Педагогический проект "Мы - друзья птиц"
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Педагогический проект долгосрочный, информационный, практико-ориентированный. Был реализован в старшей группе ДОУ для детей с ОВЗ. Обозначены формы работы по этапам проект всех участников коррекционного процесса на каждый месяц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Друзья птиц».
Место реализации проекта:
Старшая комбинированная группа «Пчелка»
МБДОУ д\С № 2 г. Заполярный
Участники проекта:
Учитель-логопед – О.А. Косыгина;
воспитатели: Н.В. Попова, Т.В. Перепетайло
воспитанники старшей комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (15 человек)
родители.
Сроки проекта:
Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.
Вид проекта
долгосрочный, информационный, практика - ориентированный с заданным результатом и элементами продуктивной творческой деятельности.
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте начинается становление личности человека, формируется в том числе экологическая культура человека, его взаимоотношения с живой природой, неотъемлемой частью которой являются птицы.
Знания о птицах, их важной роли в экологическом благополучии земли, а значит и в жизни людей, помогут ребёнку понять о необходимости охраны птиц и бережному отношению к ним, как части природы.
Именно поэтому важно знакомить детей со способами общения с природой, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
Цель проекта:
- Привлечение родителей к совместной работе с педагогами по формированию у детей знаний о птицах, как части живой природы.
- Воспитание заботливого отношения к природе (птицам).
- Развитие эмоциональной сферы детей, умения сопереживать и помогать птицам.
- Формирование понятий: зимующие и перелетные птицы.
- Развитие речи детей.
- Помощь родителям в организации совместной деятельности с детьми (посещение зоопарка и музеев, прогулки и наблюдения, совместное изготовление кормушек для птиц, составление и оформление детских книг о птицах).
- Участие в конкурсах разного уровня.
- Популяризация проведения «Праздника птиц»- 1 апреля.
Задачи проекта по направлениям
Познавательно – речевое:
- расширение, уточнение, активизация словарного запаса детей по теме «Птицы»:
- формирование лексико-грамматических представлений;
- формирование и развитие фонематических представлений;
- развитие связной речи:
- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
- приобщение к словесному искусству, знакомство с художественной литературой по теме «Птицы», развитие литературной речи;
- формирование целостной картины мира, кругозора детей.
-
Физическое:
- развитие физических качеств у детей;
- накопление двигательного опыта детей, формирование потребности
в двигательной активности.
- формирование представлений о «здоровом образе жизни»;
- знакомство с подвижными народными играми по теме «Птицы»
Социально-личностное:
- формирование предпосылок экологического сознания.
- развитие игровой деятельности;
- формирование чувства, что человек часть природы, приобщение к элементарным нормам и правилам безопасного поведения в природе;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Художественно – эстетическое:
- развитие продуктивной деятельности;
- приобщение к искусству.
Ожидаемый результат:
Дети должны знать:
- Отличительные особенности птиц и животных, называть части тела птиц.
- Знать название домашних, городских, перелетных ,зимующих, водоплавающих, нелетающих птиц.
- Иметь понятие о перелетных и зимующих птицах.
- Иметь начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
- Особенности жилья и повадки некоторых видов птиц (польза для человека)
- Как человек может помочь птицам выжить зимой.
Дети должны уметь:
- Узнавать и называть птиц по картинке.
- Узнавать голоса птиц.
- Сравнивать их по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, выведения птенцов.
- Составлять описательный или сравнительный рассказ про птиц с использованием схемы, по мнемотаблицы.
- Составлять рассказ по опорным картинкам, из личного опыта, используя приобретенные лексико-грамматические представления, речевые навыки.
- Устанавливать причинно - следственные связи между различными природными явлениями.
- Изображать птиц в продуктивной, игровой и театрализован6ной деятельности.
- Помогать выживать птицам в условиях Севера.
Используемые методические материалы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- . Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.// Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008.
- Т.М. Бондаренко, Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Под ред. В.И. Лыковой,
- И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.- «Карапуз», ТЦ СФЕРА, М, 2007.
- Т. А. Ткаченко. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь.- С.-П., «Детство-Пресс»,1999.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом № 3. – М., Гном и Д., 2006 г.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. – АРТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., Гном, 2001г.
- О.И. Крупенчук. Уроки логопеда. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб, ЛИТЕРА,2011 г.
- О.А.Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию.– С.-ПБ. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Л.Е. Белоусова. Научиться пересказывать? Это просто! – С-ПБ. ЛИТЕРА, 2008.
- Художественная литература
- Интернет ресурсы.
Работа по проекту
Ноябрь
Форма | Название | Ответственные |
ИЗО | «Синичкины именины» | Родители |
Наблюдение на прогулке | «Птицы рядом с нами» | Воспитатели |
Подвижная игра | «Летает – не летает» | Воспитатели |
Тренажер для развития дыхания | «Птички н кормушке» | Учитель-логопед |
Беседа | «Почему птицы остаются зимовать?» | Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | «Наша птичка пьет водичку» | Учитель-логопед |
Чтение | В. Бианки «Синичкин календарь» | Воспитатели |
ИЗО | «Вылупившийся цыпленок» | Воспитатели |
Декабрь
Форма | Название | Ответственные |
Демонстрация картинок | «Из жизни зимующих птиц» | Воспитатели |
Пересказ | «Галка» Л.Н. Толстого | Учитель-логопед |
Подвижная народная игра | «Огородник и воробей» | Воспитатели |
Чтение | Сказки Андерсена про птиц: «Гадкий утенок», «Дикие лебеди» | Родители |
Пальчиковая гимнастика | «Воробьи» | Учитель-логопед |
ИЗО Рисование | «Удивительный мир птиц» | Воспитатели |
Беседа | «Повадки птиц в лесу и городе». | Воспитатели |
Январь
Форма | Название | Ответственные |
Поделка | Кормушка для птиц | Родители |
ИЗО Декоративное рисование | «Композиция с цветами и птицами» | Воспитатели |
Беседа | Коллаж «Как помочь птицам зимой» | Воспитатели |
Слушание | «Кто поёт?» | Учитель-логопед |
Подвижная игра | «Воробьи и вороны» | Воспитатели |
Чтение | Е. Тилиеева «Ворон» | Воспитатели |
Пальчиковая гимнастика | «Птичка крылышки сложила» | Учитель-логопед |
Ручной труд | «Цыпленок из мятой бумаги» | Воспитатели |
Наблюдение на прогулке | «Птички, угощайтесь!» - наблюдение за кормушкой на участке | Воспитатели |
Коллективная аппликация | «Птичья столовая» | Воспитатели |
Февраль
Форма | Название | Ответственные |
Подвижная народная игра | «Голуби, воробьи и ворона» | Воспитатели |
Буклет | «Зимующие птицы» | Учитель-логопед |
ИЗО Рисование | «Сказочная птица» | Воспитатели |
Беседа | «Зачем беречь птиц» | Воспитатели |
Речь с движением | «Хочу быть птичкой» | Учитель-логопед |
Чтение | «Воробьишко» М. Горького | Воспитатели |
Наблюдение | «Птичьи следы» | Родители |
Моделирование | «Снегири и яблоки» | Воспитатели |
Рассказывание по картине с проблемным сюжетом | «Вот так покатались» Т.Ткаченко | Учитель-логопед |
Март
Форма | Название | Ответственные |
Рукописная книга | «Синичкины именины» | Все |
Выставка | Книги о птицах. Плакаты и картинки про птиц. | Воспитатели |
Мультимедийная демонстрация | Презентация «Жизнь птиц» | Воспитатели |
Мнемотаблица | «Птица» | Учитель-логопед |
Беседа | «Птицы Севера» | Воспитатели |
Драматизация | «Птичьи разговоры» | Учитель-логопед |
ИЗО | Поделка птицы из бумаги | Воспитатели |
Чтение | Чарушин, Бианки | Воспитатели, родители |
Пересказ по опорным картинка | «Воробушки» (Л.Е. Белоусова) | Учитель-логопед |
ИЗО | «Пластилиновая ворона» | Воспитатели |
Заучивание | «Птичьи считалки» | Все |
Отгадывание | Загадки про птиц | Все |
Пальчиковая гимнастика | «Десять птичек – стайка» | Учитель-логопед |
Подвижные народные игры | По желанию детей (про птиц) | Воспитатели |
Рассказывание | Описание и сравнение птиц по схеме (по Т. Ткаченко) | Воспитатели |
Викторина | «Птицы – наши друзья» | Учитель-логопед, воспитатели |
Музыкально-развлекательное мероприятие | «1 апреля – день птиц» | Воспитатели, учитель-логопед, муз. руководитель |
Приложения:
- Считалки про птиц.
- Подвижные народные игры.
- Буклеты «Зимующие птицы», «Перелётные птицы»
- Схема описания и сравнения птиц (по Т.А. Ткаченко)
- Рассказывание по опорным картинкам «Воробушки», «Ворона и зонтик», «Саша Забиякин».
- Картотека по развитию связной речи «Зимующие птицы»
- Викторина «Птицы – наши друзья»
- Драматизация «Птичьи разговоры»
- «Птичьи считалки»
- Лексико-грамматические задания при изучении темы «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».
- Результаты продуктивной деятельности по ИЗО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ....
Конспект фронтального занятия по теме «Мы – друзья птиц» для детей 6-7 лет по развитию речи.
Обучение составлению расскааз по серии сюжетных картин. Развитие психических процессов: воображения, внимания, зрительной памяти, словесно – логического мышления. Формирование школьных...
Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».
Конспект НОДПо ознакомлению с окружающей средой(образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Наши друзья - птицы»....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Педагогический проект "Наши друзья - птицы"
Основа гуманного отношения – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном...
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...
Педагогический проект "Наши друзья птицы"
Формирование представлений о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....