Проект "Мой город"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Дмитриева Людмила Александровна

Актуальность проекта обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии будущего патриота, гражданина страны.         

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас педагогов это время благодатной почвы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе,

культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

 Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.  Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие –то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть о любимом городе. Причём этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом - миллионером. Он может быть маленьким, тихим, красивым и, в тоже время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных и счастливых воспоминаний. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Хочется научить детей видеть красоту того, что окружает его, ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город ещё краше, комфортнее для жизни.

В процессе изучения данной темы мы столкнулись со
следующей проблемой:

1.Противоречия между формированием патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей по данной теме.

2.Противоречия между необходимостью формирования основ патриотических чувств у детей и недостаточностью знаний краеведческого материала.

Степенью новизны проекта является внедрение модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на

 основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:

1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.

2. Использование регионального компонента.

3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Ведущей педагогической идеей опыта является:

Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста на основе приобщение ребенка к истории родного города, культурным ценностям; обогащения развивающей среды краеведческим материалом.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina_tashtagol.docx227.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Алёнушка»

C:\Users\user\Desktop\561664.jpg

Автор-составитель:

Дмитриева Людмила Александровна

Учитель-логопед

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………... 3    
  2. Паспорт педагогического проекта…………………………….6
  3. Паутинка проекта……………………………………………..10
  4. Реализация проекта…………………………………………...11
  5. Поскриптум……………………………………………………13
  6. Библиография…………………………………………………15
  7. Приложение…………………………………………………...16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если человека учат добру - учат умело,

 умно, настойчиво, требовательно,

 в результате будет добро. 
 Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
в результате будет зло.   
 Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

 потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский 

Актуальность проекта обусловлена потребностями современного образования в воспитании и развитии будущего патриота, гражданина страны.        

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас педагогов это время благодатной почвы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе,

культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

 Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.  Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие –то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть о любимом городе. Причём этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом - миллионером. Он может быть маленьким, тихим, красивым и, в тоже время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных и счастливых воспоминаний. Формирования у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Хочется научить детей видеть красоту того, что окружает его, ценить и сохранять наследие своего народа и воспитывать желание сделать город ещё краше, комфортнее для жизни.

В процессе изучения данной темы мы столкнулись со
следующей
проблемой:

1.Противоречия между формированием патриотических качеств у дошкольников и недостаточной педагогической компетентностью родителей по данной теме.

2.Противоречия между необходимостью формирования основ патриотических чувств у детей и недостаточностью знаний краеведческого материала.

Степенью новизны проекта является внедрение модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на

 основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:

1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.

2. Использование регионального компонента.

3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Ведущей педагогической идеей опыта является:

Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста на основе приобщение ребенка к истории родного города, культурным ценностям; обогащения развивающей среды краеведческим материалом.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.


ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Тема  

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Название

«Моя родина Таштагол»

Срок реализации

Краткосрочный: 2 недели (февраль2016 г.)

Тип

Коррекционно-образовательный, творческий.

Участники проекта

Дети логопункта, учитель - логопед, родители, воспитатели

Разработчик

Учитель-логопед Дмитриева Л.А.

Цель

Развитие у детей познавательной мотивации, формирование интереса к истории и культуре малой Родины и местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи

1. Формировать представления детей об историческом, культурном, географическом своеобразии родного региона.

2.Реализовать потребность детей старшего дошкольного возраста в бережном отношении к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

3. Познакомить с улицами родного города, достопримечательностями, а также его жителями и профессиями.

4.Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

5.Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать

Гипотеза

Проживая в городе Таштагол, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Интеграция образовательных областей

«Социально – коммуникативное», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Содержание

Проект включает в себя 3 этапа реализации:

1 этап – Организационный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, опрос воспитанников, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2 этап – Практический – Он включает в себя взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями. Повышение и оптимизации уровня родительских и детских знаний своего родного города

3 этап – Обобщающий – распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных образовательных учреждений.

Ожидаемые результаты

Для детей: Знать название окружающих улиц. Узнавать исторические места и названия города по картинкам. Знать людей, прославивших город. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями из разных источников, оформлять макет – навигатор, делать зарисовки и т. д. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

Улучшение отношений между родителями и детьми в семье. Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей: Повышение знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.  

Для педагогов: Создание системы работы с детьми по речевому развитию с использованием разнообразного наглядного материала. Повышение профессионального мастерства педагогов к культурным ценностям прошлого и настоящего города Таштагол, уважение к его жителям, его традициям и обычаям через разнообразные формы и методы работы. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с воспитателями и учителями-логопедами других детских садов в вопросах речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Продукт деятельности

Методический инструментарий: конспекты игр-занятий, фоторепортаж с экскурсий по городу, сценарий игры - КВН «Мой любимый город Таштагол», викторина в форме социально – ориентированной игры «Знатоки родного города», фотоальбом «Знакомимся с родным   городом», выставка рисунков совместно с родителями «Моя улица, моего города»,  картотека игр о  родном городе, консультативный материал для педагогов и родителей, учебно-познавательный макет «Навигатор города Таштагола», готовый к использованию в практической деятельности образовательных учреждений, изготовленный детьми.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Организация развивающей среды

 Утро

 

Беседа: «Что такое улица и по каким правилам она живет?»

Разучивание пальчиковой игры «Кто живет в моей квартире», Физкультминутки «Наш город»

Разучивание стихов о Таштаголе. Слушание музыки Н.С.Зацарина

«Таштагольский вальс» Знакомство гимном Таштагола

Рассматривание книги «Таштагол – Столица Шории»

Информационная помощь детям:

- поиск материала о героях своей улицы;

- подбор материалов;

- разучивание стихов.

- подбор материалов о улицах города;

- фотоальбом любимые места на моей улице;

- пополнение материала патриотического уголка.

 Прогулка

Цикл «виртуальных» экскурсий по городу.

-центральные улицы города;

-парки города;

-памятники и музей города. 

Фотоотчеты

 II половина дня

Выставка рисунков совместно с родителями «Моя улица, моего города»

 Помощь детям в оформлении рисунка

- выставка рисунков в холле детского сада;

- видео и фото, презентация.

Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, основатель).

 Вечер

Проведение дидактических игр «Вот эта улица, вот этот дом», «Узнай улицу по описанию», «Телеграф», «Собери герб нашего города», «За что я люблю свой город?».

 

Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.

 НОД

Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»;

Сочинение историй: «Город, в котором я живут дети»;

Игра-КВН « Мой любимый город Таштагол».

Оформление странички альбома с помощью рисунка, фотографии.

Домашнее задание: подготовка к КВН

Оформление альбома и рассказов о городе.

Викторина «Знатоки родного города» в форме, социально-ориентированной игр

 Вечер

 

- оформление фотоальбома «Знакомимся с родным городом»;                              

- оформление учебно- познавательного макета «Навигатор города Таштагола».

- фотографии достопримечательностей города;

-помощь в описании и оформлении фотографий;

- оформление странички альбома с помощью рисунка, фотографии.

- выставка альбомов о городе, родине, в книжном уголке;

- макет

«Навигатор  города Таштагола;

- сборник рассказов сочиненных детьми о городе.

ПОСКРИПТУМ

Результаты проведенного проекта «Моя родина город Таштагол» оказались достаточно ощутимы: модель гражданско-патриотического воспитания дошкольников, где ведущим фактором является межличностное общение и использование системы социально – ориентированных игр, которые отрабатываются с детьми и педагогами, затем – с детьми и родителями очень эффективна. Дети стали более интересоваться городом, в котором живут, местами, близкими и интересными для них.  Дошкольники стали лучше ориентироваться в своем районе, уверенно рассказывали, как они добираются до детского сада. Их ответы становились более подробными, в них появились уточнения, указания на ориентиры. У детей расширился кругозор, обогатился словарный запас. Повысился познавательный интерес к своему городу, к его истории, а также усилилось чувство гордости за свой родной город. Показательно, что рисунки на тему «Как я иду в детский сад» стали более развернутыми, с прорисованными деталями.

Многие родители организовали экскурсии с детьми в музеи, парки. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями друг с другом и педагогами. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Мой город родной», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе. Иначе говоря, дети получили яркие эмоций, чувства, активизировался процесс осознания себя в окружающем мире, что очень важно в воспитании патриотизма.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г. 48 с.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
  3. Бучевская Т.Д.,Жукова М.Ю. «Таштагол- столица Горной Шории» ООО « Вояж» 2015г.
  4. Ильвес Е.К. Кладчихин В.С. « Тобой мы славны Шория». Студия «Панорама». Кемерово 1989г.
  5. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Москва. Гном 2011г.
  6. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей» Академия развития» 1997г.
  7. Смирнова Л.Н. « Логопедия в детском саду» занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. « Мозаика-синтез»  Москва 2003г.
  8. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. «Дидактический материал по русскому языку» Москва 1992г.
  9. Шадрина Л.Г, Фомина Е.П. « Развиваем связную речь». Творческий центр «Сфера» Москва 2012г.
  10. Шестопалова Ю.С.  Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2012. – 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Учебно - познавательного макет «Навигатор города Таштагола»

Цель: Развитие у детей познавательной мотивации, формирование интереса к малой Родины и местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

  1. Игра – КВН «Мой любимый город Таштагол»

Цель: Воспитывать патриотические чувства к своему городу, гордость.  Любовь к месту, где ты живешь, развивать грамматически – правильную речь

 Задачи:

1.Образовательные.

  • Активизировать словарь по теме.
  • Закрепить умение образовывать новые формы существительного.
  • Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, употреблении существительных в ед. и мн. ч.
  • Закрепить навыки слогового анализа слов.
  • Закрепить умение составлять описательный рассказ  

2.Развивающие.

  • Развивать координацию движений во взаимосвязи с речью и общей моторики.
  •  Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление и память.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать умение понимать и ценить красоту родного   города, сохранять её.

Оборудование: вопросы для разминки, сюжетные картинки, бочки, музыка Н.С. Зацарина «Таштагольский вальс», письмо от Тулеева, письмо от Незнайки.

Предварительная работа: беседа о городе, рассматривание фотографий с изображениями наиболее известных и памятных мест города, составление описательных рассказов о памятниках с опорой на схему, экскурсия в музей детского сада на фотовыставку «Достопримечательности нашего города».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Звучит «Песня о Таштаголе». Дети вместе с логопедом заходят в группу.

Логопед. Ребята, о каком городе прозвучала эта песня? (Песня о Таштаголе.)

Логопед. Правильно, о городе Таштаголе. В этом году нашему городу исполнится 50 лет? А вы не подскажите мне, в какой области находится  Таштагол? (В Кемеровской). А как ещё называют Кемеровскую область? (Кузбасс)…. Правильно - Кузбасс. В январе этого года Кузбассу исполнилось 70 лет.

 - Ребята давайте вспомним, как называют жителей города Таштагола? (Жителей города Таштагола называют - таштагольцами). Значит мы с вами кто? (Мы – таштагольцы.)

- А вы любите гулять по городу? Давайте мы сегодня отправимся на игру, которую я условно назвала КВН «Мой любимый город Таштагол». Мы постараемся сегодня показать свои знания, творческие способности, эрудицию.

II. Основная часть.

Для игры нам нужны две команды.

Капитаны команд придумывают название, связанное с городом Таштагол.

1-я команда «Мустаг»

2-я команда «Камень на ладони»

 Конечно же нам необходимо жюри, чтобы нас «оценить». А если вы им понравитесь, то получите много очков.

Итак! На губах у вас улыбка, кто ответить почему?  Потому что в КВН начинаем мы игру.

И начинаем с разминки:

 - Назови столицу нашей Родины.(Москва)

-На какой улице находиться наш детский сад? (ул. 8 Марта)

- Назови свой домашний адрес. ( …)

-Кто вы для родителей? (Дети)

-Как называется наш детский сад? (Алёнушка)

-На какой улице находится стела «Камень на ладони» (ул. Поспелова)

-В каком городе ты живешь? ( г.Таштагол)

-Как переводиться город Таштагол? (Камень на ладони )

-Назови реки Горной Шории. (Мрассу, Кондома, Бахаревка,Пызас…)

-Дом, в котором много этажей. (Многоэтажный )

-Назови  мэра нашего района (В.Н. Макута)

-Как зовут заведующую нашего дет.сада? ( Галина Ивановна )

-Назовите земляков героев. (Я. И. Баляева, В.Ф. Токарев, Н.И. Трофимов…)

-В какую школу ты пойдешь учиться? ( № 1. 9.  10 )

-Как называется центральный парк культуры и отдыха?( Горняцкие горизонты )

-Как зовут твою маму? ( … )

Игра  « Ваши ассоциации»

Логопед показывает картинки командам. Дети по очереди называют свои ассоциации.

   По картинкам (самолёт, танк, мяч, бабочка, шахта, машина, сноуборт, …)

Слова :  Таштагол, люди ,  церковь , улица ,гора Зелёная, торт  …

Стук в двери. Почтальон Печкин принес письма ребятам. Первое письмо от Незнайки.

Логопед предлагает прочитать первое письмо ребёнку от команды «Мустаг»

Здравствуйте, ребята. Мне очень нравиться город Таштагол. Назовите, какие профессии есть в вашем городе.  

         

Игра  « Знаем ли мы профессии»

Логопед называет место работы , а дети профессию.

СТРОЙКА- строитель

МАГАЗИН – продавец

ДЕТСКИЙ САД – воспитатель

ШКОЛА – учитель

ГАРАЖ – водитель

ШАХТА –шахтёр

БОЛЬНИЦА –доктор

БИБЛИОТЕКА –библиотекарь

ПОЛИЦИЯ –полицейский

АВТОБУС – контролёр

ПОЕЗД – машинист

ТЕАТР«РАКУС»-артист

«Заморочки из бочки»

№ 34 отгадай слово по первым звукам в картинках.

(танк, арбуз, шуба, трамвай, апельсин, глобус, одеяло, лампа)

(аквариум, лодка, ёлка, носорог, утка, шахтер, капуста, акула)

(Таштагол, «Алёнушка»)

№ 57 придумать новые слова из слова.

 ГОРОД ТАШТАГОЛ (звучит музыка, дети записывают каждый на своём листочке слова: огород, Ашот, штора, гол, шагал…

Логопед: Ребята, давайте погуляем  и встретимся с достопримечательностями города. ( Развитие общей моторики, координации, речи с движениями)

Физминутка: «Мы по городу шагаем……»

Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать:

Горняк – раз, два – Топаз, три – «Камень на ладони»,

Четыре – площадь Победы в честь погибших наших дедов.

Ну а пять - дворец Кристалл, кто в бассейне не бывал?

Шесть – в церковь я схожу и на купол погляжу.

Семь, конечно, парк Баляева всю жизнь помним мы, не зря его.

 Восемь – рынок у реки, были там, наверно, вы?

Девять – наша администрация, давайте скажем: «Здравствуйте» ей.

Десять – из-за поворота вижу наш автовокзал.

Ну, скажите мне, ребята, кто из вас там не бывал?

Логопед: Интересно от кого у нас второе письмо?

Ребенок читает второе письмо от А.Г.Тулеева из команды «Камень на ладони»

 Здравствуйте, дорогие ребята.

Недавно исполнилось 50 лет Таштаголу – одному из самых молодых, перспективных городов Кузбасса.

Прочитав вашу книгу я восхищен уникальной, неповторимой природой о которой известный путешественник Юрий Сенкевич сказал: «Это не Швейцария, это гораздо лучше»

Гордостью и экономической основой района является горнолыжный комплекс, туристическая база и железная руда.

Ребята я восхищаюсь вашим прекрасным городом, но в книге о Таштаголе есть такие фотографии, где нет подписи, а так хочется знать что это?

Логопед вызывает по одному ребёнку из команды. Предлагает картинку, по которой они должны составить рассказ – описание для соперника.  

Игра «Узнай по описанию» (описание рассказывают дети)

-Это здание стоит на улице Ленина. Оно большое, красивое, со множеством окон. Каждое утро сюда приходит много людей, занимающих разные должности и отвечающие на множество вопросов. (Администрация).

- Это место в центре города, здесь много красивых деревьев, кустарников, есть качели, карусели, большой самолёт и военные танки. (Парк «горняцкие горизонты) и т. д.  

Конкурс капитанов

    - Назовите улицы нашего города. (для капитана «Мустаг»)

    - Назовите города нашей области. (для капитана «Камень на ладони»)

Логопед: Я уверена, что наш прекрасный край преодолеет все трудности и станет ещё уютней и нарядней. У истории нашего города будет счастливое продолжение.

 Итог игры, жюри благодарит детей и дарит символ герб.

  1. Дидактическая игра «Вот эта улица, вот этот дом»

(для детей от 5-7 лет)

Цель: закрепить знания детей об улицах ближайших к детскому саду нового и старого микрорайона и расположенных на них зданий. Знакомить детей с великой историей и людьми.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о зданиях и их назначении, в честь кого даны названия улицам.
  2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.
  3. Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)
  4. Развивать связную монологическую речь, мышление и память.
  5. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Комплектность:

Большие карты -7шт, которые разделены на 6 квадратов. На одном из квадратов фотография деятеля, фамилией которого названа улица.

Маленькие карточки – 35 т, с фотографиями памятников и зданий.

Игровое поле – зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной.

В игре может участвовать как один ребёнок, так и подгруппа детей -3 -5 чел.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ведущий показывает маленькую карточку ребёнок узнает называет улицу и здания или памятник, достопримечательность, таким образом, заполняя большую карточку.

Ребенку предлагается найти карточки с фотографиями зданий, которые есть на этой улице.

2 вариант- «Расположи правильно»

Ребенок располагает ближайшие к детскому саду объекты. Предлагается использовать игровое поле и маленькие карточки.

3 вариант- «Доберись до дома»

Ребенку предлагается определить на карте местоположение своего дома – поставить туда фигурку человека. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

  1. Игра- викторина на тему «Знатоки родного города»

в форме социально – ориентированной игры.

Викторина проводится как соревнование между двумя командами старшего возраста. Каждая команда придумывает себе название «Йети», «Камень на ладони». За правильный ответ вручаются фишки. В конце викторины количество фишек подсчитывается, и по нему определяется команда- победительница.

План викторины:

- Камень на ладони

-география Таштагола (улицы, реки, парки и т.д.)

- интересный вопрос

- музыкальный конкурс «песни, стихи о Таштаголе»

Организационный момент.

Начинаем викторину гимном о Таштаголе.

Презентация «Камень на ладони». Интересные факты и исторические события города. Камень на ладони- начало нашего города, его сердце.

Вопросы к викторине:

- В каком городе вы живёте?

- Какая главная площадь?

-Что особенно вам нравится в нем?

- Каким транспортом можно пользоваться в Таштаголе? Таштагол – большой город? Как можно проехать в другой его конец? Какие остановки автобуса вы знаете?

- Какие улицы Таштагола вы знаете?

- Как называется район, в котором вы живёте?

- Какие улицы вы знаете?

-На какой улице находится ваш детский сад?

- Есть ли в Таштаголе памятники? Назовите те, которые знаете?

          -  Есть ли у нас музей?

         -Назовите земляков героев. (Я. И. Баляева, В.Ф. Токарев, Н.И. Трофимов…)

           - Какие парки Таштагола вы знаете?

- Какие улицы нашего города вы знаете?

           -Назови реки Таштагола (Мрассу, Кондома, Бахаревка, Пызас…

           -Дом, в котором много этажей. (Многоэтажный)

           -Назови мэра нашего района (В.Н. Макута)

         -В какую школу ты пойдешь учиться?

         -Как называется центральный парк культуры и отдыха? (Горняцкие

горизонты)

  1. География города Таштагола

- Назовите улицы нашего города.

-Объясните происхождение названия улицы Макаренко, Геологическая.

-площади

-реки

-парки

-рассказ о любом парке, сквере, речке с рисунком.

      3.Интересный вопрос:

Данный этап – (Домашнее задание) необходимо отыскать интересную информацию совместно с родителями о Таштаголе, сформулировать вопрос так, чтобы он звучал оригинально.

Ребёнок из одной команды задает вопрос ребёнку другой команды. Дети в течение минуты пытаются найти на него правильный ответ.

Например: -Назовите улицу в честь земляка- героя?

- Какая улица самая военная?

Музыкальный конкурс «Песни и стихи о Таштаголе»

Каждая команда подбирает такие песни, чтобы они не только соответствовали теме, но и слова знали все участники команды.

Итог игры, жюри благодарит детей и приглашают на чаепитие.

Сочинение историй «Город, в котором живут дети»

Цель: уметь включать воображение, проявлять творчество, создавая новые образы, описывая их.

  1.  Логопед начинает сочинять историю, описывая детский сад, в котором находятся дети. Затем каждый ребёнок что-то добавляет к рассказу. Логопед активизирует детей уточняющими вопросами. А на какой улице располагался детский сад, в котором жили дети? Что особенного на этой улице? Чем она отличалась от других? Какие улицы были ее соседями? Чем они отличались от неё? В каком месте города дети любили отдыхать? Куда чаще всего дети ходят с родителями? Что детям особенно нравилось в своем городе? Что огорчало? Если бы вы были волшебниками, что бы изменили? И т.д.
  2.  Дидактическая игра «Узнай улицу по описанию»

Логопед собирает возле себя детей в круг и предлагает: «Давайте улыбнемся друг другу. И предлагает найти в группе что- то необычное. А в каком направлении идти, я вам буду подсказывать. (Дети идут по указателям – следы на полу). Прямо пойдешь – ничего не найдешь. Налево пойдешь – что-то необычное найдешь! (Дети находят большой конверт). В конверте загадки о городе. Ребята, отгадайте загадки, найдите отгадки на доске (на доске расположены картинки с изображением города)

Соревнованья там проводят, в футбол играют и хоккей. Там занимаются спортсмены, и ты спеши туда скорей. (Стадион)

Здесь покупают и продают, здесь на витринах всё люди найдут. Могут продукты любые купить и для детей что-нибудь не забыть. Могут одежду себе присмотреть, обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин).

В этом доме только книги. Здесь их можно взять домой. И в читальном зале тихом почитать журнал любой.  (Библиотека).

Много деревьев и много цветов. И отдохнуть здесь каждый готов. Мчится по кругу с детьми карусель. В центре фонтан, здесь встречают друзей. В тихих аллеях – прохлада и тень. Можно гулять и кататься весь день.  (Парк отдыха)

Электрички, поезда приезжают все сюда. Пассажиров доставляют, расписанье они знают. Здесь билеты продают, приезжающих здесь ждут. Пассажиры все в дорогу чемодан большой берут. (Вокзал)

Можно здесь купить таблетки и микстуру заказать. Витамины выбрать можно, по рецепту мази взять.(Аптека).

Чтоб детишки здоровыми были, нужно чтоб где-то врачи их лечили. Чтоб за здоровьем следили всегда, с мамами ходят детишки куда?(Поликлиника)и т.д.

  1. Беседа «Что такое улица и по каким правилам она живет?»

Цель:

-знать, что улицы города, как его составляющие, живут по определенным правилам, нуждаются в уходе, обновлении, ремонте.

-какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются.

-уметь отвечать на вопросы педагога небольшим рассказом, используя знания, словарь, из личного опыта.

- сознавать необходимость соблюдения чистоты и прядка на улицах города.

   Логопед задает вопросы по своему выбору. Назовите улицу, на которой вы живёте? Улица, на которой стоит наш детский сад? Что есть на улице? (Здания, дорога, тротуар, дворы, клумбы, скамейки…)

Вы утром умываетесь, причесываетесь, одеваетесь. Кто убирает и моет утром улицу? Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть и поливать цветы? Ваши мамы следят за тем, чтобы ваша одежда была не только чистой, но и красивой. Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, дворов? Какие постройки, сооружения есть в нашем городе?. Как он озеленен? Удобно ли в нём играть, гулять? Ремонтируют ли оборудование детской площадки?

Ваша мама следит за тем, чтобы ваша прическа была аккуратной, красивой, а волосы чистыми. А кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газонами на улице? Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой?

За вашим поведением, поступками следят ваши родители. А кто следит за порядком на улице? Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария, беда?

В семье и в детском саду вас учат правилам поведения. А какие правила поведения на улице вы знаете?

  1. Дидактическая игра «Собери герб нашего города»

                                             (Кубики Никитина)

Цель: Развитие мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования.

  1. Игра “Телеграф”.

 Деление слов--названий улиц на слоги. Дети простукивают название своей улицы по слогам, имитируя отправление телеграммы.

  1. Игра “За что я люблю свой город?”

 Ребята, вы любите свой город? Составьте об этом предложения. Свое предложение начинайте так: «Я люблю свой город за то, что … например: он чистый», и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Город мой, город таежный"

Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...