НОД развитию речи "Космос"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чуйко Светлана Александровна

12 апреля - День Космонавтики.  Изучаем сложную вселенную с помощью простых вещей. Солнце - это самая важная звезда  в солнечной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoeputeshestvie.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия учителя – логопеда в компенсирующей группе на тему: «Космос».

Программные задачи:

•   Коррекционно – образовательные цели:

• Формирование общих речевых навыков:

   закрепить умение воспроизводить ритмический рисунок по заданному  

    образцу;

      продолжать учить детей отгадывать загадки.

• Совершенствование лексического строя речи:

             Продолжать работу по обогащению словаря детей. Активизировать

             лексический запас  по теме «Космос»;

• Формирование и  совершенствование грамматического строя речи:

отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже.

образование сложных слов.

•   Коррекционно – развивающие цели:

•  Развитие связной речи: составлять распространенные предложения;

стимулировать детей к речевым высказываниям.

• Развитие моторики:

развитие координации речи с движениями;

развитие мелкой моторики пальцев рук.

•  Развивать внимание, память, тактильные ощущения;

развитие зрительно-пространственного восприятия.

• Коррекционно – воспитательные цели:

создание ситуации успеха;

воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о космосе, аппликация «Ракета летит на Луну», рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, заучивание стихотворений о созвездиях, чтение  стихотворения В.Степанова «Космонавт», 

Оборудование: ракета, планеты,  аудиозапись космической музыки, счетные палочки для выкладывания из них ракеты, предметные картинки по лексической теме.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед: Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего солнца еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.

- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!

  • А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!

Какой первый звук в слове РАКЕТА?

- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр! /.

- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?

- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?

Мы скафандр надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

- Наш экипаж к полету готов

Внимание! Внимание!

Отправляемся в полет!

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(Аркадий Хайт)

Логопед:  -Я приглашаю вас в космическое путешествие, загадаю загадки, слушайте внимательно.

Угли пылают, совком не достать.

Ночью их видно, а днем не видать.(звезды)

 Распустила алый хвост, полетела в кучу звезд.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилуниться. (ракета).

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? ( космонавт)

Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

 -Кем мы должны стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

- Какими должны быть космонавты?

Логопед: Ребята, давайте потренируем наши язычки.

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой

Логопед: Ребята посмотрите на картинку и выберите предметы, которые можно взять с собой в наше путешествие.

ЛогопедА сейчас мы поиграем с вами в игру – считалочку, которая поможет нам повторить планеты, которые находятся в нашей солнечной системе. (раздаю детям картинки с изображением планет)

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – Марс!

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун, И девятая планета – под названием Плутон!

- Молодцы, хорошо справились!

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, самолет

 Релаксация. ( под музыку) Закроем глаза , сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше.

Логопед: Первого человека, полетевшего в космос, звали Юрий Алексеевич Гагарин . 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком совершившим полёт в космос.

Ракета «Восток», на борту которой находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур.

Речевая игра «Скажи наоборот»

Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Ленивый – трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Старый - молодой

Трусливый - смелый

Неуклюжий — ловкий

6. Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту.

7. Вы бы хотели стать космонавтами?

Пальчиковая игра «Космос»

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.

Дидактическая игра «Солнечная система»


Логопед: Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...