Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]». | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».
Тема: «Звук [ р]».
Цель: Автоматизация звука [ р] в слогах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- учить правильно произносить звук [ р] в слогах;
-учить давать характеристику звука.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышцы артикуляционного аппарата;
- развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию методом игровых приемов;
- продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни.
Оборудование: картинки «Язычок», «Вертолеты»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [р]; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой горой слогами); флажок.
Ход занятия.
- Организационный момент (проверка готовности ребенка и его рабочего места к занятию).
- Постановка темы занятия.
Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.
III. Основная часть занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел он на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») и начал зарядку. Любимое упражнение у Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели»). Следующее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки»). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка») громко застучал башмачками по дорожке (упражнение «Барабанщик»). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (упражнение «Парус»).
2. Разбор правильной артикуляции звука.
Язычок — настоящий спортсмен! А ты со спортсменами
знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: р-р-р. А для этого давай вспомним, как правильно произносим этот звук:
губы — полураскрыты ;
зубы — разомкнуты;
язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произносит звук [р].
3.Характеристика звука.
Звук [ р] - согласный, твердый, звонкий.
IV. Динамическая пауза.
А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.
Игра «Спортсмены»
Чтоб болезней не боятся,
(ребенок поднимет руки к плечам)
Надо спортом заниматься.
(к плечам, в стороны)
Играет в теннис теннисист,
(сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет ... футболист,
В хоккей играет ... хоккеист,
В волейбол — ... волейболист,
В баскетбол — ... баскетболист.
Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий. Весь текст читает логопед.
4. Вызывание изолированного звука.
Язычок увлекается парашютным спортом — он парашютист и сейчас у него тренировка. Посмотри, как ловко он управляет парашютом! Летит, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху видно? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:
ша.. , забо.. , мото.. , мухомо.. , бо.. , топо.. , кома.. , помидо..
Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договаривает слово звуком [р].
5. Произнесение звука в слогах.
Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и произносит слог.)
Ребенок за логопедом повторяет: ра, ры, рэ, ро, ру.
Посмотрел Язычок внимательно и заметил среди вертолетов два одинаковых, а ты сможешь их найти?
Ребенок находит вертолет, похожий на выделенный.
Попрощался Язычок с вертолетами. (Ребенок еще раз произносит слоги.) И полетел дальше. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет. Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» .
Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов:
ра-ра-ра
ры-ры-ры
рэ-рэ-рэ
ро-ро-ро
ру-ру-ру
6.Упражнение на выделение звука на фоне слога.
Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи.
Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал его на место. Все тренировки на сегодняшний день закончились, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет?
Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора.
Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.
Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра.
Ру-ру-ру — прыгайте, как кенгуру.
Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!
Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего логопед договаривает чистоговорку до конца.
V. Итог занятия.
Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно дружить со спортом, чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить на наших занятиях. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко произносила?
Ребенок. Р-р-р.
Список литературы
1.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие./Е.А. Борисова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.
3. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедических занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. /Л. С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012 – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”
Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор: Карташова Евгения Олеговна, учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет
индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.
Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят". Тема недели "Домашние животные"...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»
Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1. Развитие правильной чёткой воздушной струи д...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".
Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....
- Мне нравится (2)