Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Развитие фонематического слуха

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом.Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой. Установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.

Очень часто ошибки детей при письме связаны с неумением дифференцировать звуки «Ш-Ж», «С-З», «Ц-З» и др. Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук».Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание.

Установлено, что дошкольники наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

1- Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).

2. Умение слышать отдельные звуки в словах определять первый звук.

3. Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.

4. Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

5. Выработка дикции — отчетливое, внятное произношение каждого звука изолированно.

6. Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

Дошкольники очень любят различные игры со словами и звуками, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка.

Родители могут успешно использовать такие словесные материалы как: стихи, загадки, игры, что делает процесс обучения более интересным.

Приведем описания нескольких игр для детей старшего возраста.

«Скажи, как я»

Называете слова с выделением любого звука (гласного, твердого – мягкого и т.д.) Ребенок должен повторить слово так же. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

«Будь внимательным»

Я буду называть звук А (любой другой) вместе с другими звуками, если услышишь его, то хлопни в ладоши ( присядь, подпрыги, что угодно).

Так как дети любят соревноваться, можно играть в соревновательные игры, например с мячом «Кто больше». Ребенку предлагают назвать слово на заданный звук, можно перебрасывать мяч друг другу.

Игра «Назови звук».

Вы бросаете мяч ребенку и называет слово, интонационно выделяя какой-либо согласный звук. Ребенок называет выделенный звук и перебрасывает мяч обратно. Выделяемые звуки должны стоять в разных местах – в начале, середине, конце слова.

Игра «Назови последний звук».

Можно так же играть с мячом. Называете слово и бросаете мяч, ребенок ловит и называет последний звук.

Игра «Цепочка слов».

Это наша с вами известная игра в слова. Называете слово, ребенок определяет последнее слово и придумывает слово, в котором этот звук стоит в начале слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....