком. Шофёр везет песок в машине.

Строитель строит большой красивый дом. Строитель строит стену из кирпича.

Повар варит вкусный ароматный борщ. Повар готовит салат из овощей.

Врач прописал дорогое горькое лекарство. Врач выписывает рецепт на лекарство.

Дворник расчищает грязный подтаявший снег. Дворник собирает мусор в урну.

Парикмахер делает красивую элегантную прическу. Парикмахер подстригает волосы на затылке.

Учитель гордится умными воспитанными учениками. Учитель готовит картинки  к занятию.

Музыкант играет звонкий бодрый марш. Музыкант достает скрипку из футляра.

Пожарный тушит яркое большое пламя. Пожарный тушит пожар из шланга.

Художник рисует красивую красочную картину. Художник вешает картину на стену.

Л- Назвать слово-предмет  из своего предложения.

Л- Назвать слово-действие из своего предложения.

Л- Назвать слово-признак из своего предложения.

Л- Назвать предлог из своего предложения.

Л. – Молодцы, и на этот раз флажок ваш.                                                                                                                        11.

VI. Итог логопедического занятия.

Л.- О чём мы говорили на занятии? (о профессиях)

Л.- Какая же профессия самая важная? (Все профессии одинаково важны, потому что приносят пользу людям)

Л.- В какую игру мы играли? (Что? Где? Когда?)

Л.- Игру заканчивать пора.

Л.- Подводим итоги нашей игры. Я не заработала ни одного флажка. Победа за вами! Давайте поаплодируем себе.

Л.- Я вас поздравляю и очень сильно горжусь!! (Вручаются дипломы.)                                12.

Слова для звукового анализа.

картина

книга

повар

краски

помидор

карандаш

кабина

лопата

компот

каша

гитара

градусник

Задание в конверт для игры «Четвёртый лишний»:

шофёр, пожарный, машина,

   дворник

подметает, расчищает, убирает,

варит

бинт,

ножницы, расчёска, шампунь

градусник,

врач,

шприц,

вата


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочие материалы для открытого выпускного занятия в подготовительной группе.

Слайд 2

Ты шофёр Ты продавец

Слайд 3

Ты пожарный Ты повар

Слайд 4

Ты художник Ты учитель

Слайд 5

Ты парикмахер Ты строитель

Слайд 6

Ты дворник Ты музыкант

Слайд 7

Ты врач Ты плотник


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Говорим красиво»

Материал адресован учителям - логопедам, воспитателям детских садов....

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Осень"

Конспект комплексного группового занятия, в котором использовались лексико-грамматические упражнения, элементы фонематического анализа и обучения граммоте....

Открытое логопедическое занятие для подготовительной группы по теме "Фиксики.Грамота"

Открытое логопедическое занятие для подготовительной группы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Профессии. Звук Р. Буква Р"

Конспектлогопедического занятия в подготовительной группепо теме: "Профессии. Звук Р. Буква Р"...

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Космическое путешествие»

Данный конспект занятия посвящен теме "Космос". Его целью является закрепление полученных знаний, автоматизация звук [Р] в словах, предложениях у детей с ОНР. Предлагаемые в нем задания спос...