Работа учителя-логопеда над дыханием.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Зубкова Елена Владимировна

В данном материале систематезированы сведения о развитии оптимального типа физиологического и речевого дыхания, приведены примеры упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dyhaniya_v_rabote_uchitelya_logopeda.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

  Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма углекислого газа. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц: диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц.

 В настоящее время выделяется три типа дыхания:

-верхнереберный или грудной;

-грудобрюшной или диафрагмально-реберный;

-брюшной или диафрагмальный.

 Наиболее оптимальным типом дыхания считается грудобрюшной. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для активизации физиологической роли диафрагмы требуются специальные физические упражнения.

  Речевое дыхание имеет существенные отличия от физиологического. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания.

 Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

 Развитие речевого дыхания начинается с 3-6 месяцев. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания (срывы могут быть при волнении, после бега).        

 Усложнение речевых задач приводит к нарушению речевого дыхания.

 Физиологическое дыхание детей с речевой патологией, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Следовательно, задачи педагога:

-развивать объем легких;

-формировать грудобрюшной тип дыхания.

 В работе логопеда по развитию дыхания можно выделить 5 этапов.

Этап №1.

Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.

  Перед началом необходимо снять мышечный зажим. Лучше всего это делать на контрасте: напряжение- расслабление. Перед работой проверить, насколько свободны дыхательные пути ( нет ли у ребенка насморка, аденоидов).

 Цель 1-го этапа - развитие ощущений движения диафрагмы и передней стенки живота.

Упр.1 Ребенок лежит. На животе находится  мягкая игрушка. При вдохе и выдохе игрушка плавно поднимается и опускается.

 Упр.2 Ребенок лежит. Рука, расположенная  на диафрагме, плавно поднимается при вдохе и  опускается при выдохе.

 Упр.3 Ребенок сидит. Рука расположена на диафрагме. Ребенок следит за движениями руки при вдохе и выдохе.

 Упр.4 Ребенок стоит. Рука находится на диафрагме. Ребенок рукой контролирует движения диафрагмы при вдохе и выдохе.

Этап № 2.

Развитие грудобрюшного типа дыхания.

 Необходимо соблюдать следующие условия:

-активное внимание уделять фазе вдоха;

- вдох делать при физической активности;

- делать упражнения в комфортном темпе и ритме.

Упражнения по А.Н. Стрельниковой:

  1. Два быстрых вдоха ( нюхаем воздух);
  2. Два быстрых вдоха по сигналу;
  3. Два быстрых вдоха при повороте головы;
  4. Два быстрых вдоха при поднесении ладони то к правому уху, то к левому;
  5. Два быстрых вдоха при поднимании подбородка;
  6. Два быстрых вдоха при наклоне головы к правому, левому плечу.

Этап № 3

Развитие длительного плавного выдоха через рот.

  1. Без речевого сопровождения:

-дутье;

-сдувание;

-поддувание;

-задувание.

 Для занятий является обязательным соблюдение следующих правил:

  • Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении до еды.
  • Нельзя допускать переутомления ( зевота- признак кислородной недостаточности.
  • Необходимо следить за позой ребенка. Он не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки.
  • Следует привлекать внимание ребенка к работе мышц диафрагмы.
  • Дыхательные упражнения должны проводиться плавно, под счет.
  • Дидактический материал должен быть легким. Располагать его нужно на уровне рта ребенка.

2. С речевым сопровождением ( фонационный выдох):

* Произнесение на длительном выдохе изолированных гласных;

* Произнесение на длительном выдохе сочетаний гласных;

* Произнесение на длительном выдохе глухих щелевых согласных;

* Произнесение слогов с щелевыми согласными.

Этап № 4.

Развитие речевого дыхания:

  • Произнесение слов, начиная с одного слога и увеличивая  их количество ( с ударением на первом слоге, на втором, на третьем);
  • Произнесение фразы ( для детей 5-ти лет из 3-4 слов, 6-ти лет из 4-5 слов).

Этап № 5.

Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста.

На этом этапе наращивание фразы должно происходить постепенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Значение правильного дыхания в коррекционной работе учителя-логопеда

В данной статье рассмотрениы основные виды дыхания, подобраны упражнения для развития правильного дыхания. статья будет полезна практикующим учителям-логопедам, родителям и воспитателям....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...