Пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В ряду задач, стоящих перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, важное место занимает формирование правильной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для развития речи
детей дошкольного возраста
Середина Елена Валерьевна
учитель-логопед
МБУ «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
В ряду задач, стоящих перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, важное место занимает формирование правильной речи. Правильная и хорошо развитая речь - показатель готовности ребенка к успешному обучению в школе. Важнейшим условием всестороннего, полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у детей речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому так важно заботиться о своевременном правильном формировании речи детей.
Развитие речи детей тесно связано с уровнем развития мелкой моторики рук. На развитие активной речи ребенка оказывает большое значение тренировка пальцев рук детей дошкольного возраста. Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей очень трудно. Поэтому так важно развивать мелкую моторику рук у воспитанников дошкольного возраста. Для развития мелкой моторики, детям дошкольного возраста можно предложить различные упражнения. Существует ряд комплексов пальчиковой гимнастики. Приведем несколько из них.
Пальчиковая гимнастика «Пальцы помогают говорить!!!»
Комплекс №1
- Ладони на столе (на счет «раз – два» пальцы врозь – вместе).
- Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз – два – три»).
- Пальчики здороваются (на счет «раз – два – три – четыре – пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным).
- Человек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка «Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
Комплекс №2
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Комплекс №3
- Флажок (Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
- Птички (Поочередно большой палец соединяется с остальными)
- Гнездо (Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
- Цветок (то же, но пальцы разъединить)
- Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, опустить пальцы вниз)
Игра-потешка «Этот пальчик»
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,
слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Комплекс №4
- Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг)
- Пчёлы (то же упражнение выполняется двумя руками)
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их)
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
Игра - потешка «Этот пальчик»
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
…Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать!
Этот пальчик придремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Логопед и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
Комплекс №5
- Замок (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в замок).
- Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперед; заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
- Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
- Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).
- Счет до 4-х (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Игра – потешка «Ну-ка, братцы, за работу!»
…Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Логопед и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
КОМПЛЕКС № 6
1. Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу).
2. Стол (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. Кресло (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
5. Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальца обеих рук).
Потешка «По грибы»
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
Комплекс № 7
1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет: раз — два.
Потешка «Алые цветы».
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головой цветка.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Комплекс №8
1. Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
2. Раковина улитки (правая рука на столе, левую руку положить сверху).
3. Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
Потешка «Апельсин»
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для кота,
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для улитки,
Эта долька — для чижа,
А для волка – кожура.
Комплекс №9
1.Ножницы (указательный и средний палец правой и левой рук имитируют ножницы).
2.Колокол (скрепить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им).
3.Дом (соединить наклоны кончики правой и левой рук).
4.Бочонок с водой (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).
5.Пожарник (упражнение с предметом : используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).
Потешка «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук).
В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
Комплекс №10
- Птички летят (пальцы обеих рук производят движения вверх, вниз).
- Птички клюют (большой палец поочерёдно соединяется с остальными пальцами).
- Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форму чаши).
Игра - потешка «Сорока»
(при произнесении текста водит указательными пальцами правой руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец руки кроме мизинца).
Сорока-ворона
Кашу варила.
Детей кормила.
Этому дала.
Этому дала.
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
Кроме этих упражнений развитию мелкой моторики рук способствует:
- Перебирание бус. Их можно изготовить самим. Это могут быть бусы из пуговиц, каштанов.
- Собирание пирамидок, матрешек, мозаики.
- Работа с пособиями по застегиванию: молний, пуговиц, кнопок, крючков.
- Работа с бумагой, вырезание различных узоров начиная с простых, заканчивая сложными.
- Лепка, работа с пластилином, аппликация
- Обведение лекал с последующей их штриховкой
- Игра с набором мелких фигур, для развития тактильного восприятия.
Также можно предложить выкладывание букв из различных материалов. Сначала может взрослый выкладывать буквы, а ребенок повторять. Затем можно предложить образец для выкладывания. Данное упражнение способствует не только развитию мелкой моторики рук, но воспитанию у детей усидчивости, терпения. Развивает навык выполнять по образцу действия.
Работа с пластилином дает уникальную возможность развивать мелкую моторику рук. Показав ребенку чудеса пластилинового мира, он начинает сам фантазировать и создает свой мир из пластилиновых фигур, начиная с маленьких и заканчивая целыми городками.
Бумага является основой для многих интересных игр. Развитию тонких движений будет способствовать вырезание фигур из бумаги ножницами, складывание корабликов, лягушек, самолетиков.
Интересным занятием для детей будут игры со счетными палочками. Ребенку предлагаются различные формы и фигуры, которые он должен выложить из счетных палочек. Это могут быть животные: жираф, ежик, корова и другие.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается слух, внимание, память, зрение.
Упражнения и такие задания для детей дошкольного возраста как: заштриховать, вырезать, слепить, нарисовать, наклеить - все это дает положительное значение для развития мелкой моторики рук, развития речи, подготовки руки к письму.
Используемая литература:
1. Основы теории и практики [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 2008.. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / -СПб.: Детство – Пресс, 2007.- 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....
Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....
«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра. Игры с пальчиками - это не только стимул для ...
Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...
Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...
«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей)
laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». ...
Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...