"Использование моделирования при работе с предложением"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

худницкая ольга владимировна

Методическая разработка носит практический характер и может использоваться учителями-логопедами, воспитателями ДОУ, для использования в детском саду на занятии, а также родителями для исползования в домашних условиях. В методической разработке представлены виды работы с предложением с использованием наглядных моделей, внедрение которых в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их лексикон. закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudnitskaia.doc.docx355.48 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации ЗАТО г. Железногорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 «Золотой петушок» компенсирующей и оздоровительной направленности»

Методическая разработка

«Использование моделирования

при работе с предложением»

Составила учитель-логопед:

Худницкая О.В.

ЗАТО г.Железногорск

2015г.

Худницкая О.В.

Использование моделирования при работе с предложением.

        Методическая разработка носит практический характер и  может использоваться учителями-логопедами, воспитателями ДОУ,  для использования в детском саду на занятии, а также родителями для использования  в домашних условиях. В методической разработке представлены виды работы над предложением с использованием наглядных моделей. Внедрение которых в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.


Содержание

  1. Введение.

  1. Этапы работы

               2.1 Подготовительный этап.

2.2 Развивающий этап.

2.3 Закрепляющий этап.

  1. Заключение.

  1. Список использованных источников.

  1. Приложения.

-3 -

Введение

Одним из основных направлений работы нашего детского сада является – развитие связной речи детей.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др.) подчеркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Методическая разработка адресована:

учителям-логопедам, воспитателям ДОУ,  для использования в детском саду на занятии, а также родителям для использования  в домашних условиях.

Условия реализации:

общеобразовательная группа, дети 5-7 лет, логопедическая группа, для

-4-

развития речи ребёнка в домашних условиях.

Результативность использования данной методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как развитие речи. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

Принцип построения методической разработки:

  1. Доступность.
  2. Стимулирование познавательных процессов.
  3. Последовательность и системность.
  4. Познание через игровую деятельность.
  5. Взаимодействие с семьёй.

Ожидаемый результат:

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводиться практически. Это – кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.

Каждый ребенок речевой группы должен овладеть умением членить предложение на слова, называть количество слов в нем, любое слово по порядку, придумать предложение по заданному количеству слов, составлять предложение, записывать предложение графически.

Таким образом данная система упражнений разработана с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы и требованиями ФГОС.

-5-

В данной методической разработке по уровню сложности можно выделить четыре этапа.

1 этап – подготовительный

        Цель первого этапа – научить ребенка составлять по предложенной схеме-модели и предметным картинкам простое двусоставное предложение и предложения из трех слов без предлога :

  • существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени (Приложение 1. Рисунок 1.);
  • существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени (Приложение 1. Рисунок 1.);
  • именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (Приложение 1. Рисунок 1.).

На данном этапе работы взрослый знакомит детей с предложением – «это когда слова дружат». В конце предложения ставится точка. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым. Сначала ребенка учат правильно отвечать на вопросы взрослого: «Это кто?», «Это что?», «Что делает?». Затем – составлять предложение с опорой на предложенную графическую схему. На данном этапе дается условное обозначение: символ «стрелка», обозначает глагол-действие. Логопед предлагает: «Составь предложение, раскрась стрелки, которые его соединяют». Проводится простейший анализ предложения.

2 этап - развивающий

Цель второго этапа – научить ребенка составлять предложения из четырех слов:

  • именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (Приложение 2. Рисунок 1.);
  • именительный падеж имени существительного + согласованное имя прилагательное + согласованный глагол + прямое дополнение (Приложение 2. Рисунок 2.);
  • именительный падеж имени существительного + согласованный глагол +

прямое дополнение + согласованное имя прилагательное (Приложение 2. Рисунок 3.);

  • предложение с предлогом (Приложение 2. Рисунок 4.).

На  данном этапе работы дается условное обозначение: символ «волнистая линия», обозначает слово-признак, графическое изображение

-6-

 предлогов.

Взрослый выкладывает перед ребенком графическую схему-модель предложения и предметную картинку. Просит составить предложение. Проводится анализ составленного предложения.

3 этап – закрепляющий

На данном этапе проводится закрепление полученных знаний и навыков.

Для закрепления можно предложить следующие задания:

1.Составь предложение. Закрась стрелки, которые соединяют его слова. Найди недостающее слово.

2.Подбери схему к картинке.

3.Составь предложение по картинке. Нарисуй схему.

4.Составь схему предложения. Объедини данные предложения в рассказ. (Приложение 3).

На любом этапе работы одна инструкция: «Составь предложение. Раскрась стрелки, которые соединяют его слова».

-7-

Заключение

В логопедической практике распространение предложений – работа не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизменения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произнесения (прочтения) полученных предложений, по восстановлению речевых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.

Так, развитие функций словоизменения может иметь целью распространение предложений, если внимание учащихся обращают на выбор второстепенных членов из ряда возможных и их сравнение. Эта цели актуальны при работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «аграмматическая дисграфия».

Последовательное распространение предложений второстепенными членами способствует также формированию длительного речевого выдоха, что необходимо в работе с детьми, страдающими заиканием, дизартрией и ринолалией. Если же последовательное распространение предложений ориентировано на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, то этот вид работы особенно нужен для детей, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи».

Так как задачи развития речи детей решаются в комплексе с развитием их психических функций и моторики, в методической разработке предусматривается и этот аспект логопедической работы. При составлении предложения предлагается закрасить стрелки, которые соединяют его слова, «нарисовать предложение».

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

-8-

Список литературы:

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.,

2.Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. – СПб.:КАРО, 2009.

3.Ильякова И.Е. Логопедические тренинги. От глаголов к предложению. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 2008.

4.Осипова В.М. Методы и приемы работы над предложением // Логопед, 2006. - № 3.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009.

6.Эдигей В.Б. Новое чтение. – М.: УЦ «Перспектива», 2007.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009.

-9-

Приложение 1

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

Заяц прыгает (грызет, спит, и др.).                                              Рисунок 1.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmfC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

Зайцы прыгают (грызут, спят, и др.).                                         Рисунок 2.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

F:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\овощи\овощи 006.jpg

Заяц грызет (любит, нашел, и др.) морковку.                                 

Рисунок 3.        


Приложение 2

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image319.gifC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0292020.wmf

H:\Грамота\т\Image926.gif

Папа ножом режет торт.                                                         Рисунок 1.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

F:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\овощи\овощи 006.jpg

Серый заяц грызет морковку.                                                 Рисунок 2.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

F:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\овощи\овощи 006.jpg

Заяц грызет сочную морковку.                                                 Рисунок 3.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0304933.wmf

F:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\предлоги\предлоги.jpgF:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\предлоги\предлоги.jpg

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE14\AutoShap\BD18253_.wmf

Заяц живет под деревом.                                                        Рисунок 4.

Приложение3

1. 

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image288.gif

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image290.gifC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image979.gif

2. C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image979.gif

3.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image979.gif

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image313.gifC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image288.gif

F:\Documents and Settings\USR\Мои документы\Мои рисунки\предлоги\предлоги.jpg

4.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image701.gifC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image979.gif

5.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image288.gif

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Image979.gif

Щенок

Мама подарила сыну щенка.

Щенок был маленьким.

Саша кормил щенка мясом.

Спал щенок на ковре.

Мальчик любил своего щенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование моделирования в работе по формированию первичных представлений об окружающем мире"

Данный мастер -класс содержит задания для педагогов дошкольных организаций по составлению простых моделей, схем, зарисовок для более понятного усвоения дошкольниками строения предмета, последовательно...

Мастер-класс "Использование моделирования в работе по формированию первичных представлений об окружающем мире"

Данный мастер-класс содержит задания для педагогов по составлению простых моделей , схем для лучшего запоминания дошкольниками строения предметов и живых объектов природы, фиксации наблюдения за росто...

Использование моделирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Использование моделирования в работе с детьми раннего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Моделирование, при работе над словом и предложением»

Уважаемые коллеги. Здесь располагается материал для консультаций педагогам ДОУ....