Индивидуальное логопедическое занятие "Постановка звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
2. Постановка звука «Р».
3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
4. Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти
5. Развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_r.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р]
Цель:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «Р».
2. Постановка звука «Р».
3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
4. Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти
5. Развитие мелкой моторики рук.
1. Организационный момент.
Включение речевого внимания и слуха.
- Повтори за мной только те слова, в названии которых есть звук «Ш»:
Самолет, машина, лес, сумка, шалаш, школа, весы, шпагат, оса, лиса, весна, шапка, шишка.
2. Различение звука «Р» от других смешиваемых звуков.
Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.
- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.
-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.
- Если в слове, которое я тебе буду называть, услышишь звук «Р», то хлопни в ладони, если нет – разведи руки:
жарко – жалко лак – рак
вор – вол
ложки – рожки
кулачки – курочки рама – лапа
рыжий – лыжи марка – майка
Логопед: отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит: Та-та-татата, тата-та-та-тата-та.
3. Пальчиковая гимнастика
Логопед: давай мы с тобой выложим букву Р из ракушек, которые насобираем на нашем острове.
Ребенок: собирает ракушки и выкладывает из них букву Р.
Логопед: на нашем острове много песка, напиши, пожалуйста, на песке букву Р.
Ребенок: пишет пальчиком в мини песочнице букву Р.
4. Графический диктант:
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
Логопед: Что получается?
Ребенок: Машина.
Логопед: Дорисуем колёса.
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный тигр Брыська. А случилось все так.
Сорока на весь лес шум подняла. – Брыська то наш под машину попал! Его в лесную скорую помощь увезли! Вот горе-то!
Сначала обитатели леса не поняли, в чем дело. Опять сороки что-то намудрили, вечно панику поднимают! Потом призадумались. А ведь и, правда, где тигр Брыська? Что-то с утра его видно не было. Вчера он где-то раздобыл велосипед и гонял в лесу. Может, и правда что-то случилось? Но у вредных сорок толком ничего узнать не удалось.
Собрались тогда друзья и стали его искать. Сели на лошадку и поехали (упр. № 1 «Лошадка»). Ну, вот они и приехали и увидели вывеску на дереве «Скорая помощь». Друзья бросились к врачу. Сова Роза Ивановна была главным врачом в лесной «Скорой помощи». Друзья спросили? Скажите, что случилось с Брыськой.
Сова: Брыська попал в аварию, плачет и не умеет рычать.
Друзья: А, что для этого нужно?
Нужно ему много слушать музыку. И друзья поспешили. Они нашли Гармошку и стали играть (упр. № 2 «Гармошка»). Но их друг все, же оставался без действия. Тогда друзья раздобыли «Барабан» (упр. № 3 «Барабан») и начали играть.
Брыська не поправлялся. Тогда врач посоветовал им рассмешить его и привезти Фокусника (упр. № 4 «Фокусник»). Друзья привезли веселого Фокусника, и Брыська стал улыбаться. Но он все так же не говорил, не рычал, как прежде. Друзья решили его угостить вкусным вареньем (упр. № 5 «Вкусное варенье»). Наконец Брыська стал слизывать вкусное варенье с верхней губы. Но Брыська так и не рычал.
Тогда врач посоветовала набраться терпения и ждать, но каждый день веселить, кормить и показывать фокусы. К счастью, рана на лапке оказалась не очень страшной. Но юный Брыська все никак не мог зарычать.
Вскоре Брыську выписали из больницы. Про велосипед он и думать забыл. Каждый день катался на качелях (упр. № 6 «Качели») вместе с друзьями. Они пошли собирать грибы и считать их (упр. № 7 «Грибок»). И в один прекрасный день в лесу все услышали песню Брыськи – дррр.
Вот какие настоящие были у Брыськи друзья.
9.Закрепление.
Логопед: какой звук издает мотор у машины?
Ребенок: старается воспроизвести дррр.
10. Итог занятия.
- Над какими звуками мы сегодня работали? (Р)
- Что тебе больше всего понравилось выполнять на занятии?
Приложение
Упражнение «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губ были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Упражнение «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрыть и закрыть рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Упражнение «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д-д-д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Звук д произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Упражнение «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка прогибается к низу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть натягивалась на зубы, ватка летела строго вверх.
Упражнение «Вкусное варенье».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
Упражнение «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет 1-10 (язык напоминает тонкую шляпку грибка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”
Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор: Карташова Евгения Олеговна, учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]»....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет
индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.
Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят". Тема недели "Домашние животные"...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»
Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1. Развитие правильной чёткой воздушной струи д...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".
Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...