Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дудкина Татьяна Викторовна

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР III уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46 «Кот в сапогах»

Конспект открытого логопедического занятия

по развитию связной речи

у дошкольников старшего дошкольного возраста

        (седьмой год жизни) с ОНР.        

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Дудкина Татьяна Викторовна

                                                                учитель-логопед

высшей категории

Нижневартовск 2016 г.

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год» (Слайд 1)

Цели:

  • коррекционно-образовательные:

- уточнить и обогатить знания детей о новогоднем празднике;

-обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок;

  • коррекционно-развивающие:

- активизировать и обогащать словарь по теме путем подбора признаков и действий к предмету, синонимов, родственных слов;

- развивать умение логически и грамматически правильно строить связное высказывание;

- развивать зрительное и слуховое внимание и память;

- развивать речевое дыхание;

- совершенствовать координацию речи с движением;

- совершенствовать умение употреблять существительные в косвенных падежах, образовывать сложные прилагательные;

- закреплять навыки правильного произношения звуков и слов сложной звуко-слоговой структуры;

-развивать творческое воображение, речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения);

  • коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного, эмпатии;

- совершенствовать умение работать в коллективе;

- повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям;

- создать положительный эмоциональный настрой в преддверии праздника.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Новый год» в режиме PowerPoint, конверт, шоколадные медали.

Технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • диалог с детьми;
  • рефлексия.

Форма проведения: подгрупповая

Предварительная работа:

  • беседа об Интернете, о профессиях кино;
  • работа по лексическим темам «Зима», «Новый год»;
  • разучивание физкультминутки «Елочка»;
  • использование графических моделей «Семейка слов»;
  • отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Новый год», словарная работа (режиссер, сценарист, сценарий, оператор, монтажер, гонорар).

Этапы:

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на необычное занятие.

II. Введение в тему.

Логопед: Вчера я работала на компьютере и зашла в Интернет. На одной странице я прочла письмо режиссера. Кто такой режиссер?

Дети: Режиссер снимает фильмы.

Логопед: Меня взволновало это письмо. Хотите узнать почему? Давайте прочитаем его. (Слайд 2)

Логопед читает письмо: «Обращаюсь ко всем, кто прочитает это письмо! Помогите, пожалуйста! Я снял хороший, добрый фильм, но монтажер испортил пленку: разрезал на кадры, а собрать не может. Помогите восстановить фильм, придумайте название, напишите сценарий!» Поможем режиссеру? Как это можно сделать? (Дети предлагают варианты)

Но сначала отгадайте, о чем это кино.

Загадка:

В году 12 месяцев, ведет их всех январь.

За январем все месяцы приходят в календарь.

Идут они все разные, но знают свой черед.

Мы с январем отпразднуем и встретим …….. (Новый год).        

Дети: Этот фильм о Новом годе. (Слайд 3)

Логопед: Итак, ребята, нас ждет очень трудная, но интересная работа над фильмом о новогоднем празднике, которая будет записана на пленку и отправлена режиссеру. Поэтому нужно правильно выражать свои мысли, говорить четко и громко, правильно произносить звуки в словах, не перебивать друг друга.

III. Основная часть.

  1. Восстановление нарушенного порядка в серии сюжетных

картинок.

Логопед: Я распечатала кадры из фильма и принесла вам… Но где же они? Я их разместила на доске. Видимо, во время проветривания ветер-шалун  разбросал их по кабинету. Пожалуйста, найдите кадры и скажите, где они были.

Дети: Я нашел кадр под столом (на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).

Логопед: Ребята, о ком и о чем этот фильм? (Слайд 4)

Дети: Этот фильм о том, как семья встречает Новый год.

Логопед: - Правильно ли расположены кадры? Что должно быть сначала, а что – потом?

Дети расставляют кадры по порядку, комментируя свои действия.

Логопед: Итак, мы смонтировали фильм.

Теперь нужно дать ему название и написать сценарий. (Слайд 5)

2.Лексико-грамматические упражнения.

Логопед: Что происходит в фильме?

Дети: Семья готовится и встречает Новый год.

Логопед: Кто живет в этой семье?

Дети: В семье живут папа, мама, дети и собака.

Логопед: Придумайте детям имена,

а собаке – кличку. Фамилия семьи – Морозовы.

 От какого слова она произошла?

Дети: От слова «мороз»?

Логопед: Вспомните, другие слова из этой «семейки»

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки, по наводящим вопросам: Мороз – морозик, морозец, морозище, морозный, мороженое, морозить (заморозить, обморозить, переморозить, разморозить, приморозить), Морозко, морозильная (камера), заморозок.

 (Слайд 6)

Логопед: Какое настроение у всех членов семьи?

Дети: У всех настроение веселое – радостное, праздничное.

Логопед: Чему рады члены семьи?

Дети: Люди рады Новому году, празднику, Деду Морозу, елке, подаркам.

Логопед: Ребята, а вы рады празднику, любите Новый год? Почему?

Дети: Я люблю Новый год, потому что он красивый, веселый, семейный, сказочный, волшебный, красочный, зимний, долгожданный, загадочный праздник. (Дети подбирают признаки к предмету, образуют относительные прилагательные по наводящим вопросам логопеда)

3.Динамическая пауза.

Логопед: Мы с вами тоже готовимся к празднику и приглашаем гостей.

 (Слайд 7)

Дети проговаривают слова стихотворения, согласуя их с соответствующими движениями:

Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями!

Пригласили мы гостей веселиться с нами.

По дорогам, по снегам,

по лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам длинноухий зайка.

А за ним- смотрите, все, - рыжая лисица.

Захотелось и лисе с нами веселиться.

Вперевалочку идет косолапый мишка,

Он несет в подарок мед и большую шишку.

Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями,

Чтобы лапы у зверей заплясали сами.

Логопед: Кого мы пригласили на праздник?

Дети: Мы пригласили зайца, лису и медведя.

4. Беседа по содержанию картин, составление предложений к каждой картине.

Логопед: Давайте напишем сценарий к каждому кадру. Как Морозовы готовились к Новому году?

Картина 1. (Слайд 8)

Логопед: С чего все началось?

Дети: Папа принес елку.

Логопед: Когда принес? Откуда? Какая елка? Как по-другому назвать елку?

Как к этому отнеслась семья?

Дети: Елка большая, высокая, зеленая, пушистая, колючая, душистая. Елку можно назвать лесной красавицей. Все обрадовались, даже - собака Дружок.

Логопед: Теперь составьте небольшой рассказ по этой картине.

Дети: Однажды вечером, перед Новым годом, папа принес домой пышную, зеленую, душистую елку. Мама, дети и пес Дружок очень обрадовались лесной красавице.

Картины 2,3,4,5. (Слайд 9)

Логопед: Как дальше развивались события?

Дети: Все дружно взялись за работу.

Логопед: Можно сказать так: «В семье Морозовых закипела дружная работа». Расскажите, кто что делает?

Дети: Маша и Витя делают (мастерят, изготавливают) елочные украшения,

гирлянды из цветной бумаги. Маша помогает маме шить карнавальные костюмы. Потом папа и дети наряжают елку, украшают квартиру гирляндами, мишурой, а мама готовит вкусный праздничный ужин и накрывает на стол.

 

Картина 6. (Слайд 10)

Логопед: Что происходит на последнем кадре?

Дети: Морозовы встречают Новый год.

Логопед: Как изменился состав семьи? Кто вдруг появился? Кто чем занят? Кто как одет? Как вы считаете, хороший праздник получился у Морозовых? Как вы догадались?

Дети: Наступил новогодний праздник, самый чудесный, красивый и долгожданный. В гости к Морозовым пришли дедушка и бабушка. Все взрослые оделись нарядно, а дети надели свои карнавальные костюмы. Мама и дети веселятся, поют, водят хоровод вокруг украшенной елки, а вместе с ними – пес Дружок.

Вдруг открылась дверь, и в комнату вошел Дед Мороз.

Логопед: Зачем пришел Дед Мороз?

Дети: Дед Мороз пришел, чтобы поздравить всю семью с Новым годом, пожелать им здоровья, счастья и подарить подарки.

Логопед: Сейчас поиграем с мячом в игру «Скажи одним словом, какой Дед Мороз, если у него»:

- добрая душа  - (он добродушный)                        белая борода -

- доброе сердце -                                                 он друзей любит -        

- розовые щеки –                                                громкий голос -

Логопед: Что они будут делать потом?

Дети: Потом все сядут за стол и будут праздновать, кушать, пить чай с шоколадным тортом.

Логопед: Семья Морозовых дружно и весело встретила Новый год. Мы написали сценарий к фильму. Как же назовем его?

Дети предлагают: Новый год. Новый год в семье Морозовых. Самый любимый праздник.

Логопед: Итак, назовем фильм «Самый любимый праздник».

5. Динамическая пауза.

Логопед: Покажем то, что мы рассказали.

Дети имитируют действия подготовки и празднования Нового года.

6.Составление рассказа по серии картин детьми:

- по цепочке;

- индивидуально – весь рассказ.

Логопед: А теперь мы запишем ваши сценарии на магнитофон и отправим режиссеру. Будем говорить в микрофон.

Примерный рассказ. (Слайд 11)

Дети: Рассказ называется «Самый любимый праздник».

Однажды вечером, перед Новым, годом папа принес домой пышную, зеленую, душистую елку. Мама, дети и пес Дружок очень обрадовались лесной красавице. В семье Морозовых началась подготовка к празднику, закипела дружная работа.

Маша и Витя решили смастерить елочные украшения, гирлянды из цветной бумаги. Маша помогала маме шить карнавальные костюмы. Потом папа и дети нарядили елку, украсили квартиру гирляндами, мишурой, а мама приготовила вкусный праздничный ужин и накрыла на стол.

Наконец наступил новогодний праздник, самый чудесный, красивый и долгожданный. В гости к Морозовым пришли дедушка и бабушка. Все взрослые оделись нарядно, а дети надели свои карнавальные костюмы. Мама и дети веселятся, поют, водят хоровод вокруг украшенной елки, а вместе с ними – пес Дружок. Вдруг открылась дверь, и в комнату вошел Дед Мороз.

Он пришел, чтобы поздравить всю семью с Новым годом, пожелать им здоровья, счастья и подарить подарки.

Потом все сели за стол и стали праздновать, кушать, пить чай с шоколадным тортом. Семья Морозовых дружно и весело встретила Новый год!

Логопед: Все! Записано и отправлено.

IV. Итог. Окончание занятия.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень помогли режиссеру, и скоро на экраны кинотеатров выйдет добрый, семейный фильм. Ребята, что бы вы хотели пожелать и кому?

Дети говорят свои пожелания.

Логопед: Я желаю нашим гостям и вам: (Слайд 12)

        Пусть Новый год со счастьем новым

        Под сказку сна в ваш дом войдет

        И вместе с запахом еловым

        Любовь и мир вам принесет!

Стук в дверь: На ваше имя поступил конверт.

Логопед: Что в этом конверте?

Записка: «Я очень благодарен вам. Режиссер.

Это ваш сладкий гонорар».

И правда, здесь шоколадные монеты. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н.Радлова: «Как кошка сама себя стукнула»

Учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления; совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».

Конспект НОД по развитию связной речи  для детей средней группы  Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Скворцы - весны гонцы»....

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя сво...