Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_novyy_god_-_kopiya.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 46 «Кот в сапогах»
Конспект открытого логопедического занятия
по развитию связной речи
у дошкольников старшего дошкольного возраста
(седьмой год жизни) с ОНР.
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
Дудкина Татьяна Викторовна
учитель-логопед
высшей категории
Нижневартовск 2016 г.
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год» (Слайд 1)
Цели:
- коррекционно-образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей о новогоднем празднике;
-обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок;
- коррекционно-развивающие:
- активизировать и обогащать словарь по теме путем подбора признаков и действий к предмету, синонимов, родственных слов;
- развивать умение логически и грамматически правильно строить связное высказывание;
- развивать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать координацию речи с движением;
- совершенствовать умение употреблять существительные в косвенных падежах, образовывать сложные прилагательные;
- закреплять навыки правильного произношения звуков и слов сложной звуко-слоговой структуры;
-развивать творческое воображение, речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения);
- коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, эмпатии;
- совершенствовать умение работать в коллективе;
- повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям;
- создать положительный эмоциональный настрой в преддверии праздника.
Материалы и оборудование
Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Новый год» в режиме PowerPoint, конверт, шоколадные медали.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативная технология;
- диалог с детьми;
- рефлексия.
Форма проведения: подгрупповая
Предварительная работа:
- беседа об Интернете, о профессиях кино;
- работа по лексическим темам «Зима», «Новый год»;
- разучивание физкультминутки «Елочка»;
- использование графических моделей «Семейка слов»;
- отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Новый год», словарная работа (режиссер, сценарист, сценарий, оператор, монтажер, гонорар).
Этапы:
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на необычное занятие.
II. Введение в тему.
Логопед: Вчера я работала на компьютере и зашла в Интернет. На одной странице я прочла письмо режиссера. Кто такой режиссер?
Дети: Режиссер снимает фильмы.
Логопед: Меня взволновало это письмо. Хотите узнать почему? Давайте прочитаем его. (Слайд 2)
Логопед читает письмо: «Обращаюсь ко всем, кто прочитает это письмо! Помогите, пожалуйста! Я снял хороший, добрый фильм, но монтажер испортил пленку: разрезал на кадры, а собрать не может. Помогите восстановить фильм, придумайте название, напишите сценарий!» Поможем режиссеру? Как это можно сделать? (Дети предлагают варианты)
Но сначала отгадайте, о чем это кино.
Загадка:
В году 12 месяцев, ведет их всех январь.
За январем все месяцы приходят в календарь.
Идут они все разные, но знают свой черед.
Мы с январем отпразднуем и встретим …….. (Новый год).
Дети: Этот фильм о Новом годе. (Слайд 3)
Логопед: Итак, ребята, нас ждет очень трудная, но интересная работа над фильмом о новогоднем празднике, которая будет записана на пленку и отправлена режиссеру. Поэтому нужно правильно выражать свои мысли, говорить четко и громко, правильно произносить звуки в словах, не перебивать друг друга.
III. Основная часть.
- Восстановление нарушенного порядка в серии сюжетных
картинок.
Логопед: Я распечатала кадры из фильма и принесла вам… Но где же они? Я их разместила на доске. Видимо, во время проветривания ветер-шалун разбросал их по кабинету. Пожалуйста, найдите кадры и скажите, где они были.
Дети: Я нашел кадр под столом (на полу, за мольбертом, в ящике и т.д.).
Логопед: Ребята, о ком и о чем этот фильм? (Слайд 4)
Дети: Этот фильм о том, как семья встречает Новый год.
Логопед: - Правильно ли расположены кадры? Что должно быть сначала, а что – потом?
Дети расставляют кадры по порядку, комментируя свои действия.
Логопед: Итак, мы смонтировали фильм.
Теперь нужно дать ему название и написать сценарий. (Слайд 5)
2.Лексико-грамматические упражнения.
Логопед: Что происходит в фильме?
Дети: Семья готовится и встречает Новый год.
Логопед: Кто живет в этой семье?
Дети: В семье живут папа, мама, дети и собака.
Логопед: Придумайте детям имена,
а собаке – кличку. Фамилия семьи – Морозовы.
От какого слова она произошла?
Дети: От слова «мороз»?
Логопед: Вспомните, другие слова из этой «семейки»
Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки, по наводящим вопросам: Мороз – морозик, морозец, морозище, морозный, мороженое, морозить (заморозить, обморозить, переморозить, разморозить, приморозить), Морозко, морозильная (камера), заморозок.
(Слайд 6)
Логопед: Какое настроение у всех членов семьи?
Дети: У всех настроение веселое – радостное, праздничное.
Логопед: Чему рады члены семьи?
Дети: Люди рады Новому году, празднику, Деду Морозу, елке, подаркам.
Логопед: Ребята, а вы рады празднику, любите Новый год? Почему?
Дети: Я люблю Новый год, потому что он красивый, веселый, семейный, сказочный, волшебный, красочный, зимний, долгожданный, загадочный праздник. (Дети подбирают признаки к предмету, образуют относительные прилагательные по наводящим вопросам логопеда)
3.Динамическая пауза.
Логопед: Мы с вами тоже готовимся к празднику и приглашаем гостей.
(Слайд 7)
Дети проговаривают слова стихотворения, согласуя их с соответствующими движениями:
Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями!
Пригласили мы гостей веселиться с нами.
По дорогам, по снегам,
по лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам длинноухий зайка.
А за ним- смотрите, все, - рыжая лисица.
Захотелось и лисе с нами веселиться.
Вперевалочку идет косолапый мишка,
Он несет в подарок мед и большую шишку.
Ну-ка, елочка, светлей заблести огнями,
Чтобы лапы у зверей заплясали сами.
Логопед: Кого мы пригласили на праздник?
Дети: Мы пригласили зайца, лису и медведя.
4. Беседа по содержанию картин, составление предложений к каждой картине.
Логопед: Давайте напишем сценарий к каждому кадру. Как Морозовы готовились к Новому году?
Картина 1. (Слайд 8)
Логопед: С чего все началось?
Дети: Папа принес елку.
Логопед: Когда принес? Откуда? Какая елка? Как по-другому назвать елку?
Как к этому отнеслась семья?
Дети: Елка большая, высокая, зеленая, пушистая, колючая, душистая. Елку можно назвать лесной красавицей. Все обрадовались, даже - собака Дружок.
Логопед: Теперь составьте небольшой рассказ по этой картине.
Дети: Однажды вечером, перед Новым годом, папа принес домой пышную, зеленую, душистую елку. Мама, дети и пес Дружок очень обрадовались лесной красавице.
Картины 2,3,4,5. (Слайд 9)
Логопед: Как дальше развивались события?
Дети: Все дружно взялись за работу.
Логопед: Можно сказать так: «В семье Морозовых закипела дружная работа». Расскажите, кто что делает?
Дети: Маша и Витя делают (мастерят, изготавливают) елочные украшения,
гирлянды из цветной бумаги. Маша помогает маме шить карнавальные костюмы. Потом папа и дети наряжают елку, украшают квартиру гирляндами, мишурой, а мама готовит вкусный праздничный ужин и накрывает на стол.
Картина 6. (Слайд 10)
Логопед: Что происходит на последнем кадре?
Дети: Морозовы встречают Новый год.
Логопед: Как изменился состав семьи? Кто вдруг появился? Кто чем занят? Кто как одет? Как вы считаете, хороший праздник получился у Морозовых? Как вы догадались?
Дети: Наступил новогодний праздник, самый чудесный, красивый и долгожданный. В гости к Морозовым пришли дедушка и бабушка. Все взрослые оделись нарядно, а дети надели свои карнавальные костюмы. Мама и дети веселятся, поют, водят хоровод вокруг украшенной елки, а вместе с ними – пес Дружок.
Вдруг открылась дверь, и в комнату вошел Дед Мороз.
Логопед: Зачем пришел Дед Мороз?
Дети: Дед Мороз пришел, чтобы поздравить всю семью с Новым годом, пожелать им здоровья, счастья и подарить подарки.
Логопед: Сейчас поиграем с мячом в игру «Скажи одним словом, какой Дед Мороз, если у него»:
- добрая душа - (он добродушный) белая борода -
- доброе сердце - он друзей любит -
- розовые щеки – громкий голос -
Логопед: Что они будут делать потом?
Дети: Потом все сядут за стол и будут праздновать, кушать, пить чай с шоколадным тортом.
Логопед: Семья Морозовых дружно и весело встретила Новый год. Мы написали сценарий к фильму. Как же назовем его?
Дети предлагают: Новый год. Новый год в семье Морозовых. Самый любимый праздник.
Логопед: Итак, назовем фильм «Самый любимый праздник».
5. Динамическая пауза.
Логопед: Покажем то, что мы рассказали.
Дети имитируют действия подготовки и празднования Нового года.
6.Составление рассказа по серии картин детьми:
- по цепочке;
- индивидуально – весь рассказ.
Логопед: А теперь мы запишем ваши сценарии на магнитофон и отправим режиссеру. Будем говорить в микрофон.
Примерный рассказ. (Слайд 11)
Дети: Рассказ называется «Самый любимый праздник».
Однажды вечером, перед Новым, годом папа принес домой пышную, зеленую, душистую елку. Мама, дети и пес Дружок очень обрадовались лесной красавице. В семье Морозовых началась подготовка к празднику, закипела дружная работа.
Маша и Витя решили смастерить елочные украшения, гирлянды из цветной бумаги. Маша помогала маме шить карнавальные костюмы. Потом папа и дети нарядили елку, украсили квартиру гирляндами, мишурой, а мама приготовила вкусный праздничный ужин и накрыла на стол.
Наконец наступил новогодний праздник, самый чудесный, красивый и долгожданный. В гости к Морозовым пришли дедушка и бабушка. Все взрослые оделись нарядно, а дети надели свои карнавальные костюмы. Мама и дети веселятся, поют, водят хоровод вокруг украшенной елки, а вместе с ними – пес Дружок. Вдруг открылась дверь, и в комнату вошел Дед Мороз.
Он пришел, чтобы поздравить всю семью с Новым годом, пожелать им здоровья, счастья и подарить подарки.
Потом все сели за стол и стали праздновать, кушать, пить чай с шоколадным тортом. Семья Морозовых дружно и весело встретила Новый год!
Логопед: Все! Записано и отправлено.
IV. Итог. Окончание занятия.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень помогли режиссеру, и скоро на экраны кинотеатров выйдет добрый, семейный фильм. Ребята, что бы вы хотели пожелать и кому?
Дети говорят свои пожелания.
Логопед: Я желаю нашим гостям и вам: (Слайд 12)
Пусть Новый год со счастьем новым
Под сказку сна в ваш дом войдет
И вместе с запахом еловым
Любовь и мир вам принесет!
Стук в дверь: На ваше имя поступил конверт.
Логопед: Что в этом конверте?
Записка: «Я очень благодарен вам. Режиссер.
Это ваш сладкий гонорар».
И правда, здесь шоколадные монеты. Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с ТНР, ОНР на тему: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н.Радлова: «Как кошка сама себя стукнула»
Учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления; совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Подарок пограничникам"
Занятие к Дню защитника Отечества...
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».
Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы»....
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя сво...