"Развитие звуковой стороны речи от 3 до 5 лет".
материал по логопедии по теме

Развитие звуковой стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие звуковой стороны речи от 3 до 5 лет.

Формирование звуковой стороны речи начинается ещё на подготовительном этапе.  

На подготовительном этапе у ребёнка начинается подготовка к овладению речи и формирование звуковой стороны речи. При появлении на свет ребёнок знаменует своё появление криком. Крик – это первая голосовая реакция ребёнка. Крик и плач активизируют деятельность дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата. 1,5 – 2 появляются специфические голосовые реакции – гуление.

 В 3 – 4 месяца у ребёнка появляется лепет, происходит первичное развитие фонематического слуха, ребёнок начинает прислушиваться к звукам, поворачивать голову в сторону к говорящему. В 4 месяца появляются новые звуковые сочетания «гн – агн», «ля – яля» и т. д. В 6 месяцев в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, которые произносятся в коротких звукосочетаниях. Но они ещё не достаточно устойчивые. Среди гласных ясно звучит звук «а», среди согласных «п», «б», «м», «к», «т». В 7 – 9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым разнообразные звуковые сочетания. В 10 – 11 месяцев у ребёнка независимо от ситуации и интонации взрослого начинает появляться реакция на сами слова. К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап преддошкольный. Дети  в возрасте от года до трёх лет не сразу овладевают правильной речью, это объясняется тем, что чем проще слова по структуре и по звучанию, тем дети их легче запоминают. Количественный скачок в расширении словаря детей в первые полтора года. Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух направлениях:

- формирование кинестетического праксиса

- фонематическое восприятие.

Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться, поэтому воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является первоочередной задачей.

В этом возрасте быстро развивается звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.

Основной задачей в дошкольном учреждении является  формирование звуковой культуры речи и развитие у детей фонематического слуха .

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен:

─ воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты (звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи);

─формировать произносительную сторону речи: развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения, вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

─ формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать её.

У детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей слышать окружающую речь, слышать и отличать различные звуки.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп, дети не  всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е. развивать у детей голосовой аппарат.

Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливают их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков  требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки. 

Наша речь не всегда произносится в едином темпе, поэтому воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливаю их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности. Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говори...

Артикуляционные упражнения как средство развития звуковой стороны речи.

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....

Приемы работы по развитию звуковой стороны речи

Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку, особенно в младшей группе): «Веселый язычок» (пощелкать языком, сделать язык широким – узким и...

Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...