Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?
консультация
Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Именно поэтому, необходимо объединение усилий науки и практики по преодолению ряда негативных тенденций в решении проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования, сложившихся в последнее время.
Распространенным явлением стало форсированное обучение ребенка, сокращение игровой деятельности, копирование в дошкольном учреждении методов школьного обучения - в результате подрывается здоровье, теряется любознательность, интерес к учению, страдает творческое воображение, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovit_ili_ne_gotovit_rebenka_k_obucheniyu_k_shkole.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?
Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Именно поэтому, необходимо объединение усилий науки и практики по преодолению ряда негативных тенденций в решении проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования, сложившихся в последнее время.
Распространенным явлением стало форсированное обучение ребенка, сокращение игровой деятельности, копирование в дошкольном учреждении методов школьного обучения - в результате подрывается здоровье, теряется любознательность, интерес к учению, страдает творческое воображение, инициативность.
Среди современных родителей выделяется большой процент семей, где родители, ориентируясь на перспективные требования школы, перегружают детей, посещающих детские сады, дополнительными занятиями по подготовке к школе на базе негосударственных учреждений, учреждений дополнительного образования, школы. Учителя часто недооценивают значение таких детских видов деятельности как игра, общение. Педагогические недостатки усиливаются санитарно-гигиеническими (несоблюдение требований к мебели, освещению) и программно-методическими (использование программных комплектов для первого класса школы).
Итак, готовить или не готовить ребенка к обучению в школе? Отвечая на этот вопрос, обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (от 17.10.2013), определяющему результаты освоения образовательной программы в дошкольном образовательной организации в виде следующих возрастных социально-нормативных достижений ребенка старшего дошкольного возраста [4]:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [4].
Как видно из вышеприведенных целевых ориентиров (достижений) старшего дошкольника, в его портрете при выпуске из дошкольного учреждения главными являются не специальные умения и навыки – умения писать, читать, считать, а его общая и психологическая готовность. А это, прежде всего, появление у ребенка качественных новообразований к моменту поступления в школу: эмоционально-волевое развитие ребенка, рефлексия как осознание себя и своей деятельности, произвольность, воображение, познавательная активность, понимание и оперирование знаково-символическими средствами, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности [2]. Это – развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьников (т.е. развитие ролевой игры, театрализованной, художественной, конструктивной деятельности).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования для успешной подготовки детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) рекомендован «ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка» [4].
Из всех вышеперечисленных видов деятельности необходимо подчеркнуть роль детского экспериментирования. Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи и отношения. В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций [5]. Так, пример авторского занятия по развитию понятия о свете в процессе детского экспериментирования представлен в приложении. Его можно проводить со старшими дошкольниками в условиях детского сада и дома.
Таким образом, мы полагаем, что определяющая роль в подготовке детей к школе должна принадлежать совместному взаимодействию родителей и педагогов дошкольных учреждений. Причем педагоги-воспитатели, решая эту задачу, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, а также ведущий вид деятельности дошкольников – игру, требования к нагрузке на ребенка, интересы детей, выявляемые в повседневном общении с ними. И особенно потому, что развитие готовности к школе относится к основным услугам детского сада.
Список использованной литературы:
1. Непрерывное образование в период детства [Текст] : кол. монография / Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова, Е.Н. Кондрашова. Г.В. Тугулева, Г.В. Ильина. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – ISBN 978-5-4463-0098-3
2. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности в период детства [Текст] : учебно-методический комплекс / Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина Е.Н. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. -100 с.
3. Подготовка ребенка к школе : требования и диагностика: учеб. пособие / под ред.: С.Ф Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. – 2-е изд., доп. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 266 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
5. Степанова Н.А., Ращикулина Е.Н. Экспериментальная деятельность детей: Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 72 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // http://минобрнауки.рф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребенок к обучению в школе?
В данной папке - передвижке представлены критерии готовности детей к школе, т.е. то, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Кратко охарактеризовано содержание каждого ...
"Готов ли ребенок к обучению в школе"
В данном разделе имеются опросники и тесты - опросники для родителей будущих первоклашек...
Буклет - Как готовить ребенка к обучению письму
Буклет - Как готовить ребенка к обучению письму...
как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе?
Как узнать готов ли ваш ребенок к шкоеле?...
консультация " Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?"
Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с...
Как детский сад готовит ребенка к обучению в школе?
Многих родителей волнует вопрос подготовки детей к школе. Это очень актуальный вопрос. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности с интеллектуальной на личностную готовност...