Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии на тему

Павлова Евгения Валерьевна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2015-2016.docx84.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                    «Утверждаю»

Педагогический совет                                                       приказ от               №                                                                        

Протокол от             №                                                       Заведующая ГБДОУ №28

                                                                                                                     Пунтус Е.А.

                                                                                                                           

                                                                                                                                     

                   

Рабочая программа

учителя-логопеда Павловой Евгении Валерьевны

группа: старшая  логопедическая группа №8 для детей

с тяжелыми нарушениями речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 комбинированного вида

Красносельского административного района Санкт-Петербурга

       

               Санкт-Петербург

2015 г

                                   I. Целевой раздел

                                                   Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа дошкольного образования», Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», адаптированной основной образовательной программой ГБДОУ №28 комбинированного вида Красносельского района, годовым планом работы учреждения на 2015- 2016 учебный год.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Цель  рабочей программы:

- построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи в возрасте пяти лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование представленное в рабочей программе учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжёлыми нарушениями.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психо-физического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоническое развитие.

Одними из основных задач рабочей программы являются: овладение правильной самостоятельной речью и коммуникативными навыками, фонетико-фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе, что обеспечивает преемственность со следующими ступенями системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психо-физического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными возможностями детей.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление является приоритетным, т.к. оно нацелено на выравнивание речевых и психических особенностей детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты, под руководством учителя-логопеда, занимаются коррекционно- развивающей работой, участвуют в исправлении речевых нарушений и связанных с ними процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги, под руководством учителя-логопеда, реализуют следующие задачи:

  1. Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  2. Обеспечение речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития детей.
  3. Осуществление необходимой коррекции в речевом и психическом развитии воспитанников.
  4. Овладение правильной самостоятельной речью и коммуникативными навыками, фонетико-фонематической системой русского языка, элементами грамоты.
  5. Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  6. Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.
  7. Воспитание гражданственности и уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, к природе.
  8. Взаимосвязь со всеми участниками образовательных отношений с целью полноценного развития детей.
  9. Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманных отношений.
  10.  Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитие умственных способностей и речи.
  11.  Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включаться в творческую деятельность.

В основу деятельности группы положены факторы:

1. Учёт государственной политики.

2. Учёт особенностей контингента.

3. Учёт запросов родителей.

4. Особенности учреждения и региона.

Основными принципами построения рабочей программы являются:

- равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка;

- единство развития, воспитания, обучения и оздоровления детей;

- преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования

- личностно ориентированный подход к развитию ребенка;

- коррекционно-компенсирующий подход к развитию ребенка;

- соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состоянию здоровья ребенка дошкольного возраста;

- интеграция взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала.

Условия реализации рабочей программы:

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

- консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей.

Анализ эффективности освоения детьми программы проводится по результатам первичного мониторинга, мониторинга по итогам полугодия и года, по итоговым занятиям.

Основной формой работы является игровая коррекционно-развивающая деятельность в форме индивидуальных, подгрупповых и интегрированных занятий.

Режим работы группы пятидневный, с 8:00 до 18:00, выходные дни - суббота и воскресенье, государственные праздники.

Группу посещают дети 5 года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи: II уровень речевого развития, III уровень речевого развития, IV уровень речевого развития) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенности детей:

      Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

          Второй уровень речевого развития характеризуется бедным словарным запасом, который расширяется за счет обиходно-предметной и глагольной лексики. В самостоятельных высказываниях ребенок использует простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Отмечается недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребёнка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов, появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. В речи ребенка отмечаются множественные аграмматизмы. Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков. Причём замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. При воспроизведении звуко-слоговой структуры ребёнок может повторить трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удержать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.  Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Стойкими остаются ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшитель-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании новых слов. Наблюдаются затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи рассматривается как нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Фонематическое восприятие у детей недостаточно дифференцированное, отмечаются нарушения восприятия оппозиционных звуков, акустически сходных звуков, трудности фонематического анализа и синтеза.

Оценка здоровья детей группы

Общая численность детей – 15 человек

Группа (возраст)

Группа здоровья

Диагноз

I

II

III

ОНР II

ОНР III

ОНР IV

ФФНР

Старшая (4-6 лет)

1

15

-

1

11

2

1

Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи: общее недоразвитие речи II уровня – 1 человек, общее недоразвитие речи III уровня – 11 человек, общее недоразвитие речи IV уровня – 2 человека, фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 человек.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

Индивидуальные особенности детей группы

Группа, возраст детей

Особенности  детей

  Пол

Особенности поведения

Контактность

Познавательная сфера

Ж

М

Старшая

4 - 6 лет

6

9

Спокойный, уравновешенный -

Гипервозбудимый, эмоционально лабильный  -

Затоможенный, вялый, безынициативный -  

Легко вступает в контакт, иногда выступает инициатором общения  –

С трудом вступает в контакт, замкнут, не может быть инициатором общения –

Не сразу идет на контакт, но постепенно раскрывается в общении -

Вторичная задержка интеллектуального развития – 0

Сведения о семьях воспитанников группы

Полная семья

14

Неполная семья

1

Многодетная семья

0

Проблемная семья

0

Семья с опекуном

0

Этническая семья

0

Вывод: В группе в целом дети из полных семей.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Логопедическая работа

Ребенок:

  •  обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  •  усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  •  употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
  •  умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  •  умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
  •  правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  •  умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
  • умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
  •  составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  •  умеет составлять творческие рассказы;
  •  осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  •  владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  •  владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  •  осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  •  умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
  •  знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  •  воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);        

  •  правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;                
  •  грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
  •  владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового з опыта детей;                
  •  использует обобщающие слова, устанавливает и выражает  в речи антонимические и синонимические отношения;        
  •  объясняет значения знакомых многозначных слов;        пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  •  пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса; интонация) средства выразительности речи;
  •  выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  •  отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;        
  •  обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.

II. Содержательный раздел

Тематическое планирование работы

Месяц,

неделя

Лексическая тема

Сентябрь

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт.

 Проведение МПС. Написание рабочей программы.

Сентябрь

4 неделя

Правила дорожного движения. Светофор

Октябрь

1 неделя

Осень. Деревья осенью. Грибы

Октябрь

2 неделя

Овощи. Огород

Октябрь

3 неделя

Фрукты. Ягоды. Сад

Октябрь,

4 неделя

Перелетные птицы

Ноябрь

1 неделя

Человек. Части тела. Одежда. Обувь. Головные уборы

Ноябрь

2 неделя

Строительство (город, дом, квартира)

Ноябрь

3 неделя

Мебель. Электроприборы

Ноябрь

4 неделя

Посуда

Декабрь

1 неделя

Зима

Декабрь

2 неделя

Зимующие птицы

Декабрь

3 неделя

Спортивные принадлежности

Декабрь

4 неделя

Новый год. Зимние забавы

Январь

1 неделя

У детей зимние каникулы.

Январь

2 неделя

Домашние птицы

Январь

3неделя

Домашние животные и их детеныши

Январь

4 неделя

Дикие животные и их детеныши

Февраль

1 неделя

Животные жарких стран. Животные севера

Февраль

2 неделя

Транспорт

Февраль

3 неделя

Наша Армия. Защитники Отечества

Февраль

4 неделя

Проводы зимы. Приметы весны

Март

1 неделя

 Моя семья

Март

2 неделя

Праздник 8 марта

Март

3 неделя

Комнатные растения

Март

4 неделя

Инструменты. Материалы

Апрель

1 неделя

Сельское хозяйство. Труд людей

Апрель

2 неделя

Космос

Апрель

3 неделя

Профессии

Апрель

4 неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки

Май

1 неделя

День Победы

Май

2 неделя

Школьные принадлежности

Май

3 неделя

Цветы садовые и полевые. Насекомые

Май

4 неделя

город Санкт-Петербург

Перспективный план работы

для старшей группы

Обследование детей (сентябрь)

1. Обследование состояния речи и неречевых функций.

2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

                     1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (октябрь, ноябрь, декабрь)

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плеч), спокойному и плавному выдоху.

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса, плавностью и четкостью речи.

5. Развитие силы голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

6. Работа над интонированием речи.

Звукопроизношение

1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Уточнение произношения гласных звуков и звуков раннего онтогенеза.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Знакомство с гласными звуками (а, о, у, э, и, ы) и звуками раннего онтогенеза.

3.  Выделение гласного из ряда звуков.

4. Выделение согласного из ряда звуков, слогов, слов.

5. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, оу, аоу и т.д.).

4. Выделение ударного и безударного гласного в начале слова.

5. Подбор слов на гласные звуки и звуки раннего онтогенеза.

6. Анализ звукосочетаний (ау, уа, иа).

7. Звуковой анализ слов и сочетаний звуков.

8. Определение наличия звука в слове (Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове) - на материале изученных звуков.

9. Ввести понятие гласный звук, согласный звук, слово, слог, предложение.

10. Дать представления о твердости – мягкости, звонкости - глухости.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь

4я неделя: Правила дорожного движения. Светофор

Октябрь

1я неделя: Осень. Деревья осенью. Грибы

2я неделя: Овощи. Огород

3я неделя: Фрукты. Ягоды. Сад

4я неделя: Перелетные птицы

Ноябрь

1я неделя: Человек. Части тела. Одежда. Обувь. Головные уборы

2я неделя: Строительство (город, дом, квартира)

3я неделя: Мебель. Электроприборы

4я неделя: Посуда

Декабрь

1я неделя: Зима

2я неделя: Зимующие птицы

3я неделя: Спортивные принадлежности

4я неделя: Новый год. Зимние забавы

1. Сформировать представление о правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дорогах.  Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Правила дорожного движения». Словарь: существительные: движение, дорога, остановка, дистанция, дорожный свисток, жезл, улица, перекресток, тротуар, светофор, переход, регулировщик. Прилагательные: пешеходный, дорожный, проезжая. Глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, следить, регулировать.

2. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках.  Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Осень. Деревья осенью. Грибы». Словарь: существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, листопад, дерево, ствол, ветка, береза, рябина, дуб, клён, осина, сосна, гриб, ножка, шляпка, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка. Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный, берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, ядовитый, съедобный, несъедобный.  Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать, собирать, прятаться, заготавливать. Наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород». Словарь: существительные: помидор, огурец, тыква, кабачок и др.; огород, грядка, теплица. Прилагательные: соленый, квашений, маринованный, сушеный, гладкий, шершавый, крепкий, красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, розовый, зеленый. Глаголы: зреть, растить, собирать, убирать, заготавливать, тушить, квасить, консервировать, солить, мариновать.

4. Закрепить и расширить обобщенные представления о фруктах, ягодах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты. Ягоды. Сад». Словарь: существительные: груша, яблоко, слива и др.; малина, клубника, земляника и др.; сироп, соленье, джем, желе, салат. Прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, желтый и др. Глаголы: зреть, заготавливать, варить, резать, собирать, сушить.

5. Углубить представления детей о осени, явлениях природы. Закрепить и расширить представления детей о перелетных птицах и их повадках. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Словарь: существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, клин, косяк, перья, пух, крыло, клюв. Прилагательные: пуховой, журавлиный, утиный, гусиный, лебединая. Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

6. Уточнить и расширить представления детей о человеке, человеческом организме, здоровье человека. Закрепить представления об одежде, обуви, головных уборах. Их назначении, деталях, материалах, из которых они сделаны. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Человек. Части тела. Одежда. Обувь. Головные уборы». Словарь: рука, нога, палец, ноготь, грудь, шея, живот, бровь, висок, колено, глаз, нос, прическа, ресницы, усы, борода, челка, пробор, здоровье; одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, свитер, шорты, майка, трусы, колготки, носки, рукав, воротник, пуговица, капюшон, карман, обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, шлепанцы, босоножки, сандалии, фуражка, пилотка, колпак, кепка, шапка, бескозырка. Прилагательные: длинноволосый, стриженный, высокий, низкий, светловолосый, темноволосый, рыжеволосый, плечистый, глазной, одноглазый, одноногий, лохматый, кудрявый, удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, замшевый, кожаный, резиновый, бумажный. Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, улыбаться, хлопать, крутить, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить, беречь.

7. Закрепить и расширить обобщенные представления о строительстве, профессиях людей, работающих на стройке. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Строительство (город, дом, квартира)». Словарь: существительные: работа, стройка, дом, квартира, город, профессия, архитектор, инженер, рабочий, плотник, экскаваторщик. Прилагательные: нужный, трудный, полезный, деревянный, каменный, стеклянный. Глаголы:   строить, копать, красить, рыть,  расчищать, поднимать, класть, сгребать, крыть.

8. Расширить и углубить представления о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Мебель. Электроприборы». Словарь: существительные: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стул, стол, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: деревянный, кожаный, мягкий, стеклянный, удобный, обеденный, буфетный, книжный, спальный. Глаголы: сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать.

9.  Уточнить и расширить представления детей о посуде и её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда». Словарь: существительные: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, солонка, хлебница, сахарница, масленка, салатница, ручка, крышка, носик. Прилагательные: столовый, кухонный, чайный, стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный, серебряный. Глаголы: пить, есть, готовить, резать, чистить, жарить, варить, наливать, класть, кипятить, взбивать, мазать, печь, подогреть.

10. Углубить представления детей о зиме и ее приметах. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зима». Словарь: существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб. Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, легкий.  Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать.

11. Закрепить и расширить обобщенные представления о зимующих птицах и их повадках. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Словарь: существительные: ворона, сорока, снегирь, воробей, синица, голубь, сова, дятел, сойка. Прилагательные: голодный, красногрудый, перелетные, зимующие. Глаголы: летать, каркать, клевать, чирикать, искать, нахохлиться, кормиться.

12. Уточнить и расширить представления детей о разных видах спорта, спортивных принадлежностях. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Спортивные принадлежности». Словарь: существительные: тренер, стадион, спортсмен, зал, зарядка, форма, упражнения, победитель, чемпион, форма, свисток, судья, стрелок, фигурист, пловец. Прилагательные: утренняя, крепкий, быстрый, тяжелый, легкий. Глаголы: заниматься, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, соревноваться, поднимать, опускать.

13. Закрепление представлений о новогоднем празднике. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Новый год. Зимние забавы». Словарь: существительные: елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка, санки, лыжи, коньки, снежинки, снеговик, горка, каток, клюшка, шайба.  Прилагательные: веселый, праздничный, новогодний, быстрый, острый, скользкий. Глаголы: украшать, дарить, получать, вынимать, вешать, кататься, лепить, заливать, скользить, ездить.

Грамматический строй речи

(по лексическим темам на первый период обучения)

1. Закрепление в речи форм единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Формирование умения употреблять формы родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по лексическим темам.

3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже по лексическим темам.

4. Употребление в речи простых предлогов: на, с, в, из, по, над, под.

5.  Формирование умения образовывать относительные прилагательные: шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный.

6. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, мои, мое.

7. Закрепление в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.

8.  Образование существительных с использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

9. Согласование числительных два и пять с существительными.

10. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д.

Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

3. Обучение детей составлению описательных рассказов по лексическим темам первого периода обучения.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок.

Развитие мелкой моторики

1. Обводка, раскрашивание и штриховка по трафаретам по лексическим темам первого периода обучения.

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4.  Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук.

                                                          Грамота

1. Познакомить детей с буквами А, У, О, И, Ы, Э, М, П, Б, Х, Г, К, Н. Закрепление звукобуквенных связей.

2.Выкладывание данных букв из палочек, в лепке, вырезании, «рисовании» в воздухе.

3. Узнавание букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4. Формирование умения читать слияние гласных, затем закрытых слогов, потом открытых слогов, а затем слов.

5. Работа над пониманием прочитанного.

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (январь, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжать работу над правильным физиологическим и речевым дыханием.

2. Активно развивать интонационную выразительность речи, тембровую окраску голоса.

3. Совершенствовать правильность голосоподачи, четкость дикции, используя чистоговорки, потешки.

4. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).

Звукопроизношение

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Работа над слоговой структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (палка, шапка), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

                Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости и мягкости, звонкости – глухости согласных.

2. Выделение гласных звуков в конце и середине слова.

3. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, суп, зуб, волк).

4. Знакомство со звуками раннего и позднего онтогенеза.

5. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков.

6. Формирование звукового анализа слов типа: осы, мак.

7. Закрепление навыков слогового синтеза и анализа.

8. Формирование умения составлять графические схемы предложений.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Январь

2я неделя: Домашние птицы

3я неделя: Домашние животные и их детеныши

4я неделя: Дикие животные и их детеныши

Февраль

1я неделя: Животные жарких стран. Животные севера

2я неделя: Транспорт

3я неделя: Наша Армия. Защитники Отечества

4я неделя: Проводы зимы. Приметы весны

Март

1я неделя: Моя семья

2я неделя: Праздник 8 марта

3я неделя: Комнатные растения

4я неделя: Инструменты. Материалы

1. Закрепить и расширить представления о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы». Словарь: существительные: курица, утка, петух, гусь, индюк, гусенок, цыпленок, индюшонок, наседка, выводок и др. Прилагательные: ловкий, шустрый, неуклюжий. Глаголы: выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться,  разводить, нахохлиться.

2. Закрепить и расширить представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные и их детеныши». Словарь: существительные: животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, запас, котенок, щенок, ягненок, козленок, жеребенок, крольчонок, ягненок. Прилагательные: домашний, теплый, полезный, быстроногий, игривый, умный. Глаголы: кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, резвиться, объездить.

3. Закрепить и расширить представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные и их детеныши». Словарь: существительные: заяц, барсук, овца, волк, лиса, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово. Прилагательные: дикий, хищное, травоядное, голодный, злой. Глаголы: менять, линять, спать, добывать, охотиться.

4. Закрепить и расширить представления о животных жарких стран и животных севера, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животные жарких стран. Животные севера». Словарь: существительные: лев, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, джунгли, кенгуру, попугай, тюлень, морж, морской котик, полярный волк, песец и др. Прилагательные: полосатый, пятнистый, морской, полярный, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный. Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

5. Расширить представления о транспорте (грузовом и пассажирском). Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт». Словарь: существительные: транспорт, машина, грузовик, самосвал, фургон, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, корабль, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель. Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый. Глаголы: перевозить, грузить, ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться.

6. Закрепить представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Наша Армия. Защитники Отечества». Словарь: существительные: армия, Родина, граница, защита, работа, специальность, труд, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк. Прилагательные: трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный. Глаголы: защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести.

7. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Проводы зимы. Приметы весны». Словарь: существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, грач, гнездо, насекомое, бабочка, муха. Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоносый. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.

8. Закрепить представления о семье, членах семьи. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Моя семья». Словарь: существительные: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя, семья, родственник, внук, внучка, племянник. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, молодой, старый, маленький. Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, гладить, мыть, работать, протирать, ухаживать, ремонтировать.

9. Закрепление представлений о празднике 8 марта. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Праздник 8 марта». Словарь: существительные: подарок, цветы, гости, мама.  Прилагательные: милая, ласковая, трудолюбивая, незаменимая. Глаголы: накрывать, растить, готовить, стирать, гладить, мыть, работать, протирать, ухаживать.

10.  Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Комнатные растения».  Словарь: существительные: растение, кактус, розан, толстянка, кактус, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка. Прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, колючий, рыхлый, влажный. Глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

11. Закрепить и расширить представления о инструментах, материалах.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Инструменты. Материалы». Словарь: существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень. Прилагательные: кожаный, металлический, серебряный, дровяной, пуховый, стеклянный. Глаголы: забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать, разбирать, зажимать.

Грамматический строй речи

(по лексическим темам на второй период обучения)

1. Закрепить употребление падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

3. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить пользоваться в речи предлогами: перед, за, около, возле.

4. Образование глаголов с использование приставок.

5. Образование относительных прилагательных по темам второго периода.

6.  Образование однокоренных слов (по образцу).

7. Образование и использование в речи притяжательных прилагательных.

8. Образование существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

Развитие связной речи

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.

2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы – описания и загадки – описания по предложенному плану (по всем лексическим темам).

4. Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).

4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контурам, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

                                                          Грамота

1. Познакомить детей с буквами Т, Д, В, Ф, З, С, Ц, Ш, Ж, Р, Л. Закрепление звукобуквенных связей.

2. Выкладывание данных букв из палочек, в лепке, вырезании, «рисовании» в воздухе.

3. Узнавание букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4. Формирование умения читать закрытые слоги с новыми буквами, открытые слоги, слова, предложения.

5. Работа над пониманием прочитанного.

3 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (апрель, май, июнь)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

2. Совершенствовать четкость дикции.

3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

5. Следить чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

Звукопроизношение

1. Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (карандаши, арбузы).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках, а глухости-звонкости, мягкости-твердости.

2. Знакомство со звуками позднего онтогенеза.

3. Звуковой анализ слов, составление схем.

4. Дифференциация на слух парных согласных (б-п, в-ф, г-к, д -т, ж-ш, з-с…).

5. Упражнять в подборе слов на заданный звук, и слов с этим звуком в определенной позиции в слове.

6. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов.

7. Закрепление умения составлять графические схемы предложений.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Апрель

1я неделя: Сельское хозяйство. Труд людей

 2я неделя: Космос

3я неделя: Профессии

4я неделя: Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки

Май

1я неделя: День Победы

2я неделя: Школьные принадлежности

3я неделя: Цветы садовые и полевые. Насекомые

4я неделя: город Санкт-Петербург

1.  Расширить представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формировать представление о труде людей весной в селе, о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Сельское хозяйство. Труд людей». Словарь: существительные: рабочий, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пахота, посев, хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мук, пекарь, тесто, булка, сдоба, грабли, семена, ведро. Прилагательные: весенний, теплый, влажный, золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный. Глаголы: растить, ухаживать, убирать, пахать, рыхлить, сеять, копать.

2. Сформировать представление о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Космос». Словарь: существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, иллюминатор. Прилагательные: первый, космический, орбитальный. Глаголы: осваивать, запускать, летать.

3.  Расширить и закрепить представления о профессиях людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Профессии». Словарь: существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор; воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха(швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор и др. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый. Глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, готовить, стирать, лечить, кроить, шить, строить, штукатурить, красить, делать, крыть, защищать, охранять. Наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

4. Закрепить и расширить представления о животном мире морей и океанов, пресноводных и аквариумных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки». Словарь: существительные: рыба, река, пруд, озеро, море, водоем, аквариум, малек, икра, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, сом, щука, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, кит, дельфин, морж, акула, морской конек, скат. Прилагательные: зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый, золотая, морской. Глаголы: охотиться, ловить, плавать, размножаться, питаться, затаиться.

5. Закрепление представлений о празднике День Победы. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «День Победы». Словарь: существительные: цветы, парад, война, победа, отвага, противник, солдат, офицер, Родина. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, радостный, смелый, военный, доблестный. Глаголы: воевать, защищать, награждать, вспоминать, победить, сражаться, восстанавливать.

6. Расширить и закрепить представления о школьных принадлежностях. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности». Словарь: существительные: школа, парта, доска, тетрадь, пенал, карандаш, линейка, обложка, ученик, учебник, пенал, учитель, перемена, звонок и др. Прилагательные: трудный, интересный, необходимый, важный, умный. Глаголы: учить, писать, считать, слушать, рисовать, читать, думать, преподавать.

7. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране животных, знания о насекомых (вредных, полезных; их жизни). Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цветы садовые и полевые. Насекомые». Словарь: существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа, насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница и др. Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий вредный, полезный, майский. Глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать, вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

8. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «город Санкт-Петербург». Словарь: существительные: город, Санкт-Петербург, Нева, проспект, площадь, набережная, канал, бульвар, площадь, мост, река, залив, парк, остров, театр, колонна, балкон, витрина, памятник, газон, купол, парадная, вокзал, фонтан, сад. Прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, городской, петербургский, широкий, просторный, прямой, узкий, старый, многоэтажный, шумный, зеленый, каменный. Глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, жить, строить, перестраивать, переезжать, смотреть, расти, хорошеть, расширяться.

Грамматический строй речи

 (по лексическим темам на третий период обучения)

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

2. Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными.

3. Закрепление употребления в речи простых предлогов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под, около и т.д.

4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный- длиннее- самый длинный).

5. Образование наречий от прилагательных (быстрый-быстро).

6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

7. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных и существительных по всем лексическим темам.

8. Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных прилагательных, относительных прилагательных.

9. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

Развитие связной речи

1. Продолжить развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.

2. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок, в творческих пересказах.

3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Усложнение работы с карандашом

3. Работа по дальнейшему развитию конструктивного праксиса.

                                                          Грамота

1. Познакомить детей с буквами Е, Е, Ю, Я, Й, Ч, Щ, Ъ, Ь. Закрепление звукобуквенных связей.

2. Выкладывание данных букв из палочек, в лепке, вырезании, «рисовании» в воздухе.

3. Узнавание букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с новыми буквами

5. Работа над пониманием прочитанного.

6. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.

III. Организационный раздел

Примерный режим дня детей старшей группы компенсирующего вида

Сентябрь – май

Режимные моменты

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

. Прием  детей, самостоятельная деятельность детей (игровая, двигательная)

8.00 – 8.20

8.00 – 8.20

8.00 – 8.20

8.00 – 8.20

8.00 – 8.20

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.30

8.20 – 8.30

8.20 – 8.30

8.20 – 8.30

8.20 – 8.30

Подготовка к завтраку

8.30 – 8.35

8.30 – 8.35

8.30 – 8.35

8.30 – 8.35

8.30 – 8.35

Завтрак

8.35 – 8.50

8.35 – 8.50

8.35 – 8.50

8.35 – 8.50

8.35 – 8.50

Полоскание полости рта

Подготовка к занятиям

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

8.50 – 9.00

Непосредственная образовательная деятельность

   1 подгруппа

   2 подгруппа

   1 подгруппа

   2 подгруппа

9.00 – 10.25

9.00 – 10.00

9.00 – 10.00

9.00 – 10.25

9.00 – 10.00

Второй завтрак

10.05 – 10.15

10.05 – 10.15

10.05 – 10.15

10.05 – 10.15

10.05 – 10.15

Индивидуальная работа логопеда

10.25 – 12.30

10.25 – 12.30

10.25 – 12.30

10.25 – 12.30

Подготовка к прогулке

10.25 – 10.40

10.25 – 10.40

10.25 – 10.40

10.25 – 10.40

10.25 – 10.40

Прогулка

10.40 – 12.15

10.40 – 12.15

10.40 – 12.15

10.40 – 12.15

10.40 – 12.15

Возвращение с прогулки

12.15– 12.30

12.20 – 12.30

12.20 – 12.30

12.20 – 12.30

12.15 – 12.30

Подготовка к обеду

12.30 – 12.40

12.30 – 12.40

12.30 – 12.40

12.30 – 12.40

12.30 – 12.40

Обед

12.40 – 12.55

12.40 – 12.55

12.40 – 12.55

12.40 – 12.55

12.40 – 12.55

Полоскание рта, подготовка ко сну.

12.55 – 13.00

12.55 – 13.00

12.55 – 13.00

12.55 – 13.00

12.55 – 13.00

Дневной сон

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

Подъем, комплекс мероприятий по оздоровительной программе

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

Музыкальный досуг

15.25 – 15.50

Коррекционная и индивидуальная работа с детьми

15.20 – 15.50

15.20 – 15.50

15.40 – 15.50

15.20 – 15.50

15.20 – 15.50

Подготовка к полднику

15.50 -  16.00

15.50 -  16.00

15.50 -  16.00

15.50 -  16.00

15.50 -  16.00

Полдник

16.00 – 16.15

16.00 – 16.15

16.00 – 16.15

16.00 – 16.15

16.00 – 16.15

Самостоятельная игровая, двигательная, продуктивная деятельность детей, развлечения.

Индивидуальная работа.

16.15 – 16.35

16.15 – 16.35

16.15 – 16.35

16.15 – 16.35

16.15 – 16.35

Подготовка к прогулке

16.35 – 16.45

16.35 – 16.45

16.35 – 16.45

16.35 – 16.45

16.35 – 16.45

Прогулка

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

Проектирование  образовательного процесса

Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами (детской поликлиникой, детской библиотекой, школой, кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии).

Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные с участием разных специалистов занятия.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 70 минут (включая индивидуальные занятия с логопедом). Во второй половине дня – 30 минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда).

Продолжительность коррекционно-развивающего занятия 25 минут, индивидуального занятия – 10 минут, интегрированного занятия – 30 минут.

В средине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа и игры на свежем воздухе. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне – при переходе детского сада на летний режим работы.

В связи с тем, что в логопедической группе проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребёнком на индивидуальное занятие, и для этого белее ранний выход детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература

1. Лалаева Р. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

2. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

3. Левина Р. Основы теории и практики логопедии.— М., 1968.

4. Логопедия / Под ред. Л. Волковой. — М., 1989.

5. Лопухина И. С Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта, 1997.

6. Миронова С. Развитие речи дошкольников на логопе дических занятиях. — М., 1991.

7. Новоторцева Н. Развитие речи детей. — Ярославль, 1996.

8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М. Васильевой, В. Гербовой, Т.Комаровой — СПб., Мозаика-Синтез, 2005.

.

9. Садовникова Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.

10. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

11. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

12. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

13. Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

.

14. Филичева Т., Чиркина Г. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.

15. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

16. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи.- СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

17. Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской pi чи. — М., Просвещение, 2000.

18. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развит \ речи. — М., 1998.

МЕТОДИЧЕСКИЕ   ПОСОБИЯ   И   ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ     К   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЕ

  1. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  2. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  4. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  1. Нищева Н. Занимаемся вместе. Средняя группа Домашняя тетрадь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

6.        Нищева Н    Играйка2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

7.        Нищева Н    Играйка4. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

8.        Нищева Н    Играйка7. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

        9.  Комплект наглядных пособий. Обучение связной речи детей 4-5лет. Картинно-графические планы рассказов. М. 2014.

      10. Вохринцева С. Окружающий мир. Осень. Казань. 2006

      11. Вохринцева С. Окружающий мир. Зима. Казань. 2006

      12. Вохринцева С. Окружающий мир. Весна. Казань. 2006

      13. Вохринцева С. Окружающий мир. Фрукты. Казань. 2008

      14. Вохринцева С. Окружающий мир. Дикие животные. Казань. 2009

      15. Вохринцева С. Окружающий мир. Лесные ягоды . Казань . 2009

     

Модель ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СВЕТОФОР.

Содержание работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Общие речевые навыки

Игра «Приятный запах».

Развитие силы и длительности выдоха. Упражнения с тренажером.

Работа над голосом. Произнесение лепетных слов. Игра «Скорая помощь».

Развитие силы голоса «Лесенка».

Работа над голосом. Прознесение слов.

Развитие слухового

и зрительного внимания, памяти

«Подскажи словечко».

Зрительное внимание «На перекрестке». (Чем отличаются картинки?)

Слуховое внимание. «Какой слово лишнее».

Зрительное внимание. Сложи из частей.

Зрительное внимание. «Что перепутал художник?».

Развитие лексики и грамматического строя речи

Новая лексика: улица, перекресток, тротуар, переход.

Согласование существительных с числительными.

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование прилагательных от существительных.

Употребление предлогов (по, под, через, у).

Развитие связной речи

Беседа о правилах движения.

Светофор. (Три   цвета, их значение)

«Уступи дорогу». (Каким машинам уступают дорогу и почему)

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений с противит.  союзом а. (Нищева, с.646)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте

Знакомство с понятием неречевой звук.

Знакомство с понятием речевой звук.

Знакомство с понятием гласный звук, согласный звук.

Закрепление понятия гласный звук, согласный звук.

Выделение гласного звука из ряда звуков.

Развитие моторики

«Ходим» по зебре дорожного перехода.

Штриховка зебры пешеходного перехода.

Пальчиковая гимнастика «Машины».

Раскрасить знак на картинке.

Выкладывание светофора из пуговиц.

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков

По индивидуальному плану учителя-логопеда.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ. ГРИБЫ.

Содержание работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Общие речевые навыки

Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки».

(Нищева, с.14)

Развитие силы и длительности выдоха. Упражнения с тренажером.

Развитие силы и длительности выдоха «Листья в луже». (Нищева, с.34)

Произносим 5-6 раз звук [ф] (контроль руки на животе).

Развитие силы голоса «Эхо».

(Нищева, с.107)

Развитие слухового

и зрительного внимания, памяти

«Найди такой же листочек».

(Крупенчук, с.31)

«Какое слово отличается от других? Будь внимательным!».

(Нищева, с.29)

Зрительное   внимание «Четвертый лишний». (Времена года)

Слуховое внимание. «Какой гриб лишний».

Зрительное внимание. «Что перепутал художник?».

Развитие лексики и грамматического строя речи

Согласование числ. с сущ. в роде и числе «Сосчитай листочки».

Образование однокоренных слов «Соберем семейку» (Нищева, с.105)

Образование относительных прилагательных. «Назови листья».

Употребление предлогов на, в, за, около. «Где грибочек».

Расширение и активизация словаря глаголов.

(Нищева, с.32)

Развитие связной речи

Загадки по теме «Грибы».

Объяснение выражений: грибной год, грибной дождь.

Составление предложений об осени по картинке.

Составление рассказа из 4 –х предложений об осени по картинке.

Составление рассказа «За грибами».

(Нищева, с. 112)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте

Знакомство с понятием слово. (Слова, обозначающие предметы)

Выделение согласного звука из ряда звуков.

Дифференциация понятия слово-звук.

Выделение согласного звука из ряда слогов.

Определение первого ударного гласного в слове.

Развитие моторики

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик».

Штриховка листа клена.

Пальчиковая гимн. «В лес идем мы погулять».

Раскрасить гриб на картинке.

Выкладывание елочки из палочек.

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков

По индивидуальному плану учителя-логопеда.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ОВОЩИ. ОГОРОД.

Содержание работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Общие речевые навыки

Интонационная выразительность речи, четкость дикции «Купите лук» (Нищева, с.425)

Упражнение на развитие речевого дыхания (упражнение 16)

Работа над ясной шепотной речью «Дедушка Рох» (Нищева, с.426)

Медленный короткий вдох и короткий резкий  выдох.

Мыльные пузыри.

Развитие слухового

и зрительного внимания, памяти

Зрительное внимание «Найди и назови овощи».

Слуховое внимание «Фиолетовая сказка».

(Нищева, с.46)

Игра «Что звучало?» (дифференциация муз. игрушек).

Зрительное внимание «Что прибавилось?».

Чувство рифмы «Подскажи словечко».

Развитие лексики и грамматического строя речи

Актуализация словаря по теме.

«В огороде у козы Лизы».(Нищева,с.38)

Образование мн. числа существительных.

Согласование числительных с существительным

«Какие бывают». (подбор прилагательных  к существительным)

Употребление существительных винительного падежа. (Нищева, с.43)

Развитие связной речи

Отгадывание и толкование загадок.

Пересказ текста «Кто как одет». (Крупенчук, стр.16)

Придумывание загадки по образцу. (Крупенчук, с.15)

Составление рассказа по серии картин. (Зайцы и морковка)

Составление рассказов-описаний об овощах по схеме. (Нищева, с.60)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте

Знакомство с понятием слог.

Подбор картинок на гласные звуки.

Слоговой анализ слов.

Дифференциация понятий слог-слово.

Подбор слов на гласные звуки.

Развитие моторики

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Закрашивание овоща на картинке.

Поочередное соединение всех пальцев с большим (Крупенчук, с.46)

Работа в тетрадях в клетку.

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев.

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков

По индивидуальному плану учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...