Формирование фонематических представлений
презентация к уроку по логопедии ( группа) на тему
Презентация для педагогов ДОУ.Этапы работы и игровые приемы в формировании фонематических представлений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskih_predstavleniy.ppt | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия — умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения).
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1. Развитие слухового восприятия. 1.1. Развитие слухового внимания. 1.2 Развитие слуховой памяти. 1.3. Развитие речевого слуха. 2. Становление фонематического слуха. 2.1. Становление фонематического слуха в рядах изолированных гласных. 2.2. Становление фонематического слуха в рядах слогов. 2.3. Становление фонематического слуха в словах. 3. Дифференциацию парных звуков. 4. Развитие звукослогового анализа слов.
1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ 1.1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Работа по развитию слухового восприятия проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи(Быкова – котенок «Слышь») «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. «Узнай по голосу» - развитие слухового внимания. - Раз, два, три в круг вставай, кто позвал, угадай. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
1.2.ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ. «Посмотри, запомни, назови» - развитие слуховой памяти. Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их. - Ты внимательно смотри, все запомни, повтори .
1.3. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Следующий этап воспитания слухового восприятия — узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу: а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата; б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото; в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот; г) слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток. рот, кот, кок, сок, бок, бот; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка; д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА «Делай, как слышишь». Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнять не то, что видит, а то, что слышит. - Слушай, не зевай, что услышишь, повторяй . Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Узнавание слова в ряду других плавно переходит в узнавание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово (Рыжанкова, Костылева)
2.1.РАБОТА С РЯДАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а... «Когда болят зубки?» — ооо. «Кто услышит жеребёнка?» — иии. «Осторожно, паровоз!» — ууу. «Послушаем эхо» — эээ. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду. Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, например А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.
2.2.РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ РЯДАМИ Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком. Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА; б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ; в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ; г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ; д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ. Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увеличивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется.
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ СО СЛОГАМИ «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
2.3. ИГРЫ НА УЗНАВАНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. - Подумай, не спеши, правильно возьми.
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ОППОЗИЦИОННЫЕ ЗВУКИ «Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...
Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности — от лёгких заданий к более трудным: Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова : утка, окна; арбуз, изба. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов: АП, ОХ; суп, кот, мак. Полный звуковой анализ обратного слога: УМ — У, М. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова: МУ, сок. Гласный в середине односложных слов типа лук. 4. РАЗВИТИЕ ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА
Полный анализ прямых слогов и односложных слов: но — Н, О; мак — М, А, К. Выделение гласного звука в конце двусложного слова: рука. Деление слов на слоги: ЛА-ПА. КА-ША. Полный звукослоговой анализ ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВ: ЗУ-БЫ, 3, У, Б, Ы. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слов: стол, брат; зонт, волк. Слова со стечением ДВУХ согласных, относящихся к разным слогам, деление таких слов на слоги: кош-ка, сум-ка, вес-на. Далее формирование звукослогового анализа проводится за счёт усложнения ритмико-слоговой структуры слова
Первый этап в формировании звукового анализа — выделение звука без соотношения его с занимаемым местом в слове, второй — умение указать место и последовательность звуков, полный звуковой состав слова. Прежде всего следует уточнить само понятие «слово». Усвоив понятие «слово» и научившись проводить полный звуковой анализ слов типа МАК, ребенок легко начинает «писать» слова, используя графическую схему – горизонтальный ряд клеток под картинкой по числу звуков в слове, которые закрываются соответствующей фишкой (красной, синей, зеленой). Со временем схема убирается, дети работают одними фишками, а позже – с буквами
ЛИТЕРАТУРА: Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009. Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Коствлева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Грав, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР
Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей. Создание сказочной истории, применение компьютер...
Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР
Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...
Игровое занятие по формированию фонематических представлений
Цель: Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с\'».Задачи:•Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. З...
Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).
Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....
Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....
Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....