Методика проведения индивидуальной логопедической диагностики
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

Этот материал помогает в полной мере провести индивидуальное обследование ребёнка по следующим критериям: исследование слухового, зрительного восприятия, восприятия пространственных представлений, исследовать состояние органов артикуляции, состояние мелкой и общей моторики. Помогает исследовать импрессивную и экспрессивную  речь,  проверить состояние связной речи, состояние фонетической стороны речи. Исследовать навыки фонематического восприятия и навыки фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем- логопедом.

Сбор анамнестических данных:

Отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, острые и хронические и бытовые и производственные интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы беременных, сдавления, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабую выраженность родовых схваток, стимуляцию родовой деятельности, применение ручных родовспомогательных приёмов, кесарево сечение, тугое обвитие пуповиной, большую или малую массу тела новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфекции и травмы головного и спинного мозга, перенесённые в раннем возрасте заболевания).

При изучении постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (как ребёнок взял грудь, как удерживал сосок, не было ли подтекания молока по уголку губ, пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормления, частых и обильных срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный, так называемый «мозговой» крик), особенности раннего развития ребёнка (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, узнавать близких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году).

По медицинской карте сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка (у каких специалистов стоит на учёте, с каким диагнозом).

При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появления гуления, лепета, первых слов и первых фраз; отметить, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состоянию речи ребёнка; занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Проведения обследования:

Исследуя проведение и эмоциональную сферу ребёнка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень адекватности и устойчивости эмоциональных реакций.

Исследование слухового восприятия:

Проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Логопед показывает ребёнку, например, пищалку и погремушку, называет их, объясняет , как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, предлагает ребёнку поиграть с ними. Затем логопед закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звуки с помощью игрушек. Ребёнок узнаёт и называет игрушки. При отсутствии речи ребёнок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображением данных игрушек.

Следующее задание позволяет выявить способность ребёнка определять направление звука. Логопед предлагает ребёнку встать лицом к стене, внимательно послушать и показывать рукой или сказать, откуда раздаётся звон уже знакомого ему предмета. После этого логопед двигается по кабинету с этим предметом в руках, а ребёнок показывает или говорит, где раздаётся звук.

Исследование зрительного восприятия:

Проводится в процессе узнавания и различения ребёнком цветов. Четырёхлетнему ребёнку логопед предлагает подобрать блюдца такого же цвета к чашкам красного, жёлтого, зелёного, синего, белого и чёрного цветов. Если ребёнок  выполняет задание неуверенно, можно предложить ему попробовать свои силы в подборе шарфиков тех же цветов к шапочкам. Пятилетний ребёнок подбирает блюдца к чашкам или шарфики к шапкам красного, оранжевого. Жёлтого, зелёного, голубого, синего, белого, розового и чёрного цветов. Для шестилетнего ребёнка можно усложнить задание, добавив предметы фиолетового, коричневого и серого цветов.

Следующее задание позволяет выяснить, знает ли ребёнок геометрические формы. Четырёхлетний ребёнок выбирает по просьбе логопеда из контейнера с разными геометрическими формами круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб. Пятилетнему ребёнку логопед предлагает выбрать ещё и прямоугольник, а шестилетнему – многоугольник и цилиндр.

Исследование восприятия пространственных представлений:

Начинается с выявления навыков ориентировки в пространстве. По просьбе логопеда четырёхлетний ребёнок показывает, какие предметы находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему. Пятилетний ребёнок должен также показать предметы, которые находятся слева и справа от него. Задача шестилетнего ребёнка еще сложнее. Он должен показать предметы слева снизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

Далее логопед проверяет умение ребёнка ориентироваться в схеме собственного тела. Четырёхлетнему ребёнку предлагается последовательно показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу. Пятилетний ребёнок должен так же показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Шестилетнему ребёнку предлагается показать правой рукой левый глаз и левой рукой – правое ухо.

Исследование зрительного восприятия, а также мышления продолжается в процессе составления ребёнком разрезных картинок. Четырёхлетний ребёнок складывает последовательно картинки из двух, трёх, четырёх частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на картинку с целым изображением. Если ребёнок не может сложить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трёх частей ему уже не предлагается и т.д. Пятилетнему ребёнку можно предложить сложить картинки из 4-6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна. Задание так же усложняется постепенно по мере выполнения ребёнком.

Далее логопед предлагает ребёнку сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец. Четырёхлетний ребёнок складывает из четырёх палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек – «лесенку». Пятилетний – «домик» и «ёлочку» из шести палочек, «лесенку» из семи палочек, а шестилетний – «ёлочку» и «дерево» из шести палочек, «лодочку» и «лесенку» - из семи палочек.

Исследование состояния органов артикуляции:

Логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы, зубов (редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрёстный), твёрдого нёба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка, подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследование состояния общей моторики:

Логопед предлагает четырёхлетнему ребёнку попрыгать на двух ногах без поддержки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч. Причём, если восприятие речи ребёнком затруднено, логопед показывает, что следует делать, и делает упражнение вместе с малышом. Пятилетнему ребёнку логопед, кроме перечисленных упражнений, предлагает бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через мягкую игрушку, попрыгать на левой ноге и на правой ноге. Шестилетнему ребёнку предлагается еще ряд заданий: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё. После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объём выполненных движений (полный или неполный), темп (нормальный быстрый, медленный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной неловкости.

Исследование состояния ручной моторики:

Четырёхлетний ребёнок выполняет задания на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстёгивание и застёгивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведёрко и поочерёдное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребёнок с трудом понимает обращённую речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребёнком. Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребёнка, логопед предлагает ему одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ребёнку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак – ребро – ладонь» едущей рукой.

Продолжает исследование состояния ручной моторики  проверка навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека). Ребёнок выполняет задания по образцу вслед за логопедом. И наконец, логопед предлагает ребёнку расстегнуть и застегнуть пуговицы на игрушке-застёжке и зашнуровать шнурки на игрушке шнуровке. Исследуя кинестетическую основу движений рук шестилетнего ребёнка, логопед предлагает ему вытянуть указательный палец и мизинец на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот – сначала на одной руке, потом на другой. Исследуя кинетическую основу движений, ребёнку можно предложить выполнить упражнение «игра на рояле» обеими руками, а упражнение «ладонь – кулак – ребро» сначала правой рукой, а потом левой рукой. Проверяя навыки работы с карандашом, логопед предлагает ребёнку нарисовать по образцу прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии и человека. Для проверки навыков манипуляции с предметами ребёнку предлагается показать, как он расстёгивает и застёгивает пуговицы, выполняет шнуровку и завязывает шнурки, выполняет ножницами прямой и косой разрезы, вырезает круги из квадрата.

После этого отмечается объём выполненных движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению движений.

Исследование состояния мимической мускулатуры:

Проводится при выполнении четырёхлетним ребёнком по подражанию логопеду следующих упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щёки. Пятилетнему ребёнку предлагается по подражанию логопеду закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щёки, втянуть щёки, наморщить нос. Шестилетний ребёнок по подражанию логопеду закрывает правый глаз, левый глаз, прищуривает глаза, нахмуривает брови, поднимает брови. Надувает правую щёку, левую щёку, втягивает правую шёку, левую щёку. После этого отмечаются наличие или отсутствие движений, объём выполненных движений (полный, неполный), точность выполнения (точно, не точно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

Исследование состояния артикуляционной моторики: 

Четырёхлетний ребёнок по подражанию логопеда выполняет следующие упражнения: открыть и закрыть рот, растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на нижнюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а потом левого. Пятилетний ребёнок по подражанию логопеду открывает и закрывает рот, преодолевая сопротивление кулаков, выполняет упражнения «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; выполняет упражнения «качели» и «маятник». Шестилетнему ребёнку предлагается выполнить тот же набор упражнений и, кроме того, выполнить следующие упражнения: подвигать нижней челюстью вправо-влево, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизать кончиком языка губы по кругу.

После этого отмечаются наличие или отсутствие движений, объём выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения ( точно, не точно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

Исследование импрессивной речи:

Начинается с проверки понимания имён существительных. Для исследования используются листы с изображёнными на них предметами по следующим лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». На каждом листе изображено по 6-8 предметов по одной из лексических тем. Четырёхлетнему ребёнку логопед предлагает показать на листах последовательно куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колёса машинки. Пятилетний ребёнок показывает все перечисленные предметы и, кроме них, яблоко, грушу, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку стула, сиденье стула, ножки стула. Шестилетний ребёнок показывает ещё и кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, травмай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

Затем логопед проверяет способность ребёнку к обобщению. Четырёхлетний ребёнок должен «назвать одним словом» несколько игрушек, предметов, обуви и одежды. Пятилетний ребёнок демонстрирует понимание обобщающих понятий «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», а шестилетний – ещё и «домашние птицы», «дикие птицы», «домашние животные», «дикие животные», «транспорт», также назвав «одним словом» предложенные картинки по перечисленным выше темам.

Затем логопед исследует понимание ребёнком глаголов. Четырёхлетний ребёнок показывает по просьбе логопеда на картинках-действиях, где девочка сидит, стоит, лежит, идёт; где мальчик ест, пьёт, читает, рисует. Пятилетний ребёнок по просьбе логопеда показывает, кто летит, плывёт, идёт, прыгает, ползёт. А шестилетний ребёнок – кто строит, убирает, продаёт, покупает.

Исследуя понимание ребёнком прилагательных, логопед предлагает четырёхлетнему ребёнку показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда, а где кислая; где круглый торт, а где квадратный. Пятилетний ребёнок показывает по просьбе логопеда сначала круглое печенье, потом квадратное, затем треугольное и, наконец, овальное; где на картинке сладкое, а где горькое. Шестилетний ребёнок должен показать на картинках, где прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый человек; весёлый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

Затем логопед исследует понимание ребёнком различных форм словоизменения. Четырёхлетний ребёнок по просьбе логопеда показывает, где: дом, дома, кот, коты, кукла, куклы, груша, груши, ведро, вёдра. Пятилетний должен последовательно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна. А шестилетний ребёнок – где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнёзда, перо, перья, ухо, уши.

Далее логопед проверяет понимание ребёнком предложно-падежных конструкций. Четырёхлетний ребёнок показывает, где мяч в ведёрке, на ведёрке, у ведёрка. Пятилетний ребёнок должен показать на картинке, где котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом. Шестилетнему ребёнку предлагается показать ещё и где котёнок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

Проверяя понимание ребёнком уменьшительных суффиксов, логопед предлагает четырёхлетнему малышу последовательно показать стол, столик, машину, машинку, ведро, ведёрко. Пятилетний ребёнок должен последовательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко. А шестилетний – нож, ножичек, рукавицу, рукавичку, одеяло, одеяльце.

Исследуя возможность различения ребёнком глаголов единственного и множественного числа, логопед предлагает четырёхлетнему малышу последовательно показать, где: кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут. Пятилетний ребёнок последовательно показывает на картинках, где: птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут. Шестилетний ребёнок показывает, где мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят. Проверяя, как четырёхлетний ребёнок различает глаголы с различными приставками, логопед предлагает последовательно показать на картинках девочку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы. Пятилетний ребёнок по просьбе логопеда показывает на картинках птицу, которая вылетает из клетки; птицу, которая влетает в клетку. Шестилетний ребёнок должен показать мальчика, который переходит дорогу; мальчика, который перебегает дорогу; мальчика, который подбегает к дому.

Продолжает исследование импрессивной речи проверка понимания ребёнком отдельных предложений и содержания знакомой сказки. Четырёхлетнему ребёнку предлагается сначала показать картинку, на которой мальчик поздравляет девочку; а потом – картинку, на которой девочка поздравляет мальчика. Далее логопед выясняет, знакома ли ребёнку сказка «Репка», и задаёт по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть репку? Покажи. Если ребёнку незнакома сказка, логопед сначала должен рассказать её с опорой на картинки, и только после этого предложить малышу ответить на вопросы.

Пятилетний ребёнок должен показать по просьбе логопеда сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком; а потом – картинку, на которой мальчик бежит за собакой. Затем логопед предлагает ребёнку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»: «Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи. Куда бабка положила колобок? Покажи. Кого встретил Колобок сначала? Покажи. Кого встретил Колобок потом? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи.

Шестилетний ребёнок сначала по просьбе логопеда показывает на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом – бабочку, которая сидит на ещё не распустившемся цветке. Далее ребёнок отвечает на ряд вопросов и выполняет ряд заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле?» Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Завершает исследование импрессивной речи проверка состояния фонематического восприятия. Логопед сначала проверяет способность ребёнка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом – смешиваемые в произношении.

Четырёхлетний ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: кот – кит, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина.

Пятилетний ребёнок должен показать последовательно следующие пары: мышка – мишка, почка – бочка, катушка – кадушка, корка – горка, речка – редька, цвет – свет, чёлка – щёлка, рейка – лейка.

Шестилетний ребёнок по просьбе логопеда показывает такие пары: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот, лук – люк, марка – майка, ель – гель, плач – плащ.

Исследование экспресссивной речи начинается с заключения о её характере ( однословная, фразовая, связная). Затем проводится исследование состояния лексики. Логопед предлагает четырёхлетнему ребёнку вспомнить и назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви. Пятилетний ребёнок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель. Шестилетний ребёнок вспоминает по просьбе логопеда названия ягод, насекомых, животных, транспорта. Затем логопед предлагает ребёнку назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Четырёхлетнему ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колёса машины. Пятилетний ребёнок должен назвать на картинках нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль. Шестилетний ребёнок должен узнать и назвать по картинкам локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для поговицы, фары, мотор. Далее логопед проверяет способность ребёнка к обобщению. Четырёхлетний ребёнок получает задание «назвать одним словом» изображения нескольких игрушек, одежды, обуви; пятилетний – мебели, овощей, фруктов, птиц; шестилетний – ягод, насекомых, животных, транспорта. Кроме того, шестилетнему ребёнку логопед предлагает подобрать слова – антонимы. (слова – «наоборот») и образовать следующие пары: друг – враг, горе – радость, лёгкий – тяжёлый, давать – брать, добро – зло, горячий – холодный, длинный – короткий, поднимать – опускать.

Проверяя состояние глагольного словаря, логопед предлагает четырёхлетнему ребёнку перечислить, что делают те, кто изображён на картинках. (Мальчик ест. Девочка спит.(И т.п.)) Пятилетний ребёнок перечисляет, что делают животные на картинках. (Птицы летают. Змея ползает. (И т.п.)) Шестилетний ребёнок отвечает на вопрос логопеда, как подают голос разные животные. Для того чтобы облегчить выполнение задания, логопед предлагает ребёнку образец, а далее задаёт вопрос: «Ворона каркает. А что делает кукушка?» Кроме того, логопед предлагает шестилетнему ребёнку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий. (Учитель учит. Маляр красит. (И т.п.))

Проверяя, умеет ли ребёнок называть цвета, логопед предлагает ему рассмотреть таблицу с нарисованными на ней разноцветными кружками. Четырёхлетний ребёнок называет по показу логопеда красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный кружки; пятилетний к тому же называет оранжевый и голубой кружки; шестилетний – фиолетовый, розовый, коричневый. Далее ребёнок получает задание назвать форму предметов, изображённых на картинках. Логопед помогает ребёнку вопросами: « Мяч какой по форме? Какой формы огурец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?»  и т.п. Четырёхлетний ребёнок образует по картинкам словосочетания: мяч круглый, платок квадратный. Пятилетний ребёнок образует словосочетания: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный. Шестилетнему ребёнку нужно образовать следующие словосочетания: руль круглый, окно квадратное, флажок треугольный, слива овальная, одеяло прямоугольное.

Исследовав состояние словаря, логопед переходит к исследованию грамматического строя речи. Начинается исследование с проверки способности ребёнка образовывать форму множественного числа имён существительных. Логопед предлагает ребёнку назвать пары картинок. Четырёхлетний ребёнок называет следующие пары: стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна. Пятилетнему ребёнку предлагаются следующие пары: глаз – глаза, рот – рты, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца. Шестилетний ребёнок называет по картинкам пары: лев – львы, лист – листья, стул – стулья, воробей – воробьи, дерево – деревья, пень – пни.

Затем логопед проверяет, умеет ли ребёнок образовывать форму имён существительных в косвенных падежах. Четырёхлетний ребёнок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (Мяча.) Кому мальчик даёт мяч? (Девочке.) Что ты видишь на картинке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком думает кошка? (О мышке.)» Пятилетний ребёнок отвечает по картинкам на вопрос: «Много чего?» (шаров, ключей, берёз, ложек, окон). Шестилетний ребёнок отвечает на этот же вопрос и образует слова: карандашей, листьев, книг, вилок, вёдер.

Следующим пунктом исследования грамматического строя речи  является проверка способности ребёнка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. Четырёхлетний ребёнок образует по картинкам следующие словосочетания: красный мяч, синяя шапка, жёлтое ведро. Пятилетний ребёнок образует словосочетания: оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце. Шестилетний ребёнок образует словосочетания: фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Продолжает исследование грамматической стороны речи проверка способности использования ребёнком простых предлогов. Четырёхлетний ребёнок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Где стоит ваза? (На столе.) Где лежат фрукты? (В корзине.) У кого мячик? (У мальчика.)» Пятилетнему ребёнку предоставляется возможность ответить по картинкам на следующие вопросы: «Где сидит снегирь? (На дереве.) Где стоит машина? (В гараже.) У кого кукла? (У девочки.) Где стоит коза? (За забором.) Где едет машина? (По дороге.)» Шестилетний ребёнок отвечает на вопросы: «Где лежит мяч? (Под столом.) Где летает бабочка? (Над цветком.) Откуда вылетает птичка? (Из клетки.) Откуда прыгает котёнок? (С кресла.)»

Проверяя способность ребёнка согласовывать имена числительные с именами существительными, логопед предлагает ему сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, четырёхлетний ребёнок образует словосочетания: «Два кота, пять котов, две машины, пять машин». Пятилетний ребёнок образует словосочетания: «Два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон». Шестилетний ребёнок образует словосочетания: «Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьёв, две шали, пять шалей, два ведра, пять вёдер».

Способность ребёнка пользоваться суффиксальным способом словообразования логопед проверяет, предложив ему назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причём маленький предмет ребёнок должен назвать «ласково». Если ребёнок не сразу понимает задание, логопед может предложить ему образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Четырёхлетний ребёнок образует по картинкам пары: «Стол-столик, сумка-сумочка, чашка-чашечка, ведро-ведёрочко». Пятилетний ребёнок образует следующие пары: «Забор-заборчик, носок-носочек, лента-ленточка, окно-окошечко». Шестилетнему ребёнку необходимо образовать следующие пары: «Палец-пальчик, изба-избушка, крыльцо-крылечко, кресло-креслице». Далее ребёнок образует названия детёнышей животных. Это задание можно предложить выполнить без зрительной опоры по образцу: «У лосихи-лосёнок. А у кошки кто? (И т.п.)» Четырёхлетний ребёнок образует названия детёнышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом: «У кошки – котёнок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слонёнок». Пятилетний ребёнок аналогично выполняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом: «У медведицы – медвежонок. У бобрихи – бобрёнок. У барсучихи – барсучонок. У собаки – щенок. У коровы – телёнок».

Шестилетнему ребёнку предлагается ещё несколько заданий. Он должен образовать относительные прилагательные по образцу, данному логопедом: «Стол из дерева деревянный. А аквариум из стекла какой? Крыша из соломы какая? Стена из кирпича какая? Шапка из меха какая? Носки из шерсти какие? Сапоги из резины какие? Крепость из снега какая? Лопатка из металла какая?

Далее логопед предлагает ему образовать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки – бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про усы кошки? Про хвост лисы? Про берлогу медведя? Про гребень петуха?» Далее ребёнок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, отвечая на вопрос логопеда: «Что делает мальчик?» (Выходит из дома, отходит от дома, переходит улицу, обходит лужу, входит в дом.) Завершает исследование грамматического строя речи проверка умения ребёнка образовывать глаголы совершенного вида. Ребёнок составляет предложение по картинке: «Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолёт. Мальчик покрасил самолёт».

Проверяя состояние связной речи, логопед предлагает четырёхлетнему ребёнку пересказать текст из нескольких предложений. Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребёнка о последующем пересказе. Затем задаёт несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котёнка? Чем она поила котёнка? Что любил делать котёнок?» Затем он ещё раз выразительно читает рассказ, предупредив ребёнка о последующем пересказе. Далее логопед предлагает ребёнку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котёнку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котёнок».

Аналогично проводится подготовка пятилетнего ребёнка к пересказу рассказа «Рыбалка». Прочитав ребёнку рассказ, логопед задаёт ему вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришёл к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» Далее логопед предлагает ребёнку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришёл к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

Шестилетний ребёнок получает задание составить рассказ по любой серии из трёх-четырёх картинок. Логопед предлагает ребёнку рассмотреть картинки, разложить их по порядку, рассказать, что нарисовано на каждой картинке, так, чтобы получился рассказ.

Исследование фонетической стороны речи начинается с проверки  возможности ребёнка повторять с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры. Четырёхлетний ребёнок повторяет за логопедом слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. Пятилетний ребёнок произносит слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Кроме того, логопед предлагает ребёнку повторить несколько предложений: «Сестрёнка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку». Шестилетнему ребёнку следует повторить за логопедом следующие слова: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Затем логопед просит его послушать и повторить следующие предложения: «Виолончелист укладывает инструмент в футляр. У фотографа фотоаппарат со вспышкой».

Далее логопед исследует состояние звукопроизношения ребёнка. Оно начинается с повторения ребёнком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зрительной опорой, предложив ребёнку называть картинки и составлять предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за логопедом.

При исследовании дыхательной и голосовой функций отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объём дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляцию голоса.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет способность ребёнка отражённо повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками. Четырёхлетний ребёнок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. Пятилетнему ребёнку логопед предлагает повторить цепочки слогов: ба-па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя. Шестилетний ребёнок повторяет вслед за логопедом следующие цепочки: са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ля-ля.

Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза, логопед предлагает пятилетнему ребёнку выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры. Причём логопед акцентированно произносит начальный ударный гласный звук в каждом из слов. Шестилетний ребёнок по просьбе логопеда выделяет конечный согласный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. В этом случае логопед акцентирует внимание ребёнка на конечных согласных. Аналогично проводится работа по выделению начальных ударных из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб. Кроме того, шестилетнему ребёнку предлагается задание на определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан.

В уточнённом логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребёнка в соответствии с психолого-логопедической классификацией: тяжёлое нарушение речи (ОНР, 1 уровень речевого развития); тяжёлое нарушение речи (ОНР, 2 уровень речевого развития); тяжёлое нарушение речи (ОНР, 3 уровень речевого развития); тяжёлое нарушение речи (ОНР, 4 уровень речевого развития). Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия и др.), указываются синдромы, выявленные невропатологом. И наконец, выписываются выводы из всех разделов речевой карты.

 

             

   

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведении диагностики

Диагностика по речевому развитию (средняя группа)...

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Университет для педагогов логопедической группы "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"

Мастер - класс для педагогов.Тема: "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"....

Методики и пособия логопедической диагностики и коррекционной работы

В статье представлена подборка методик и пособий  применяемых учителями-логопедами в диагностикой  и коррекционно-развивающей работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников....