Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».

Тема: «Звук [ р]».

 Цель: Автоматизация звука [ р]  в слогах.        

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- учить правильно произносить звук [ р] в слогах;

-учить давать характеристику звука.

Коррекционно-развивающие:

- развивать  мышцы артикуляционного аппарата;

- развивать фонематический слух, слуховое  внимание.

Воспитательные:

-  воспитывать мотивацию методом игровых приемов;

- продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни.

 Оборудование: картинки «Язычок», «Вертолеты»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [р]; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой горой слогами); флажок.

Ход занятия.

  1. Организационный момент (проверка готовности ребенка и его рабочего места к занятию).
  2. Постановка темы занятия.

Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.

III. Основная часть занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика.

        Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел он на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») и начал зарядку. Любимое упражнение у Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели»). Следующее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки»). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка») громко застучал башмачками по дорожке (упражнение «Барабанщик»). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (упражнение «Парус»).

2. Разбор правильной артикуляции звука.

        Язычок — настоящий спортсмен! А ты со спортсменами
знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: р-р-р. А для этого давай вспомним,  как правильно произносим этот звук:

губы — полураскрыты ;

зубы — разомкнуты;

язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произносит звук [р].

3.Характеристика звука.

Звук [ р] -  согласный, твердый, звонкий.

IV. Динамическая пауза.

А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.

Игра «Спортсмены»

 Чтоб болезней не боятся,

                         (ребенок поднимет руки к плечам)

           Надо спортом заниматься.

           (к плечам, в стороны)

           Играет в теннис теннисист,

                (сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца)

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет ... футболист,

В хоккей играет ... хоккеист,

В волейбол — ... волейболист,

В баскетбол — ... баскетболист.

Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий. Весь текст читает логопед.

4. Вызывание изолированного звука.

        Язычок увлекается парашютным спортом — он парашютист и сейчас у него тренировка. Посмотри, как ловко он управляет парашютом! Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:

ша..  ,  забо.. ,  мото.. ,    мухомо.. ,    бо.. ,  топо.. ,  кома.. ,  помидо..

Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договаривает слово звуком [р].

5.         Произнесение звука в слогах.

        Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и произносит слог.)

Ребенок за логопедом повторяет: ра, ры, рэ, ро, ру.

Посмотрел Язычок внимательно и заметил среди вертолетов два одинаковых,  а ты сможешь их найти?

Ребенок находит вертолет, похожий на выделенный.

Попрощался Язычок с вертолетами.  (Ребенок еще раз произносит слоги.) И полетел дальше. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет. Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» .

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов:

 ра-ра-ра

 ры-ры-ры

рэ-рэ-рэ

 ро-ро-ро

ру-ру-ру

6.Упражнение на выделение звука на фоне слога.

        Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи.

        Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал его на место. Все тренировки на сегодняшний день закончились, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?

Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора.

 Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.

Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра.

Ру-ру-ру — прыгайте, как кенгуру.

Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!

Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего логопед договаривает чистоговорку до конца.

V. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно дружить со спортом, чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить на наших занятиях. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко произносила?

Ребенок. Р-р-р.

Список литературы

1.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия   с дошкольниками. Методическое пособие./Е.А. Борисова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Крупенчук  О.И. Научите меня говорить правильно! / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.

3. Лылова  Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедических занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. /Л. С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012 – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....