Технологии проблемного обучения в практике учителя логопеда ДОУ
презентация по логопедии на тему
Памятка для учителей-логопедов детских садов с практическими примерами проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_problemnogo_obucheniya_pamyatka.docx | 289.46 КБ |
tehnologii_problemnogo_obucheniya_v_praktike_logopeda_dou.pptx | 90.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии проблемного обучения Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эврестическое обучение Особенности методики Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности | Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; Проблемное обучение включает несколько этапов: 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4) проверка правильности решения проблемы. Система методов проблемного обучения. Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером): 1) Объяснительно иллюстративный; 2) Репродуктивный; 3) Проблемное изложение; 4) Частично-поисковый; 5) Исследовательский метод. Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов. | ||
Суть проблемного обучения в детском саду (в практике учителя-логопеда)
Достоинства проблемного обучения 1.Высокая самостоятельность детей; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка | Примеры ситуационных задач на развитие грамматических категорий 1. Как лучше назвать электроприбор для уборки: уборщик, чистильщик, уборщица, пылесос (и почему). | ||
Примеры ситуационных задач на развитие связной речи 1.Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2.Бабушка села на маршрутку, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? 3.В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? 4.Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. 5.В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти? 6.Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?) 7.Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. 8.Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? 9.Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? 10.Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? | Примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте 1. Логопед показывает незнакомую букву и предлагает воспитанникам назвать слово, начинающееся с этой буквы.-Почему не смогли выполнить задание? - Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? 3.1. Логопед показывает воспитанникам таблички с заглавной и строчной буквой «ы».- Какой буквы не бывает? Почему? 3.2. Логопед показывает детям таблички, на которых разные буквы (заглавная и строчная), а буква «ы» только строчная.- Почему не заглавной буквы «ы»? 4. Логопед предлагает воспитанникам назвать картинки ( гусь, дятел, бабочка и др.) и просит записать эти слова.-Как записать слова, если мы не знаем букв и не умеем писать? 5. Логопед предлагает посмотреть на схемы предложений и сосчитать, сколько предложений составлено. - Какой возникает вопрос? 6.1. Логопед просит детей прочитать слово и подобрать картинку к этому слову (кружки, стрелки, замок) -Почему вы выбрали две разных картинки к одному слову? -Как можно понять, к какому слову картинка? 6.2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово КРУЖКИ и нарисовать предмет, который обозначает это слово. Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово? 6.3. Логопед предлагает прочитать предложения: На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок. - Какие слова схожи по написанию? Чем они различаются? -Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?7. Логопед предлагает детям схемы имён мультипликационных героев: Нюша, Лосяш (на доске две абсолютно одинаковые схемы) | ||
| Ресурсы http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/ Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html Игровые задания, проблемные ситуации http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogoКартотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.http://nataljyakuryshova.jimdo.com/ Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/12/10/problemnoe-obuchenie-i-organizatsiya-proektnoy-deyatelnostiПроблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практикеhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/05/11/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-problemnogo-obucheniya-iИспользование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике.Проблемные ситуации и проблемные вопросы в практике учителя-логопеда ДОУ Памятка для учителей логопедов г.Костромы Авторы учителя-логопеды Заволжского района г. Костромы: Удоденко Ю.В. МБДОУ «Детский сад № 19» Степанова Т.А. МБДОУ «Детский сад № 27». 2016г | ||
Технологии проблемного обучения Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эврестическое обучение Особенности методики Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности | |||
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; Проблемное обучение включает несколько этапов: 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их); 4) проверка правильности решения проблемы. Система методов проблемного обучения. Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером): 1) Объяснительно иллюстративный; 2) Репродуктивный; 3) Проблемное изложение; 4) Частично-поисковый; 5) Исследовательский метод. Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов. | |||
Суть проблемного обучения в детском саду (в практике учителя-логопеда)
Достоинства проблемного обучения 1.Высокая самостоятельность детей; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка | Ресурсы http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/ Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html Игровые задания, проблемные ситуации http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogoКартотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.http://nataljyakuryshova.jimdo.com/ Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/12/10/problemnoe-obuchenie-i-organizatsiya-proektnoy-deyatelnostiПроблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практикеhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/05/11/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-problemnogo-obucheniya-iИспользование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике. | ||
Примеры ситуационных задач на развитие связной речи 1.Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2.Бабушка села на маршрутку, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? 3.В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? 4.Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. 5.В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти? 6.Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?) 7.Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. 8.Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? 9.Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? 10.Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? | Примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте 1. Логопед показывает незнакомую букву и предлагает воспитанникам назвать слово, начинающееся с этой буквы.-Почему не смогли выполнить задание? - Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? 3.1. Логопед показывает воспитанникам таблички с заглавной и строчной буквой «ы».- Какой буквы не бывает? Почему? 3.2. Логопед показывает детям таблички, на которых разные буквы (заглавная и строчная), а буква «ы» только строчная.- Почему не заглавной буквы «ы»? 4. Логопед предлагает воспитанникам назвать картинки ( гусь, дятел, бабочка и др.) и просит записать эти слова.-Как записать слова, если мы не знаем букв и не умеем писать? 5. Логопед предлагает посмотреть на схемы предложений и сосчитать, сколько предложений составлено. - Какой возникает вопрос? 6.1. Логопед просит детей прочитать слово и подобрать картинку к этому слову (кружки, стрелки, замок) -Почему вы выбрали две разных картинки к одному слову? -Как можно понять, к какому слову картинка? 6.2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово КРУЖКИ и нарисовать предмет, который обозначает это слово. Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово? 6.3. Логопед предлагает прочитать предложения: На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок. - Какие слова схожи по написанию? Чем они различаются? -Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?7. Логопед предлагает детям схемы имён мультипликационных героев: Нюша, Лосяш (на доске две абсолютно одинаковые схемы) | ||
| Примеры ситуационных задач на развитие грамматических категорий 1. Как лучше назвать электроприбор для уборки: уборщик, чистильщик, уборщица, пылесос (и почему). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для обучающихся Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность детей; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка
Суть проблемного обучения в детском саду (в практике учителя-логопеда) Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия . Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями
Примеры ситуационных задач на развитие грамматических категорий 1. Как лучше назвать электроприбор для уборки: уборщик, чистильщик, уборщица, пылесос (и почему). 2. Как называется гриб, который растет в березовом лесу: березовый, березовик, подберезовик. Какое слово подходит больше и почему? 3. Почему блюдо называется «сырник», если готовится не из сыра. 4. Из двух предложений на доске выберите то, которое написано правильно. Корабль поплыл пореке . Корабль по плыл по реке. Корабль поплыл по реке. 5. Мама попросила купить в магазине продукты, а дочка забыла, что именно. Она помнит только, что мама просила купить самое свежее …, самые спелые …, самый мягкий … . 6. Медведь приготовил на зиму варенье для Маши из фруктов, овощей, грибов, ягод. Как называется варенье, которое будет есть Маша. 7. Бабушка попросила внука собрать в огороде круглые и зеленые, длинные и зеленые, спелый и зеленый. Что принес внук? 8. Прочитайте слова на доске, выберите то, которое не подходит к остальным: гусь, гусыня, гусеница, гусятник, гусята, гусиный, гусятница, гуськом.
Примеры ситуационных задач на формирование фонематического слуха и элементам обучения грамоте 1. Логопед показывает незнакомую букву и предлагает воспитанникам назвать слово, начинающееся с этой буквы. -Почему не смогли выполнить задание ? 2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово, которое начинается со знакомой буквы, но в середине (в конце) слова есть незнакомая буква. - Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение ? 3.1. Логопед показывает воспитанникам таблички с заглавной и строчной буквой « ы» . - Какой буквы не бывает? Почему ? 3.2. Логопед показывает детям таблички, на которых разные буквы (заглавная и строчная), а буква « ы» только строчная. - Почему не заглавной буквы «ы »? 4. Логопед предлагает воспитанникам назвать картинки ( гусь, дятел, бабочка и др.) и просит записать эти слова. -Как записать слова, если мы не знаем букв и не умеем писать?
5. Логопед предлагает посмотреть на схемы предложений и сосчитать, сколько предложений составлено. _______ ________ ________ _______ _________ ________ - Какой возникает вопрос? 6.1. Логопед просит детей прочитать слово и подобрать картинку к этому слову (кружки, стрелки, замок) -Почему вы выбрали две разных картинки к одному слову? -Как можно понять, к какому слову картинка? 6.2. Логопед предлагает воспитанникам прочитать слово КРУЖКИ и нарисовать предмет, который обозначает это слово. -Почему вы нарисовали два разных предмета, ведь было написано одно слово ? 6.3. Логопед предлагает прочитать предложения: На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок. - Какие слова схожи по написанию? Чем они различаются? -Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?
7. Логопед предлагает детям схемы имён мультипликационных героев: Нюша, Лосяш (на доске две абсолютно одинаковые схемы) - Как же, не умея записывать буквы, можно различить схемы слов Нюша и Лосяш ? 8. Слова « кот» и « мяу» давно дружили между собой. Но однажды приятели решили посчитать, сколько в них слогов, и в результате поссорились. Что их огорчило? Как их помирить ? 9. На доске записаны слова: Шарик, шарик . Логопед предлагает подумать, почему одно и тоже слово написано по-разному (с заглавной и строчной буквы)? От чего зависит выбор буквы? 10. Логопед предлагает детям найти предложения. Воробышки по прыгают ищут зернышки дорожке. Старый воробей зорко во все стороны. Воробьи весело чирикают. - Какие знания необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос? - Что такое предложение, какими признаками оно обладает?
Примеры ситуационных задач на развитие связной речи 1 . Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2 . Бабушка села на маршрутку, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? 3 . В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? 4 . Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы . 5. В уголке сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти? 6 . Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь ?) 7. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать . 8. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки ? 9. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь ? 10. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
Спасибо за внимание! Будем рады, если материал из памятки по проблемным ситуациям вы будете использовать в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В....
«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...
статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...
«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»
В данной статье представлена классификация IT-технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе....
Опыт использования технологий проблемного обучения в практике.
В настоящее время предоставлен достаточно широкий выбор программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вмес...