Презентация для педсовета "Развитие речи детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии на тему
Процесс речевого развития в дошкольном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedolklora_3kc93.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь - это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Три основные функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция; Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи; Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.
В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи -регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля.
В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка - его общение и взаимоотношения со сверстниками. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми.
Виды речи Речь автономная детская . Речь внутрен-няя . Речь эгоцент-рическая .
Этапы развития речи: Довербальный Переход ребенка к активной речи, как ведущего средства общения Совершенствование речи. Как ведущего средства общения
Довербальный этап - Приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей развитие связной речи; развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие звуковой стороны речи; развитие образной речи.
Причи-ны возник-новения речевых наруше-ний : ухудшение экологической обстановки; УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; Различные социальные причины.
Речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: Нарушенное звукопроизношение. 2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий. 3) Несформированность грамматического строя речи 4) Несформированность связной речи.
Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радует кого-то Наших прадедов работа. «Хлеб – всему голова» «Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Использование устного народного творчества в развитии речи детей
Направления в работе логопеда по преодолению недоразвития звукопроизношения (дизартрия, дислалия). - Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, мимической). -Развитие дыхания. -Исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). -Развитие фонематического слуха и восприятия.
Речевая коммуникация ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"
Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...
презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного возраста. В пр...
НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)
формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....