Готов или не готов к обучению в школе?
статья по логопедии на тему
Готовность в школе - не простой вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_ili_ne_gotov_k_shkole.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС! Торжественно и волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами. Готов ли ваш ребенок к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?
Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье.
Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.
Успехи в учебе зависят от желания и умения учиться, умения видеть связь явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений.
Кроме этого, ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя. Нужно уметь сосредоточиться на достаточно продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок и находить общий язык с одноклассниками. Только в этом случае можно говорить о готовности будущего ученика принять в качестве обучающей деятельности уже не игру, а учёбу.
Психологи выделяют так называемую педагогическую готовность к школе. Будущий ученик должен обладать рядом умений и навыков. Однако просто овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе вряд ли будет способствовать успешной учебе.
Самооценка
По мнению психологов, самооценка должна быть адекватна или чуть-чуть завышена.
Произвольность поведения
Это значит, что ребенок готов действовать по образцу в соответствии с правилами.Он сможет решить пример, аналогичный прежнему, отступить нужное количество клеточек в тетради и т.п. Например: трудно сконцентрировать свое внимание и выполнить то, что от него хотят. Практически никогда с первого раза не воспроизводит рисунок по образцу, не дослушивает задание до конца. В игре соблюдает только те правила, которые сам устанавливает.
Принятие роли ученика
Ребенку необходимо быть готовым выполнять требования учителя, признать учителя значимым взрослым. Например: Девочка выполняет многие указания педагога, по-разному ведет себя с чужими и близкими людьми.
Умение разделять реальность и фантазии
Дошкольнику свойственно верить в сказки, а ребенок, готовый к школе, на простом уровне уже понимает, как устроен мир, что бывает на самом деле, а что нет. Например: Ребенок очень любит сказки, много фантазирует, но на вопрос, не боится ли он Бабы-яги, Снежной королевы, ответил, что это герои сказок и на самом деле их не существует. Другой пример: Мальчик верит в сказки, Деда Мороза, говорящих зайцев. Очень искренне недоумевает, почему его кот не разговаривает. Несколько раз пытался повторить эпизоды из мультфильмов: пить из лужицы, чтобы превратиться в козленочка, спуститься со второго этажа с раскрытым зонтиком, используя его в качестве парашюта.
Умение предвидеть последствия
Этот критерий довольно сложный. Не каждый взрослый в полном объеме способен предвидеть последствия своих действий. Однако психологи отмечают это умение, когда речь идет о готовности ребенка к школе. На пороге школьной жизни малыш уже должен предвидеть некоторые последствия своих поступков, предвосхищать результаты своей деятельности. Ответы на вопросы могут показать, предвидит ли ваш ребенок последствия действий. Например, такие вопросы: Что может произойти, если потерять ключи? Если переходить улицу на красный свет? Если взять тяжелую кастрюлю с водой одной рукой?
Довольно часто на вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу?» ребенок отвечает «нет». Это значит, что в данный момент у него отсутствует мотивация, желание учиться, получать знания – самые главные составляющие так называемой психологической готовности к школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу без осознанного желания, хуже справляются с учебой. Умные, но немотивированные ребята часто попадают в разряд отстающих. Да и у нас, взрослых, лучше получается любимая работа. Мотивации может не быть в силу возраста или обстоятельств жизни. Если ребенку 6,5 лет и мысль о будущем обучении в школе вызывает неприятные эмоции, а иногда и категорический отказ, стоит обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах отсутствия мотивации.
Кроме педагогической и психологической подготовки к школе, существует ещё одна важная составляющая этого процесса. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, которые понадобятся в школе с первого дня. Школа – это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Ребенку придется самостоятельно одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, переодеваться на уроках физкультуры, знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом, завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой, собирать портфель и т.п.
Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе может быть для адаптации ребенка гораздо более значимой, чем все остальные навыки. И обучить этому малыша вы можете только дома. Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?
В данной папке - передвижке представлены критерии готовности детей к школе, т.е. то, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Кратко охарактеризовано содержание каждого ...
Готов ли Ваш ребено к обучению в школе
Консультации для родителей Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе?Уважаемые родители! Беседуя со своим ребёнком, выясните, пожалуйста:Знает ли он своё полное имя (Иван...
Предлагаю специальную самопроверку для родителей, чтобы проверить готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе.
Оценка развития познания: 1. Способен ли ребёнок понять простейшие классификации. Например: мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты, звери, птицы, игрушки. 2....
Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
Если ребёнок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребёнок должен быть готов к школе психологически. Специал...
консультация " Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?"
Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с...
Анкета - "Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?"
Уважаемые родители, попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте себе ответы на вопросы, кот...
Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?
Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отнош...