Коррекционно-развивающая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях, школах. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Вишенка» г. Протвино
Принято приказом №___от «___»________2016 г.
Заведующий _________И.В.Сиднева
Коррекционно-развивающая программа
для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
в подготовительной группе
(возраст детей: 6-7 лет, срок реализации: 1 год)
Составитель: учитель-логопед
Маркина Ольга Владимировна
г. Протвино 2016 г.
Пояснительная записка
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования предполагаются изменения, касающиеся и организации инклюзивного образования детей.
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях, школах. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.
Прежде всего «Законом об образовании» регламентировано обеспечение равного доступа к образованию всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В законе появляется новое понятие «адаптированная образовательная программа», т.е. программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо отметить, что с вступлением в силу 273 ФЗ предъявляются новые требования и к условиям организации инклюзивного образования, а именно - создание условий для получения без дискриминации качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей языков, методов и способов общения, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.
Основное изменение с введением ФЗ-273 ст.48 касается принципиально нового подхода к инклюзивному образованию, где не ребенок «подгоняется» под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка
Именно эта точка зрения побудила к созданию и реализации программы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения МБДОУ д/с № 7 «Вишенка», как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Рабочая программа по коррекции речевого развития детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием разработана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая и подготовительная группа детского сада)» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной (1993), рекомендованной управлением специального образования министерства общего и профессионального образования РФ.
Цель рабочей программы: корректировать и компенсировать нарушения речевого развития детей 6 – 7 лет.
Задачи:
- развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения звуков,
- совершенствование дикции и чёткого произношения слов и словосочетаний,
- повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях,
- усвоенных грамматических форм речи.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ФФНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Срок реализации программы рассчитан на один год (подготовительная группа).
Возраст детей: 6-7 лет с ФФНР.
Состав группы: 12 детей с ФФНР.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
Форма контроля – устная (заполнение речевой карты) - 1 раз в год.
Форма текущего контроля – устная (собеседование)- постоянно.
Итоговый контроль эффективности коррекционной работы определяется по
итогам обследования детей на заседаниях в городской психолого-медико-
педагогической комиссии.
Требования к уровню подготовки детей:
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи.
2. Четко дифференцировать звуки.
3. Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти
навыки на другой лексический материал.
4. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
5. Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные
предложения, усложняя их придаточными, причины и следствия, однородными членами предложения
6. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии
с нормами языка.
Средствами контроля является речевая карта, которую учитель-логопед заполняет в начале и конце учебного года.
Содержание рабочей программы включает разделы, предусмотренные Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая и подготовительная группа детского сада)» Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной: «Постановка звукопроизношения детей», «Закрепление лексико- грамматических категорий», «Развитие связной речи». Данные разделы реализуются в ходе трёх последовательных периодов, каждый из которых имеет характерные цели и задачи. Из рабочей программы исключен раздел «Подготовка к звуковому анализу и синтезу и обучение грамоте» в связи с тем, что данный раздел реализуется в ходе непосредственно образовательной деятельности при освоении детьми образовательной области «Познание».
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием , М.,1993.
2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. М, Школьная пресса, 2002.
3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастика. Комплекс упражнений (пособие (№ 1 – 8)М, Гном и Д, 2009.
4. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., Гном-Пресс, 1998.
5. Г.А. Каше, Т.Б.Филичева. Дидактический материал по формированию
правильного произношения у детей дошкольного возраста, М.Просвещение, 1990.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Продолжительность занятий определяется работоспособностью детей и не превышает 20-25 мин. В соответствии с требованиями СанПиН.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ФФНР.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико- грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ФФНР
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого- педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно- педагогического влияния участников коррекционно- образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно- образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы. |
Характеристика структурных компонентов речи детей
6-7-го возраста с ФФНР.
Фразовая речь. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются. Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.
Понимание речи. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции.
Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
Словарный запас. Словарный запас детей значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно. Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
Грамматический строй речи. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.
Звукопроизношение. Встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. . У них могут быть различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
Фонематическое восприятие. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
Организация обучения и воспитания детей 6-7-го возраста с ФФНР.
Предусмотрены следующие виды логопедических занятий: Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми проводится от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и индивидуальных особенностей детей.
Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.
Фронтальная непосредственная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю.
Количество занятий в зависимости от периода обучения:
Количество фронтальных логопедических занятий – два в неделю, по периодам они распределяются следующим образом: 1-й период (сентябрь, октябрь) – 14 занятий.
2-й период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) – 33 занятия.
3-й период (март, апрель, май, июнь) – 25 занятий.
Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 30 минут.
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Дни недели | 1 половина дня | 2 половина дня |
Занятия логопеда и воспитателя | Работа воспитателя по заданию логопеда | |
Понедельник | Познание 9.05-9.35 Коммуникация 9.45-10.15 Музыка 10.25-10.55 16.30-17.00 Вторник | 16.00-17.00 |
Вторник | Логопедическое занятие 9.05-9.35 Познание 9.45-10.15 Физическая культура 10.25-10.55 | 16.00-17.00 |
Среда | Познание 9.05-9.35 Художественное творчество 9.45-10.15 Физическая культура 10.55-11.25 | 16.00-17.00 |
Четверг | Логопедическое занятие 9.05-9.35 Музыка 10.05-10.35 | 16.00-17.00 |
Пятница | Чтение художественной литературы 9.05-9.35 Художественное творчество 9.45-10.15 Физическая культура 11.25-11.55 | 16.00-17.00 |
Перспективный план проведения фронтальных логопедических занятий в группе для детей с ФФН (старший и подготовительный возраст)
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегчённых фонетических условиях.
Дети подготовительного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить за время пребывания в группе объем основных заданий, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Коррекционную работу, рассчитанную на 36 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно. Фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю (для подгруппы детей старшего возраста) 5 раз в неделю (для подгруппы детей подготовительного возраста).
Для детей старшего возраста:
На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — лъ. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка.
Для детей подготовительного возраста:
Закрепление правильного произношения звуков У, А, И, П, ПЬ, Э, Т, К, КЬ, М, МЬ, ЛЬ, О, Х, ХЬ, ЙОТ, Ы,С (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).
Различение звуков на слух: всех гласных (У, А, И, Э, О, Ы), согласных (П-Т-М-К, Т-Д-К, К-КЬ-Т-Г-Х, ЛЬ-Л-ЙОТ, Р-РЬ, С-СЬ-З-Т-ТЬ-Щ). Дифференциация правильно произносимых звуков (К-Х, ЛЬ-ЙОТ, Ы-И).
В связи с закреплением правильного произношения звуков, усвоение слов различной слоговой сложности (преимущественно двух и трехсложных).
Подготовка к анализу звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).
Второй период обучения: декабрь, январь, февраль
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно. Фронтальные занятия по произношению – 3 раза в неделю (для подгруппы детей старшего возраста) и 5 раз в неделю (для подгруппы детей подготовительного возраста).
Для детей старшего возраста:
На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль – ы - и, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш,, з-ш, з-ж, с - ш - з - ж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.
Для детей подготовительного возраста:
Закрепление правильного произношения звуков С (продолжение), СЬ, З, Ь, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.
Различение звуков на слух: С-СЬ, З-ЗЬ, ЗЬ-С-СЬ-Ж, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, ДЬ-Т-ТЬ-Г-ГЬ, ГЬ-К-КЬ-Д-ДЬ, Ш-С-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, Ж-З-Ш, РЬ-Л-ЛЬ.
Дифференциация правильно произносимых звуков: С-СЬ, З-ЗЬ, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, Ж-З, Ж-Ш, С-Ш-З-Х, Р-Л, Р-РЬ-Л-ЛЬ.
В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков усвоение слов сложного звуко-слогового состава со слогами различной структуры (тротуар, перекресток, экскаватор и др.). Анализ и синтез звукового состава слова (см. раздел «Обучение грамоте»).
Третий период обучения: март, апрель, май.
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно. Фронтальные занятия – 3 раза в неделю (для подгруппы детей старшего возраста) и 5 раз в неделю (для подгруппы детей подготовительного возраста). В подгруппе для детей подготовительного возраста 3 раза проводятся фронтальные занятия по произношения и 2 раза – по обучению грамоте.
Для детей старшего возраста:
В течение этого периода изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков.
Для детей подготовительного возраста:
Закрепление правильного произношения звуков Ц, Ч, Щ и всех ранее пройденных. Различение на слух Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Ц-ТЬ-С, Щ-Ч-СЬ-Ш. Дифференциация правильно произносимых звуков Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Ц-С, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ.
В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи усвоение слов сложного звуко-слогового состава (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.
Анализ слов сложного звуко-слогового состава.
Усвоение букв Ь, Ч, Ц, Ф, Щ, Ъ, Ь – разделительный (24-31 недели обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыки использования при письме ранее пройденных букв Е, Ё и усвоение букв Ю, Я.
Усвоение буквы Ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков.
Усвоение букв Ь (разделительный) и Ъ (разделительный) на базе отчетливого произношения и сравнения на слух и произношении сочетаний типа ЛЯ-ЛЬЯ.
Месяц недели | Звуки, буквы | Подготовка к обучению грамоте | Лексико-семантическая тема | Грамматический строй | Связная речь |
Сентябрь 1 2 | Логопедическое обследование | ||||
3 | А У | Выделение начального ударного и безударного гласного. | Осень | -образование относительных прилагательных, -подбор признаков к предметам. | Составление описательных рассказов |
4 | А-У, И | Звуко-буквенный анализ сочетаний типа: АУ, УА | Я вырасту здоровым | -образование мн. числа Р.п, -согласование существительных с числительными | Составление загадок- описаний |
Октябрь 1 | А-У-И, М | Звуко-буквенный анализ сочетаний типа: АУИ, УИА Выделение последнего звука | Дом, в котором я живу | -предложно-падежное управление, исправление грамматически неправильно построенных предложений | Составление рассказа по предложенному плану |
2 | Н М-Н | Звуко-буквенный анализ обратных слогов: АМ, АН, УМ, УН | Мой город | -подбор предлогов к деформированному предложению, -образование относительных прилагательных | Составление рассказа по опорным словам. |
3 | О Х | Выделение первого и последнего ударного гласного. Звуко-буквенный анализ обратных слогов: АХ, ОХ, УХ. | Земля – наш общий дом | -образование относительных прилагательных. - подбор глаголов к существительным | Составление предложений по картинкам. Составление описательных рассказов по предложенному наглядному плану. |
4 | Х Ы | Преобразование обратных слогов в прямые. Схемы прямых и обратных слогов. Выделение Ы после согласного. Звуко- буквенный анализ слогов. | День народного единства | -образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением. -согласование числительных с существительными | Составление рассказа по сюжетной картинке «ЕЖ- грибник». |
Ноябрь 1 | С | Выделение последнего глухого согласного. Звуко-буквенный анализ слогов. Деление слов на слоги | Моя Родина - Россия | - подбор прилагательных и глаголов к существительным. | Разучивание стихотворений О Родине. |
2 | П | Выделение последнего глухого согласного. Звуко-буквенный анализ слогов и слов | Москва – столица России. Герои России | -образование множественного числа. -подбор глаголов к существительным. | Словесный портрет героя России. |
3 | К | Звуко-буквенный анализ слов. Работа над предложением. | Игрушки. | - образование прилагательных от существительных. - образование Р.п. | Составление предложений по картинкам Составление описательных рассказов по предложенному наглядному плану. |
4 | Т | Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. | Посуда. | -согласование существительных с прилагательными. - образование прилагательных от существительных. | Составление описательных рассказов о предметах посуды по предложенному наглядному плану. |
Декабрь 1 | Р | Преобразование слов. Работа над предложением. | Продукты питания. | -предложно- падежное управление Р.п и Т.п. | Описания алгоритма действий (варим суп). |
2 | Ш | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение. | Одежда | - образование прилагательных от существительных. подбор глаголов к существительным. | Составление описательных рассказов о предметах одежды по предложенному наглядному плану. |
3 | ШИ С-Ш | Правописание ШИ. Дифференциация звуков на слух и в произношении. | Зимушка - зима | - образование прилагательных от существительных. подбор глаголов к существительным. -образование Р.п. | Составление описательного рассказа о зиме. |
4 | Л | Преобразование слогов и слов. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Работа над предложением | Новый год спешит к нам в гости. | - согласование местоимений с существительными. -образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением | Составление предложений по картинкам. Сравнительные рассказы- описания. |
Январь 1 | Каникулы. Индивидуальная работа с детьми. | ||||
2 | |||||
3 | Р-Л | Дифференциация звуков на слух и в произношении. | Зимняя природа. Зимние забавы | -подбор прилагательных к существительным. -образование приставочных глаголов. | Составление рассказа по картинке. |
4 | Б | Звуко-слоговой анализ, составление схем. | Зимующие птицы | - предложно- падежное управление. -образование сложных слов | Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Февраль 1 | Б-П З | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Работа над предложением | Дикие животные. | -подбор признаков к предмету. - предложно- падежное управление. | Рассматривание и исправление картинки-нелепицы. |
2 | С-З В | Дифференциация звуков на слух и в произношении. Звуко-слоговой анализ, составление схем. | Домашние животные | -образование прилагательных от существительных. -согласование числительных | Составление рассказов о домашних животных по предложенному наглядному плану. |
3 | Д Т-Д | Звуко-буквенный анализ. Анализ предложений. Звонкие и глухие согласные. | День защитника отечества | -образование прилагательных от существительных. -согласование числительных с существительными | Сравнительные рассказы – описания. |
4 | Г К-Г | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков на слух и в произношении. | Моя семья | - образование притяжательных прилагательных. | Составление рассказов о своей семье по предложенному плану. |
Март 1 | Ж Ш-Ж | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков на слух и в произношении. | 8 Марта | Утренники. Заучивание стихотворений к празднику. | |
2 | Э Е | Звуко-буквенный анализ. Ударение. Твердые и мягкие согласные. | Народная культура и традиции | -подбор действий к предмету. -согласование числительных с существительными. | Составление описательных рассказов. |
3 | Й | Звукобуквенный анализ, составление слов, схем предложений. | Родной край. | -подбор признаков к предмету. -согласование числительных с существительными. | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. |
4 | Ц С-Ц | Чтение и печатание слов и предложений. Дифференциация звуков на слух и в произношении | Дикие- домашние птицы. | -предложно- падежное управление. исправление нелепиц в предложении | Сравнительные рассказы описания |
Апрель 1 | Ф В-Ф | Глухие согласные. Звонкие и глухие согласные. | Весна. | -подбор предметов к признакам. -согласование существительных с числительными | Рассматривание и исправление нелепиц. |
2 | Я | Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений. | Герои космоса. | -подбор признаков и действий к предмету --согласование существительных с числительными. | Составление рассказа по серии сюжетных картин |
3 | Ч | Составление схем слов со стечением согласных. Мягкая позиция согласных | Транспорт. | -подбор признаков и действий к предмету --согласование существительных с числительными | Составление рассказа по наглядному плану с использование приставочных глаголов. |
4 | Ё | Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений | Профессии. Праздник весны и труда. | -предложно- падежное управление Д.п. -подбор признаков и действий к предмет | Составление рассказа по картине. |
Май 1 | Ю | Звуко- буквенный анализ. Составление слов. Схемы предложений | Великие герои прошедшей войны. | -согласование прилагательных с существительными. -предложно- падежное управление Т.п. | Пересказ. |
2 | Ь | Разделительное значение мягкого знака. | Великий день Победы. | -согласование числительных с существительными. -образование множественного числа. | Разучивание стихотворений по теме. |
3 | Щ | Мягкая позиция согласных. Работа над предложением. | Насекомые | согласование числительных с существительными. -образование множественного числа. -предложно- падежное управление | Составление загадок описаний. |
4 | Ъ | Разделительное значение твердого знака | До свиданья, детский сад! | Праздник букваря. |
Календарно-тематическое планирование занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР
Первый период (сентябрь, октябрь)
Занятие 1. Звук и буква У Занятие 2. Звук и буква А
Занятие 3. Звук и буква И Занятие 4. Звуки П-Пь. Буква П
Занятие5. Звук и буква Т Занятие 6. Звуки П-Т
Занятие 7. Звуки К-Кь. Буква К Занятие 8. Звук и буква О
Занятие 9. Звуки Й-Ль Занятие 10. Звуки Х-Хь
Занятие 11. Звуки К-Х Занятие 12. Звук и буква Ы
Занятие 13. Звуки М-Мь. Буква М
Второй период (ноябрь, декабрь, январь, февраль)
Занятие 1. Звук и буква С Занятие 2. Звук Сь
Занятие 3. Звуки С-Сь Занятие 4. Звук и буква Н
Занятие 5. Звук и буква З Занятие 6. Звуки З-Зь
Занятие 7. Звуки С-З Занятие 8. Звук и буква Б
Занятие 9. Звуки Б-Бь Занятие 10. Звуки П-Б
Занятие 11. Звук и буква В Занятие 12. Звук и буква Д
Занятие 13. Звуки Т-Д Занятие 14. Звуки Ть-Дь
Занятие 15. Звук и буква Г Занятие 16. Звуки Г-Гь
Занятие 17. Звуки Г-К Занятие 18. Звук и буква Э
Занятие 19. Буква Е Занятие 20. Звук и буква Л
Занятие 21. Звуки Л-Ль Занятие 22. Звук и буква Ш
Занятие 23. Звук и буква Ш Занятие 24. Звуки Ш-С
Занятие 25. Буква Я Занятие 26. Звук и буква Р
Занятие 27. Звук Рь Занятие 28. Звуки Р-Рь
Занятие 29. Звуки Р-Л Занятие 30. Придумывание сказки по
Занятие 31. Звук и буква Ж образцу и предложенной ситуации Занятие 32. Звуки Ж-З Занятие 33. Звуки Ж-Ш
Третий период (март, апрель, май, июнь)
Занятие 1. Звук и буква Ц Занятие 2. Звуки С-Ц
Занятие 3. Звук и буква Ч Занятие 4. Пересказ в лицах сказки «Где мой домик?» Занятие 5. Буква Ю
Занятие 6. Звуки Ч-Ть Занятие 7. Звуки Ч-Сь
Занятие 8. Звуки Ф-В. Буква Ф Занятие 9. Звук и буква Щ
Занятие 10. Сказка «Как козочка и волк разговаривали»
Занятие 11. Звуки Щ-Сь Занятие 12. Звук и буква Й Занятие 13. Звуки Щ-Ч Занятие 14. Звуки Щ-Ть Занятие 15. Звуки Ч, Щ, Сь, Ть Занятие 16. Звуки Ш-Щ Занятие 17. Составление описательного рассказа по предметной картине «Ласточка» Занятие 18. Выборочный пересказ сказки В.Бианки «Приключение муравьишки» Занятие 19. Мягкие согласные
Занятие 20. Дидактическая игра «Назови машины одним словом»
Занятие 21. Дидактическая игра «Мы спортсмены»
Занятие 22. Моя любимая книга Занятие 23. Моя улица
Занятие 24. Беседа о лесе Занятие 25. К.Д. Ушинский «Четыре желания»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Речевая карта
РЕЧЕВАЯ КАРТА. (ФФНР)
1.Фамилия, имя ребёнка_________________________________
2.Возраст _______________
3. Дата зачисления в группу_______________________ № группы __________
4. Домашний телефон, адрес____________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать______________________________________________________________
Отец_______________________________________________________________
6. Краткие анамнестические данные:
Как протекали беременность и роды?______________________________________
Когда закричал?___________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку_______________________________
сидеть _________________________
вставать__________________________________________ ходить_________________________
Какие заболевания перенёс от года?___________________________________
Речевое развитие ребёнка: гуление___________________
лепет __________________________
первые слова _____________________________________
речь фразой _____________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями)
______________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас? ________________________________
7. Слух _________________ 8. Зрение ___________________
9. Интеллект ________________
10. Речевая среда и социальные условия: ________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ________________
_______________________________________________________________________________ __их результативность_________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? ___________________________
11. Общее звучание речи: темп ________________________
голос _______________________
разборчивость____________________________________
дыхание ________________________
12. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность языка_______________________________ прикус___________________________
строение нёба ___________________________________
зубов ____________________________
состояние подъязычной уздечки _________________________
губы _______________________
13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)________________________________________________________
14. Общее развитие ребёнка:
а) счёт прямой ____________________________________
обратный _______________________
счётные операции: ____________________________________________________
б) выделение четвёртого лишнего ________________________________________
15. Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций_______________
б) понимание значения предлогов______________
в) понимание числа ___________________ рода _________________ падежа ________________
16. Звукопроизношение.
Гласные: А_____________ У ____________ О ____________ Ы ____________
Э ____________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________
Ц ___________ Ш __________________ Ж ________________ Щ ______________ Ч _________________Л _______________ ЛЬ _____________ Р _____________
РЬ _____________ Й ______________
Повтори предложения:
У сома усы. _________________________________________________________
Зоя сушит шубу.______________________________________________________
У Зины жёлтый зонтик. _________________________________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики.______________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.___________________________________
У Любы болят зубы.___________________________________________________
На дубе белка._______________________________________________________
Пять котят есть хотят.___________________________________________________
Майя и Юля поют.______________________________________________________
У клоуна была балалайка.________________________________________________
У коровы острые рога.__________________________________________________
17. Фонематическое восприятие ________________________________________
а) выделение звука из ряда звуков: ________________________________________
“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т________________
“п” - та, ма, па, та, ка, да, та _________________
“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот _________________________
б) повторение серии слогов и слов: _______________________________________
та-да-та ____________________________ да-та-та ___________________________
ка-га-га ____________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па____________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот_____________________________
том-ком-гном _____________________________
том-дом-ком____________________________
мак-бак-так _______________________________
в) дифференциация звуков:_____________________________________________
С – З _______________________ Ж – З __________________
Щ – СЬ _____________________С – Ш______________________
Ч – ТЬ __________________Л – Р _______________________
Ш – Ж______________________ Ц – С _________________
Ч – Ц _______________________Ц – ТЬ _____________________
Ч – С _________________ П – Б _______________________
Т – Д ______________________ К - Х ___________________
К – Г _______________________
18. Анализ звукового состава слова______________________________________
а) выделение первого звука в слове:_______________________________________
Алик ___________________ утка ________________________
город ______________________ Оля ____________________
эхо _________________________ волк _______________________
Ира ____________________ окна ________________________
банка ______________________
б) выделение последнего звука в слове:____________________________________
пух ________________ луна ______________ кот _______________
шары _________________сок ________________ мука ______________
руки ______________ нос ___________________
19. Произношение слов сложного слогового состава: ______________________
аквариум ______________________________
фрукты ___________________________________
милиционер ____________________________
велосипед ________________________________
строительство __________________________
велосипедист _____________________________
Космонавт управляет космическим кораблём._________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик.____________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле.___________________________________________
Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем. ____________________________________
20. Состояние словаря_________________________________________________
1. Предметный словарь: _________________________________________________
а) объяснение значения слов:
холодильник _____________________________________________________________________
пылесос ______________________________________________________________________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко _________________________
Стул: сиденье ________________________
носик _____________________________ спинка ________________________
крышка ___________________________ ножки _________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки _______________________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ____________________________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка________________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ____________________________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон ______________________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж ____________________________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона _______________________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка _______________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт _______________________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
- овощи___________________________________________________________
- фрукты __________________________________________________________
- одежда __________________________________________________________
- обувь __________________________________________________________
- мебель __________________________________________________________
- времена года _____________________________________________________
- месяцы __________________________________________________________
- транспорт _______________________________________________________
- дикие животные __________________________________________________
- домашние животные_______________________________________________
- птицы ___________________________________________________________
- цветы___________________________________________________________
- деревья__________________________________________________________
- грибы __________________________________________________________
- ягоды ___________________________________________________________
- профессии _______________________________________________________
2. Словарь признаков: _____________________________________________________________
а) подбор прилагательных к существительным: _______________________________________
лимон – какой? __________________________________________________________________
платье – какое? ___________________________________________________________________
лиса – какая? _____________________________________________________________________
б) подбор антонимов
широкий ____________________ длинный _________________
высокий ___________________
весёлый _____________________ светлый _________________
больной ___________________прямой _____________________
сухой ____________________ холодный _________________
в) образование прилагательных от имён существительных:
Ручка из пластмассы ________________________
Сумка из кожи _________________________
Матрёшка из дерева _________________________
Стакан из стекла _______________________
Сок из клюквы _____________________________
Шуба из меха __________________________
г) образование притяжательных прилагательных:____________________________
Чей хвост? _____________________________
Чья голова? _____________________________
3.Глагольный словарь: ___________________________________________________________
а) Что делает?
повар __________________ учительница _____________________
врач _________________ почтальон _________________________
б) Кто как голос подаёт?
кошка _______________________ собака___________________
гусь ______________________утка _________________________
петух ___________________ мышь _____________________
корова _______________________ лягушка _________________
свинья ____________________
21. Обследование грамматического строя речи: __________________________
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ.число им.пад. | Множ.число родит.пад. | |
стул | ||
ведро | ||
воробей | ||
дом | ||
пчела | ||
ухо | ||
утёнок | ||
окно |
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом______________________ ёлка ______________________
Женя _______________________стул_____________________
гриб _______________________ Костя ______________________
в) согласование прилагательных с существительными в роде:
синие брюки __________________________
красные туфли _____________________________
синий мяч ____________________________
красный зонт _______________________________
синяя ваза ____________________________
красная лампочка ___________________________
синее перо ___________________________
красное яблоко ______________________________
г) согласование существительных с числительными:
1 | 2 | 3 |
ухо | ||
помидор | ||
стул | ||
ручка |
д) Кто у кого детёныш?
у кошки ____________________ у собаки __________________
у свиньи ___________________у медведя ___________________
у зайца ___________________ у лисы_____________________
у коровы ___________________ у лошади __________________
у овцы_____________________ у мыши ____________________
у лягушки _________________ у курицы___________________
е) предложно-падежные формы: ________________________________________
22. Обследование связной речи:_________________________________________
а) составление рассказа по картинке______________________________________
_____________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин___________________________________
_____________________________________________________________________
23. Логопедическое заключение: ________________________________________
_____________________________________________________________________
“____” _____________________ 20__ г.
Подпись логопеда
Приложение № 2
Список детей, зачисленных в логопедическую группу №___.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Дата рождения | Дом. адрес | Логопедическое заключение | Примечание |
“____” _____________________ 20__ г.
Подпись логопеда
Приложение № 3
Журнал движения воспитанников в логопедической группе.
№ | Фамилия, имя ребёнка | Кем выдано направление | Группа | Диагноз | Дата зачисления | Дата выпуска | Примечание |
Подпись логопеда “____” _____________________ 20__ г.
Приложение № 4
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование индивидуальной логопедической работы
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи:
- словообразование;
- словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи:
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи:
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Используемая литература.
1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
5.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
6.Е.В.Кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
7.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. - М.:АРКТИ,1999
8.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи. - С.П.:КАРО,2002
9.В.И.Руденко. Домашний логопед. - Ростов на Дону: Феникс,2002
10.Г.С.Швайко. Игровые упражнения для развития речи. М.:просвещение,1988 11.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:ГНОМ и Д,2000 12.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,200 13.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007 14.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009 15.Е.А.Борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».
Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А".
Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А"....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С”
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе “Звук и буква С&rdquo...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся для совершенствовани...