Роль игровых технологий в коррекционном развитии речи дошкольников
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему
Роль игровых технологий в
коррекционном развитии речи
Дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya-chistovik.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника - нет! Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.
Игровая технология и ее роль Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем . В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Главное - уважение к личности ребенка, не убить интерес к игре, а стремиться развивать его.
Развитие речи в игре ИГРА дидактические Сюжетно-ролевые хороводные Игры драматизации подвижные
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Обучение в старшей или подготовительной группе целесообразно начинать с дидактических игр, в которых взрослый показывает и объясняет детям те или иные действия: «Приготовь обед»; «Отправь письмо»… Усвоив их , ребёнок в состоянии играть самостоятельно . Необходимо сопровождать рассказом о содержании действий , учитывая индивидуальные особенности ребенка. Дети берут на себя роли взрослых людей, воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Большое познавательное значение: развивают внимание ,речь, наблюдательность, память, сообразительность, логическое мышление. Проводятся со всей группой, с подгруппой и индивидуально. Игры «Узнай чей голос», « Угадай, что в мешочке», «Какой инструмент звучит» и т. д. направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д. Большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой и пальчиковые игры.
ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого –либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Формирование игровой деятельности предполагает её организацию логопедом и воспитателем. Они много разговаривают с детьми, в результате чего у ребёнка возникает потребность в речевом общении.
ПОДВИЖНЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей, в них удовлетворяется потребность в движении, которые становятся более точными и координированными. Хороводные игры и игры с пением способствуют выразительности речи и согласованности слов с движениями, формируют произвольное запоминание текстов и движений. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры как средство развития речи у детей. Игровые хороводы, как и многие произведения народного искусства, создавались в течение столетий. Они передавались из поколения в поколение, видоизменялись, подвергались варьированию в процессе коллективного творчества. На занятиях хороводных игры можно проводить вместо традиционной физкультминутки, подбирая по лексической теме. Так же можно совмещать хороводные игры с пальчиковой гимнастикой. Дети переключаются с одного вида деятельности на другой, тем самым повышая работоспособность, снимая нагрузки, связанные с сидением. Для этого необходим большой фольклорный и стихотворный материал. Чтобы физкультминутки – хороводные игры – проходили в хорошем игровом темпе, разучиваются новые хороводные упражнения, а также дается знакомства с новой лексической темой.
Дети успевают разучить и усвоить новую хороводную игру - одновременно проговаривают стихотворные тексты с движением. Движения становятся более координированными, речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Хороводные игры и упражнения можно проводить на коррекционных и интегрированных занятиях, а также на занятиях по ознакомлению с окружающими. Тексты подбираются так, чтобы они не только по смыслу сочетались с занятием, но и содержали в себе большое количество разнообразных движений.
"Круг" - фигура, чаще всего используемая. Обычно это простой круг (рис. 1). Часто в хороводах используют двойной круг (рис. 2), а иногда (когда детей достаточно много) дети могут построить и тройной круг (рис. 3). " Петля"и"Улитка " - в ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля". Дети образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг (рис. 4). Также могут двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит название "улитка" (рис. 5).
"Столбы« Дети составляют неподвижный квадрат. (рис. 6). Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата, обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура "столбы" тогда, когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение. « Змейка» Линейное движение в хороводе нередко выполняется с постепенно уменьшающейся амплитудой (рис. 7). Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары.
"Сторона на сторону» и спользуется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...". Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются. (рис. 8). «На четыре стороны» она так потому, что все дети встают квадратом начинают делать движения, показывающие, что они "сеют просо".
Разученные хороводные игры и упражнения способствовали развитию речевой активности у детей в группе и явились первой ступенькой в развитии творческих способностей ребят. Они уже по собственной инициативе и с большой охотой воспроизводили хороводы в свободное время и в самостоятельной деятельности. В результате можно сделать следующие выводы: 1. Хороводные игры и упражнения имеют положительное значение в коррекционном обучении детей с нарушением речи. 2.Регулярное проведение игр положительно сказывается на исправлении речи детей. 3. Совершенствуются внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...