«Использование информационно - коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»
консультация по логопедии ( группа) на тему

Статья об использовании интернет-ресурсов на логопедическом занятии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toriya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование информационно - коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы в логопедической группе в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида  вида.

Общепризнанно, что одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка и процесса социальной адаптации является правильная речь. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности и поведении.

Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать их, нужны нестандартные подходы, новые технологии, индивидуальные программы развития. Поэтому процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, требующий большей наглядности. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями.

В связи с этим я выбрала для своей работы следующее направление:

«Использование информационно - коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушения его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевой патологии у детей очевидна.

Учитывая ее практическую значимость для коррекции речевых нарушений у детей, мною были выделены следующие цели и задачи:

Цель:  Разработка системы коррекционно-логопедической работы с использованием информационно компьютерных технологий в ДОО

Задачи:

1. Способствовать повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с логопедом.

2. Формировать у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса.

3. Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, высшие психические функции.

4. Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

5. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

Принцип системности и последовательности обучения. Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения. Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.

Принцип индивидуального обучения. Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

В своей работе использую презентации из интернет ресурсов

Promethean Planet.ru       golopuz.org        teremok.ru       Power Point

Также использую программу «Дельфа 142»

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:

1. При объяснении нового материала

2. При закреплении.

3. При повторении.

4. При обобщении.

5. При обследовании.

6. В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.

7. В коррекционной работе на лексическом уровне.

8. В коррекционной работе на синтаксическом уровне.

9. В коррекционной работе по развитию связной речи.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях используются следующие формы работы с применением ИКТ:

1. При проведении артикуляционной гимнастики на свистящие, шипящие, сонорные звуки использовались компьютерные презентации, что несомненно повысило мотивацию и интерес детей к занятиям.

2. Для развития воздушной струи, фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза.

3. Для постановки звуков.

4. Для автоматизации поставленных звуков.

5. Для дифференциации поставленных и автоматизированных звуков.

6. Для пополнения словарного запаса и коррекции лексико-грамматического строя речи.

Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков были предложены родителям вместо традиционных рекомендаций. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания.

Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий способствовало формированию четкости и разборчивости речи, нормализации звукопроизношения, коррекции и развитию неречевого и речевого слухового гнозиса, формированию и развитию звукового анализа и синтеза и фонематичесих процессов, коррекции лексико-грамматических компонентов речи.

В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, решаются следующие задачи:

- повышается мотивация детей к логопедическим занятиям;

- сформировано сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом, логопедом и родителями;

- процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходит быстрей и интересней;

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы, продолжать пополнять педагогическую копилку своими презентациями и играми, разработать перспективный и календарно-тематический план работы.

Мастер - класс

«Использование информационно коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»

Учитель-логопед:

Петренко О.Д.

МБДОУ «Детский сад

 комбинированного вида №29»

Воронеж 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Одним из ключевых аспектов непрерывного образования является системное применение информационных технологий...

Личный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в логопедических занятиях с детьми.

В качестве ИКТ, изучены  и апробированы на логопедических занятиях обучающие и развивающие компьютерные программы: «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед», «Большая энциклопедия раз...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя - логопеда.

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у дошкольников с использованием информационно-коммуникационных технологий  в коррекционной работе учителя - логопеда....

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на фронтальных логопедических занятиях для детей с ФФН

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] c использованием информационно-коммуникационных технологий для детей 5 - 6лет

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р с использованием информационных технологий для детей 5-6 лет. Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях....

Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».

       Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на музыкальных занятий в ДОУ»

Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования и поэтому ИКТ — жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со ...