Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе. Коррекционно-развивающая программа по логопедии.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6 - 7 лет с 3 уровнем общего недоразвития речи, принятых в подготовительные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsii_onr_u_doshkolnikov.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пудожа Республики Карелия
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РК
Гроль Е. П.
«___» _____________________ 2015 г.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников
в подготовительной к школе группе.
Коррекционно-развивающая программа
по логопедии
Составитель:
Бригоцкая Ю. А.
Учитель – логопед
Пудож, 2015
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………3
Перспективное календарно – тематическое планирование ………………………………….8
Список литературы …………………………………………………………………………….24
Пояснительная записка
С каждым годом современное общество предъявляет все более высокие требования к развитию не только взрослого человека, но и ребенка. Растет объем знаний и умений, которыми дошкольник должен успеть овладеть перед школой.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их трудностями нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения будущего школьника.
К сожалению, с повышением требований, растет и число детей, имеющих различные по степени своей тяжести нарушения в речевом развитии, устранение которых требует длительной и комплексной коррекционной работы.
Поэтому преодоление недостатков в речевом развитии у старших дошкольников является важной коррекционно-развивающей задачей всего периода дошкольного обучения, особенно последней его ступени (подготовительной к школе группе).
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ІІІ уровнем общего недоразвития речи (ОНР), принятых в подготовительные группы.
Программа преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенный переход от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
Теоретической и методологической основой программы являются:
- положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-едагогическом подходе в системе специального обучения;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
- образовательная программа детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой;
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
- программа Г.В.Чиркиной «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»; «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
В основу разработки программы положены следующие принципы:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- приоритетность коррекции каузального типа.
- деятельностный принцип коррекции, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения умениями, навыками и знаниями, необходимыми дошкольнику;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Целью программы является построение системы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительных к школе групп и предупреждение возможных трудностей в дальнейшем усвоении школьной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционно-развивающей программы:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
- Развитие неречевых психических процессов
Структура программы включает в себя следующие разделы:
1) развитие и совершенствование звукопроизношения и слоговой структуры слов;
2) развитие и совершенствование фонетической стороны речи:
3) развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;
5) совершенствование неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
По каждому разделу программы коррекционная работа ведется параллельно и с постепенным усложнением.
Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям подготовительного к школе возраста (седьмой год жизни) с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Основной формой реализации программы являются индивидуальные и подгрупповые (3 – 4 человека) коррекционные логопедические занятия.
На подгрупповых занятиях происходит уточнение, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий, проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Также на индивидуальную коррекцию выносится тот материал, который был недостаточно хорошо усвоен ребенком на групповых занятиях.
Коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся по расписанию, каждое 1 раз в неделю, продолжительностью: индивидуальное – 20 минут, подгрупповое 25—30 минут, в соответствии с возрастными нормами. Срок реализации программы – 1 год.
Для эффективной работы по коррекционно-развивающей программе необходимо создать хорошую материально – техническую базу. В логопедическом кабинете должно иметься всё необходимое для подгрупповых и индивидуальных занятий: дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки, картотеки игр; столы и стулья по количеству детей; магнитная доска, наборное полотно; кушетка для проведения логопедического массажа и артикуляционной гимнастики; одно настенное и индивидуальные (по количеству детей) зеркала, и др. материал.
Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Характеристика речевого развития детей с ОНР III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирования всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и связная речь, грамматика).
Для детей с III уровнем ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо - родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки на заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть навыками пересказа, элементами творческого рассказывания;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; понимать и использовать простые и почти все сложные предлоги;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
• фонематическое восприятие;
• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
• графо-моторные навыки;
• элементарные навыки письма и чтения (печатания некоторых букв (а, о, у, ы, б, п и др.) слогов, слов и коротких предложений в пределах общеобразовательной программы).
Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"
Сентябрь – обследование речи детей, заполнения речевых карт, разработка коррекционный программ развития
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Октябрь | 1. | «Осень. Осенние месяцы». | - Образование относительных прилагательных; - Употребление предлогов; - Образование существительных мн. ч. Р. п.; - Образование прилагательных от наречий; - Определение первого гласного звука (в ударной позиции) - Обогащение словаря (названиями времен года, осенних месяцев, качественными прилагательными). | - Составление предложений по вопросам; - Рассказывание стихотворений об осени. | - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, соединение по точкам); - Формирование языкового чутья (объяснение понятий «Золотая осень») |
2. | «Овощи. Фрукты». | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; - Образование относительных прилагательных; - Употребление предлогов; - Деление слов на слоги; - Обогащение словаря (существ. - названия овощей, фруктов; прилагательные – цвет, форма, размер, вкус). | - Составление предложений по вопросам; - Составление рассказа описания по картинному плану. | - Развитие логического мышления (игра «Что лишнее», отгадывание загадок, лабиринт); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика); - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко). | |
3. | «Ягоды. Грибы». | - Образование родственных слов от слова «гриб»; - Согласование числительных с сущ. в роде, числе, падеже; - Образование глаголов при помощи приставок; - Образование относительных прилагательных; - Обогащение словаря (существ. - названия грибов, ягод, родственные слова; прилагательные – цвет, форма, размер; глаголы - способами заготовки на зиму). | - Составление предложений по вопросам; - Придумывание конца предложения. | - Развитие логического мышления («Назови одним словом», «Четвертый – лишний); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика); - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко). | |
4. | «Хлеб. Хлебобулочные изделия». | - Образование родственных слов; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Образование относительных прилагательных; - Образование существительных в им. и р. падежах мн. числа. - Выделение гласного звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»); - Обогащение словаря (глаголы – что делают с зерном; прилагательное – какой бывает хлеб, существ. – название хлебобулочных изделий, профессий, техники, мест хранения). | - Составление предложений по вопросам; - Составление рассказа «Как к нам хлеб пришел». | - Развитие мышления (отгадывание загадок по теме); - Развитие памяти; - Развитие речевого внимания; - Формирование языкового чутья (объяснение пословиц о хлебе); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка); - Развитие координации движений. | |
5. | «Перелетные птицы». | - Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, теплолюбивая); - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Употребление предлогов («Где птичка); - Образование существительных с суффиксами –ат-, -ят- (грачата, скворчата и т.д.); - Определение наличия или отсутствия звука в слове; - Обогащение словаря (существ. – название перелетных птиц, части тела, детеныши – птенцы; признаки – внешний вид; глаголы – как передвигаются). | - Составление предложений по вопросам; - Составление рассказа – описания по картинной схеме. | - Развитие мышления (отгадывание загадок по теме, «Четвертый – лишний», «У кого кто?»); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, раскрашивание); - Развитие пространственной ориентировки (на листе) - Координация речи с движением (физ. минутка). |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Ноябрь | 1. | «Посуда. Её назначение. Продукты питания». | - Образование относительных прилагательных; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Образование существительных в Р. п. мн. ч.); - Придумывание слов на заданный звук - Обогащение словаря (существ. – название посуды, классификация, места хранения; прилагательные – их чего сделала). | - Составление предложений о назначении посуды по вопросам (игра «Магазин»); - Составление загадок – описаний; - Пересказ «Сказки о чайнике». | - Развитие мышления (составление загадок, игра «Найди пару»); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание); - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом). |
2. | «Мебель. Её назначение». | - Образование притяжательных прилагательных; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Деление слов на слоги; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Образование относительных прилагательных; - Обогащение словаря (существ. - предметы мебели, детали и составные части; прилагательные – классификация мебели, качественные прилагательные, антонимы; глаголы – назначение мебели; наречия). | - Выполнения многоступенчатых инструкций логопеда; - Составление рассказа – сравнения; - Составление предложений по вопросам. | - Развитие зрительного и слухового внимания («Чего не хватает», «Будь внимателен»); - Развитие ориентировки в пространстве (на парте, упр. «Расставь мебель»); - Развитие координации речи с движением (динамические паузы); | |
3. | «Одежда, обувь, головные уборы». | - Образование относительных прилагательных; - Употребление предлогов; - Деление слов на слоги; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Употребление существительных с наречием «много»; - Употребление притяжательных местоимений; - Обогащение словаря (существ. - название предметов одежды и обуви, классификация одежды и обуви, детали одежды, профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви; прилагательные - антонимы; глаголы, наречия). | - Составление предложений по вопросам; - Составление описательных рассказов по плану. | - Развитие воображения (игра «Модельер одежды»); - Развитие внимания и памяти (игра «Кто больше подберет слов»); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание); - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом). | |
4. | «Домашние животные, птицы и их детёныши». | - Образование притяжательных прилагательных; - Употребление глаголов в ед. и мн. числе; - Образование существительных в творительном падеже; - Образование сложных слов; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Обогащение словаря (существ. – названия домашних животных и птиц, их детенышей, птенцов, мест их обитания; прилагательные – их повадки, внешний вид; глаголы – способы передвижения, кто как голос подает). | - Составление предложение с предлогом «С»; - Составление рассказа по опорным картинкам. | - Развитие мышления (отгадывание загадок, лабиринт); - Развитие слухового внимания (игра «Закончи предложение»); - Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка, раскрашивание); - Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом). |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Декабрь | 1. | «Дикие животные и их детеныши. Подготовка зверей к зиме». | - Образование притяжательных прилагательных; - Употребление предлога «С»; - Усвоение категорий творительного падежа; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Согласование числительного и существительного в роде и числе; - Выделение начального согласного звука; - Обогащение словаря (существ. – место обитания, части тела, название детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки; глаголы – способы передвижения). | - Составление предложений по вопросам; - Составление предложений с предлогом «С»; - Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу». | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Развитие зрительного восприятия, внимания («Найди 4-х зверей); - Развитие мелкой моторики, мимики, пластики (показ повадок зверей). |
2. | «Зима. Зимние забавы». | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Согласование существительных с числительными в числе, роде и падеже; - Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах; - Образование сложных слов (голой лёд – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу – снегоход); - Употребление сложных предлогов (Дети спрятались за сугробом, выскочили из-за сугроба и т.д.); - Обогащение словаря (Существительные - время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, коньки, зимние месяцы, прилагательные - качественные признаки, антонимы). | - Составление предложений по вопросам; - Составление описательного рассказа по картинке; - Составление сложных предложений со значением противопоставления (Зимой бывает снег, а осенью …). | - Развитие мышления («Исправь ошибку», лабиринт); - Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко, «Исправь ошибку»); - Развитие мелкой моторики, пластики (физ. минутка). | |
3. | «Зимующие птицы» | - Образование притяжательных прилагательных; - Образование сложных прилагательных; - Образование существительных мн. числа в Р. и Им. падежах; - Согласование числительных и существительными в роде, числе и падеже; - Придумывание слов на заданный согласный; - Обогащение словаря (существительные - классификация птиц, части тела, детёныши – птенцы; прилагательные – внешний вид, характер; глаголы – кто так кричит). | - Составление предложений по вопросам (беседа о птицах); - Составление предложений с предлогами «В», «На», «Под». | - Развитие мышления (установление причинно-следственных связей, отгадывание загадок); - Развитие ориентировки в пространстве, на парте, внимания (игра «Найди птицу»); - Развитие мелкой моторики, координации движений (игра на координацию речи с движением «Синичка», раскрашивание). | |
4. | «Новогодние праздники» | - Образование однокоренных слов от слова «снег»; - Согласование числительных с существительными; - Образование и употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее; - Образование существительных в разных падежах; - Дифференциация на слух акустически сходных фонем; - Обогащение словаря (Существительные - утренник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление, сказка; прилагательные - новогодняя, сказочная; наречия - шумно, красиво, нарядно). | - Составление предложений по вопросам; - Составление описательного рассказа «Елочка». | - Развитие воображения (упр. «Укрась елочку»); - Развитие мышления; - Развитие мелкой моторики и координации движений; - Развитие слухового внимания, чувства рифмы («доскажи словечко», «громко – тихо»); |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Январь | 3. | «Профессии. Орудия труда». | - Образование существительных от глаголов; - Формирование навыка словообразование, закрепление названий профессий («Кто работает на машинах»); - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; - Понимание состава сложных слов (лесоруб – рубит лес; - Обогащение словаря (существительные – название профессий, орудий труда; глаголы - профессиональные действия; прилагательные – профессиональные качества). | - Формирование слоговой структуры на предложениях типа: «Регулировщик регулирует движение», «Часовщик чинит часы»; - Составление рассказа «Кем я хочу быть и почему» | - Развитие мышления (отгадывание загадок, лото); - Развитие мелкой моторики и координации движений; - Развитие слухового внимания («Продолжи предложение»). |
4. | «Транспорт. Правила дорожного движения». | - Образование сравнительной степени прилагательных; - Образование относительных прилагательных; - Образование существительных мн. числа; - Согласование существительных и числительными в роде, числе и падеже; - Употребление предлога «над»; - Звуко-слоговой анализ слова «дом» - Обогащение словаря (существительные - названия, составные части, профессии, связанные с транспортом; прилагательные - классификация видов; глаголы – плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать; наречия – удобно, быстро, просторно, уютно). | - Составление предложений по вопросам (беседа о транспорте, видах транспорта, правилах дорожного движения); - Составление предложений по опорным картинкам. | - Развитие мышления (отгадывание загадок, «Четвертый – лишний»); - Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти («Чего не стало»); - Развитие мелкой моторики и координации движений (графический диктант, физ. минутка). | |
5. | «Человек. Части тела». | - Образование существительных множественного числа (ухо - уши); - Образование существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным оттенком; - Согласование существительных с числительными; - Образование сложных прилагательных; - Выделение последнего согласного в словах; - Обогащение словаря (существительные – название частей тел; прилагательные – сложные, качественные, внешний вид человека; глаголы - навыки гигиены). | - Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для; - Составление описательного рассказа о частях тела человека по картинно-графическому плану | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Формирование языкового чутья: объяснение понятий: «Золотые руки», «Пропустить мимо ушей», «Задирать нос»; - Развитие мелкой моторики и координации движений (отведи по точкам, физ. минутка); |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Февраль | 1. | «Семья». | - Образование сравнительной степени прилагательных; - Образование притяжательных прилагательных; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Употребления антонимов; - Выделение начального согласного и гласного из слов типа «кот», «мак» и т. д. - Обогащение словаря (существительные – названия членов семьи; прилагательные – качества, антонимы; глаголы – кто что делает в семье). | - Составление предложений со значением противопоставления; - Составление рассказа по плану о маме или папе. | - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти; - Развитие логического мышления; - Формирование общей и мелкой моторики. |
2. | «Наш город. Наша Республика». | - Образование сравнительной степени прилагательных; -Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Дифференциация на слух слов, близких по звучанию (игра «Исправь ошибку») - Обогащение словаря (существительные: название города, Республики, главных улиц, достопримечательностей, праздников, животных и растений; прилагательные – какой наш город, Республика). | - Формирование вопросно-ответной речи; - Составление распространенных предложений; - Составление рассказа «Край, в котором я живу». | - Развитие речевого, зрительного и слухового внимание, памяти, логического мышления; - Развитие пространственной ориентировки (работа с картой) | |
3. | «Наша Армия. День защитника отечества». | - Образование существительных в женского роде от существительных мужского рода; - Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже; - Выделение начального и последнего согласного; - Обогащение словаря (существительные - названия военный профессий; прилагательные – качественные признаки, классификация войск; глаголы – защищать, воевать, стрелять, заряжать и т. д.). | - Составление предложение по вопросам; - Составление предложений по опорным словам. | - Развитие речевого и слухового внимания, логического мышления (отгадывание загадок, игра «Договори словечко», «Четвертый - лишний»); - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, лабиринт); | |
4. | «Наша родина – Россия». | - Образование притяжательных прилагательных; - Образование существительных в творительном падеже; - Деление слов на слоги; - Образование существительных Р. падеже мн. ч.; - Обогащение словаря (Существительные – название городов, животный и растительный мир; прилагательные – относительные прилагательные – сильная, независимая и т. д.). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление рассказа «Россия – Родина моя» по опорным словам. | - Развитие памяти, логического мышления; - Развитие речевого и слухового внимания; - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскраска). |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Март | 1. | «Ранняя весна. Восьмое марта». | - Образование качественных прилагательных; - Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже; - Употребление антонимов; - Определение количества и последовательности звуков в словах (мак, дом, кит и т.д.); - Обогащение словаря (существительные - весенние явления, месяцы; прилагательные - качественные прилагательные - солнечная, бирюзовый и т.д., антонимы; глаголы – оживает, просыпается; наречия - тепло, солнечно). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление сложных предложений с союзом потому что; - Составление рассказа по картинно-графическому плану. | - Развитие мышления (установление причинно-следственных связей); - Развитие слухового внимания; - Развитие общей и мелкой моторики; |
2. | «Животные жарких стран» | - Образование названий детенышей животных (игра «Назови семью»); - Согласование существительных во множественном числе, роде, падеже; - Образование притяжательных прилагательных; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Согласование существительных с числительными в роде, числе; - Определение места звука в слове; - Обогащение словаря (Африка, названия животных и их детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки, притяжательные прилагательные; глаголы – прыгает, плавает, гоняется, рычит и т.д.). | - Составление рассказов – описаний по предлагаемой схеме; - Составление сложных предложение со значением противопоставления. | - Развитие мышления (отгадывание загадок, игра «Четвертый – лишний»); - Развитие слухового внимания, зрительной памяти; - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскрашивание). | |
3. | «Животные крайнего севера» | - Образование существительных множественного числа от единственного; - Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже; - Деление слов на слоги; - Образование названий детенышей животных; - Обогащение словаря (Существительные – названия животных и детенышей, Крайний Север, Антарктида, Антарктика; прилагательные – внешний вид, повадки; наречия – холодно, морозно и т.д.). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление загадок – описаний; | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Развитие пространственной ориентировки, слухового внимания (графический диктант); - Развитие общей и мелкой моторики (Упр. «Ледокол»); - Развитие зрительной памяти (игра «Кого не стало»). | |
4. | «Обитатели морей и океанов» | - Деление слов на слоги; - Употребление антонимов; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Образование существительных мн. числа от ед. ч.; - Обогащение словаря (Существительные - части тела рыб, место обитания; прилагательные - морская, пресноводная, озёрная,..; глаголы - ловить, жарить, вялить, запекать,… | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление предложений с союзом «а». | - Развитие зрительного восприятия, памяти («Вспомни и назови», «Чего не стало»); - Развитие ориентировки в пространстве («Куда плывет рыбка»); - Развитие общей и мелкой моторики (штриховка). |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Апрель | 1. | «Спорт». | - Образование сложных слов; - Образование сравнительной степени прилагательных; - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; - Употребление предлогов; - Определение количества и последовательности звуков в слове; - Обогащение словаря (Существительные - классификация видов спорта, названия спортсменов, спортивные снаряжения; наречия – быстро, успешно, результативно; прилагательные – качества спортсменов). | - Составление предложений по вопросам; - Пересказ рассказа логопеда. | - Развитие памяти, логического мышления, внимания (решение логических задач, отгадывание загадок; - Формирование общей моторики (физ. минутки, подвижные игры по теме); - Формирование мелкой моторики (пальчиковые игры, выкладывание мозаики, обводка). |
2. | «Космос». | - Образование родственных слов; - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; - Образование существительных множественного числа от единственного числа; - Согласование существительных с местоимениями; - Придумывание слова на заданный звук; - Обогащение словаря (Существительные – космос, планета, Вселенная, названия планет и спутников; прилагательные – качественные; глаголы – взлетать, приземляться и т. д.). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление предложений с предлогами «НА, В, ПО, С». | - Развитие зрительного внимания («Найди 2 одинаковые ракеты»); - Развитие мышления, речевого и слухового внимания («4й – лишний», «Доскажи словечко»); - Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки на листе (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, графический диктант). | |
3. | «Комнатные растения». | - Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже; - Определение первого звука в словах; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; - Образование приставочных глаголов; - Обогащение словаря (существительные – названия комнатных растений, их частей; прилагательные - качественные; глаголы – садить, поливать, удобрять, растет, питается, расцветает, вянет). | - Составление предложений по вопросам; - Составление сложных предложений с союзом для того, чтобы. | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Развитие слухового и речевого внимания («Отгадай слово»); - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, обводка по точкам). | |
4. | «Весна. Труд людей весной». | - Образование приставочных глаголов; - Употребление антонимов; - Образование относительных прилагательных; Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах; - Составление слов из звуков, заданных в правильной последовательности; - Обогащение словаря (существительные – весенние явления, месяцы; прилагательные – качественные прилагательные, антонимы; глаголы - пахать, сеять, садить, поливать и т.д.). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление предложений со значением противопоставления (с союзом «а»); - Употребление сложных предложений с союзом потому что. | - Развитие мышления, внимания («4й-лишний», «Бывает – не бывает»); - Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, раскраска). |
Месяц | Неделя | Тема | Лексико-грамматические категории Фонематические процессы | Связная речь | Неречевые психические процессы |
Май | 1. | «Праздник Победы». | - Образование существительных во множественном числе от единственного числа; - Образование относительных прилагательных; - Согласование числительных с существительными и прилагательными в роде, числе и падеже; - Образование родственных слов от слова «Победа»; - Определение места звука в слове; - Обогащение словаря (Существительные - салют, парад, победа, ветеран; прилагательные - относительные прилагательные; глаголы - воевать, сражаться, побеждать, погибать и т.д.). | - Составление предложений по вопросам; - Пересказ рассказа логопеда. | Развитие логического мышления, памяти, внимания; - Развитие мелкой и общей моторики (физ. минутка, пальчиковые игры, выкладывание фигуры звёздочки из счётных палочек по образцу); - Формирование языкового чутья (объяснение понятия: «Мир строит, а война разрушает»). |
2. | «Насекомые. Цветы». | - Образование притяжательных прилагательных; - Согласование существительных с местоимениями; - Развитие фонематического слуха, слуховой дифференциации (игра «Исправь ошибку»); - Образование сложных слов; - Образование глаголов при помощи приставок; - Обогащение словаря (Существительные – название насекомых, цветов, строение тела, цветка; глаголы – кто какие звуки издает, кто как передвигается). | - Составление предложений по вопросам беседы; - Составление сложных предложений со значением противопоставления. | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Развитие слухового внимания; - Формирование общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, штриховка) | |
3. | «Школа. Школьные принадлежности». | - Образование глаголов в будущем времени; - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; - Образование существительных женского рода от мужского рода; - Образование сравнительной степени прилагательных от наречий; - Употребление сложных предлогов; - Звуко-слоговой анализ слова «школа»; - Обогащение словаря (существительные – школьные помещения, принадлежности, урок, перемена, звонок; глаголы – учиться, заниматься, читать, писать, считать). | - Составление предложений по вопросам; - Составление предложение по опорным картинкам. | - Развитие мышления (отгадывание загадок); - Формирование языкового чутья: (объяснение понятий: «Ученье свет, а неученье -тьма», «Ученье – путь к уменью»); - Формирование общей и мелкой моторики, ориентировки в схеме (физ. минутки, пальчиковые игры, упр. «Найди домик»). | |
4. | Повторное обследование речи детей. Разработка рекомендаций на лето. |
Список литературы
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – М.: Детство-Пресс, 2006 г.- 128 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6 – 7 лет».
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
- Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда, 1999.
- Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2009 г.- 160 с.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: ГНОМ и Д, 2008 г.- 48 с.
- Крупенчук, «Тренируем пальчики – развиваем речь!, 5+
- Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Сентябрь - декабрь. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Январь - май. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет, Москва, 2002.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
- Филичева Т. Б., Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – СПб.: Айрис-Пресс, 2007 г.- 224 с.
- Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003 г.- 240 с.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Под редакцией Т. В. Волосовец — Москва, Сфера, В. Секачев, 2008 г.- 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в системе...
Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...
Наглядное моделирование как средство преодоления общего недоразвития речи у дошкольников в процессе коррекционной работы
Обобщение опыта...
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»
«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....