Работа учителя-логопеда над дыханием.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале систематезированы сведения о развитии оптимального типа физиологического и речевого дыхания, приведены примеры упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dyhaniya_v_rabote_uchitelya_logopeda.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма углекислого газа. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц: диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц.
В настоящее время выделяется три типа дыхания:
-верхнереберный или грудной;
-грудобрюшной или диафрагмально-реберный;
-брюшной или диафрагмальный.
Наиболее оптимальным типом дыхания считается грудобрюшной. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для активизации физиологической роли диафрагмы требуются специальные физические упражнения.
Речевое дыхание имеет существенные отличия от физиологического. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания.
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Развитие речевого дыхания начинается с 3-6 месяцев. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания (срывы могут быть при волнении, после бега).
Усложнение речевых задач приводит к нарушению речевого дыхания.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Следовательно, задачи педагога:
-развивать объем легких;
-формировать грудобрюшной тип дыхания.
В работе логопеда по развитию дыхания можно выделить 5 этапов.
Этап №1.
Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.
Перед началом необходимо снять мышечный зажим. Лучше всего это делать на контрасте: напряжение- расслабление. Перед работой проверить, насколько свободны дыхательные пути ( нет ли у ребенка насморка, аденоидов).
Цель 1-го этапа - развитие ощущений движения диафрагмы и передней стенки живота.
Упр.1 Ребенок лежит. На животе находится мягкая игрушка. При вдохе и выдохе игрушка плавно поднимается и опускается.
Упр.2 Ребенок лежит. Рука, расположенная на диафрагме, плавно поднимается при вдохе и опускается при выдохе.
Упр.3 Ребенок сидит. Рука расположена на диафрагме. Ребенок следит за движениями руки при вдохе и выдохе.
Упр.4 Ребенок стоит. Рука находится на диафрагме. Ребенок рукой контролирует движения диафрагмы при вдохе и выдохе.
Этап № 2.
Развитие грудобрюшного типа дыхания.
Необходимо соблюдать следующие условия:
-активное внимание уделять фазе вдоха;
- вдох делать при физической активности;
- делать упражнения в комфортном темпе и ритме.
Упражнения по А.Н. Стрельниковой:
- Два быстрых вдоха ( нюхаем воздух);
- Два быстрых вдоха по сигналу;
- Два быстрых вдоха при повороте головы;
- Два быстрых вдоха при поднесении ладони то к правому уху, то к левому;
- Два быстрых вдоха при поднимании подбородка;
- Два быстрых вдоха при наклоне головы к правому, левому плечу.
Этап № 3
Развитие длительного плавного выдоха через рот.
- Без речевого сопровождения:
-дутье;
-сдувание;
-поддувание;
-задувание.
Для занятий является обязательным соблюдение следующих правил:
- Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении до еды.
- Нельзя допускать переутомления ( зевота- признак кислородной недостаточности.
- Необходимо следить за позой ребенка. Он не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки.
- Следует привлекать внимание ребенка к работе мышц диафрагмы.
- Дыхательные упражнения должны проводиться плавно, под счет.
- Дидактический материал должен быть легким. Располагать его нужно на уровне рта ребенка.
2. С речевым сопровождением ( фонационный выдох):
* Произнесение на длительном выдохе изолированных гласных;
* Произнесение на длительном выдохе сочетаний гласных;
* Произнесение на длительном выдохе глухих щелевых согласных;
* Произнесение слогов с щелевыми согласными.
Этап № 4.
Развитие речевого дыхания:
- Произнесение слов, начиная с одного слога и увеличивая их количество ( с ударением на первом слоге, на втором, на третьем);
- Произнесение фразы ( для детей 5-ти лет из 3-4 слов, 6-ти лет из 4-5 слов).
Этап № 5.
Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста.
На этом этапе наращивание фразы должно происходить постепенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Значение правильного дыхания в коррекционной работе учителя-логопеда
В данной статье рассмотрениы основные виды дыхания, подобраны упражнения для развития правильного дыхания. статья будет полезна практикующим учителям-логопедам, родителям и воспитателям....
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...