Педагогический проект "Мы - друзья птиц"
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Косыгина Ольга Анатольевна

Педагогический проект долгосрочный, информационный, практико-ориентированный. Был реализован в старшей группе ДОУ для детей с ОВЗ. Обозначены  формы   работы по этапам проект всех участников коррекционного процесса на каждый месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Друзья птиц».

Место реализации проекта:

Старшая комбинированная группа «Пчелка»

МБДОУ д\С № 2 г. Заполярный

Участники проекта:

Учитель-логопед – О.А. Косыгина;

воспитатели:  Н.В. Попова, Т.В. Перепетайло

 воспитанники  старшей  комбинированной группы  компенсирующей направленности для детей с ОНР (15 человек)

родители.

Сроки проекта:

 Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.

Вид проекта

долгосрочный, информационный, практика - ориентированный с заданным результатом  и элементами продуктивной творческой деятельности.

Актуальность  темы:

     В дошкольном возрасте начинается становление личности человека, формируется в том числе экологическая культура человека, его взаимоотношения  с живой природой, неотъемлемой частью которой являются птицы.

  Знания о птицах, их важной роли в экологическом благополучии земли, а значит и в жизни людей, помогут ребёнку понять о необходимости охраны птиц и бережному отношению к ним, как части природы.

      Именно поэтому важно знакомить детей со способами общения с природой, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

Цель проекта:

  • Привлечение родителей к совместной работе с педагогами по формированию у детей знаний о птицах, как части живой природы.
  • Воспитание заботливого отношения к природе (птицам).
  • Развитие эмоциональной сферы детей, умения сопереживать и помогать птицам.
  • Формирование понятий: зимующие и перелетные птицы.
  • Развитие речи детей.
  • Помощь родителям в организации совместной деятельности с детьми (посещение зоопарка и музеев, прогулки и наблюдения, совместное изготовление кормушек для птиц, составление и оформление детских книг о птицах).
  • Участие в конкурсах разного уровня.
  • Популяризация проведения «Праздника птиц»- 1 апреля.

Задачи проекта по направлениям

Познавательно – речевое:

- расширение, уточнение, активизация словарного запаса детей по теме «Птицы»:

- формирование лексико-грамматических представлений;

- формирование и развитие фонематических представлений;

- развитие связной речи:

- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

- приобщение к словесному искусству, знакомство с художественной литературой по теме «Птицы», развитие литературной речи;

- формирование целостной картины мира, кругозора детей.

-

Физическое:

-  развитие физических качеств у детей;

 - накопление  двигательного опыта детей, формирование потребности

в двигательной активности.

- формирование   представлений о «здоровом образе  жизни»;

- знакомство с подвижными народными играми по теме «Птицы»

     

Социально-личностное:

- формирование предпосылок экологического сознания.

 - развитие игровой деятельности;

- формирование чувства, что человек часть природы, приобщение к    элементарным нормам и правилам безопасного поведения в природе;

 - воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Художественно – эстетическое:

- развитие продуктивной деятельности;

 - приобщение к искусству.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать:

  1. Отличительные особенности птиц и животных, называть части тела птиц.
  2. Знать название домашних, городских, перелетных ,зимующих,  водоплавающих,  нелетающих птиц.
  3. Иметь понятие о перелетных и зимующих птицах.
  4. Иметь начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
  5. Особенности жилья и повадки некоторых видов птиц (польза для человека)
  6. Как человек может помочь птицам выжить зимой.

Дети должны уметь:

  1. Узнавать и называть птиц по картинке.
  2. Узнавать голоса птиц.
  3. Сравнивать их по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, выведения птенцов.
  4. Составлять описательный  или сравнительный рассказ про птиц с использованием   схемы, по мнемотаблицы.
  5. Составлять рассказ по опорным картинкам,  из личного опыта, используя приобретенные лексико-грамматические представления, речевые навыки.
  6. Устанавливать причинно - следственные связи между различными природными явлениями.
  7. Изображать птиц в продуктивной, игровой и театрализован6ной деятельности.
  8. Помогать выживать птицам в условиях Севера.

Используемые методические материалы:

 - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

 - . Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.// Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008.

- Т.М. Бондаренко, Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.

 - Хрестоматия для детей старшего  дошкольного  возраста. Под ред. В.И. Лыковой,

 - И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.- «Карапуз», ТЦ СФЕРА, М, 2007.

 - Т. А. Ткаченко. Формирование  лексико-грамматических  представлений. Логопедическая тетрадь.- С.-П., «Детство-Пресс»,1999.

- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом № 3. – М., Гном и Д., 2006 г.

 - Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками.  – АРТИ, 2004.

- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., Гном, 2001г.

-   О.И. Крупенчук. Уроки логопеда. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб, ЛИТЕРА,2011 г.

 - О.А.Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

- О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию.– С.-ПБ. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

- Л.Е. Белоусова. Научиться пересказывать? Это просто! – С-ПБ. ЛИТЕРА, 2008.

- Художественная литература

- Интернет ресурсы.

Работа по проекту

 Ноябрь

Форма

Название

Ответственные

ИЗО

«Синичкины именины»

 Родители

Наблюдение на прогулке

«Птицы рядом с нами»

Воспитатели

Подвижная игра

«Летает – не летает»

Воспитатели

Тренажер для развития дыхания

«Птички н кормушке»

Учитель-логопед

Беседа

«Почему птицы остаются зимовать?»

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

«Наша птичка пьет водичку»

Учитель-логопед

Чтение

В. Бианки «Синичкин календарь»

Воспитатели

ИЗО

«Вылупившийся цыпленок»

Воспитатели

Декабрь

Форма

Название

Ответственные

Демонстрация картинок

«Из жизни зимующих птиц»

Воспитатели

Пересказ

«Галка» Л.Н. Толстого

Учитель-логопед

Подвижная народная  игра

«Огородник и воробей»

Воспитатели

Чтение

Сказки Андерсена про птиц:                  

 «Гадкий утенок», «Дикие лебеди»

Родители

Пальчиковая гимнастика

«Воробьи»

Учитель-логопед

ИЗО

Рисование

«Удивительный мир птиц»

Воспитатели

Беседа

«Повадки птиц в лесу и городе».

Воспитатели

Январь

Форма

Название

Ответственные

Поделка

Кормушка для птиц

Родители

ИЗО

Декоративное рисование

«Композиция с цветами и птицами»

Воспитатели

Беседа

Коллаж «Как помочь птицам зимой»

Воспитатели

Слушание

«Кто поёт?»

Учитель-логопед

Подвижная игра

«Воробьи и вороны»

Воспитатели

Чтение

Е. Тилиеева «Ворон»

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

«Птичка крылышки сложила»

Учитель-логопед

Ручной труд

«Цыпленок из мятой бумаги»

Воспитатели

Наблюдение на прогулке

«Птички, угощайтесь!» - наблюдение за кормушкой на участке

Воспитатели

Коллективная аппликация

«Птичья столовая»

Воспитатели

Февраль

Форма

Название

Ответственные

Подвижная народная игра

«Голуби, воробьи и ворона»

Воспитатели

Буклет

«Зимующие птицы»

Учитель-логопед

ИЗО

Рисование

«Сказочная птица»

Воспитатели

Беседа

«Зачем беречь птиц»

Воспитатели

Речь с движением

«Хочу быть птичкой»

Учитель-логопед

Чтение

«Воробьишко» М. Горького

Воспитатели

Наблюдение

«Птичьи следы»

Родители

Моделирование

«Снегири и яблоки»

Воспитатели

Рассказывание по картине с проблемным сюжетом

«Вот так покатались» Т.Ткаченко

Учитель-логопед

Март

Форма

Название

Ответственные

Рукописная книга

«Синичкины именины»

Все

Выставка

Книги о птицах.

Плакаты и картинки про птиц.

Воспитатели

Мультимедийная демонстрация

Презентация «Жизнь птиц»

Воспитатели

Мнемотаблица

«Птица»

Учитель-логопед

Беседа

«Птицы Севера»

Воспитатели

Драматизация

«Птичьи разговоры»

Учитель-логопед

ИЗО

Поделка птицы из бумаги

Воспитатели

Чтение

Чарушин, Бианки

Воспитатели, родители

Пересказ по опорным картинка

«Воробушки» (Л.Е. Белоусова)

Учитель-логопед

ИЗО

«Пластилиновая ворона»

Воспитатели

Заучивание

«Птичьи считалки»

Все

Отгадывание

Загадки про птиц

Все

Пальчиковая гимнастика

«Десять птичек – стайка»

Учитель-логопед

Подвижные народные игры

По желанию детей (про птиц)

Воспитатели

Рассказывание

Описание и сравнение птиц по схеме  (по Т. Ткаченко)

Воспитатели

Викторина

«Птицы – наши друзья»

Учитель-логопед, воспитатели

Музыкально-развлекательное мероприятие

«1 апреля – день птиц»

Воспитатели,

 учитель-логопед,

 муз. руководитель

Приложения:

  1. Считалки про птиц.
  2. Подвижные народные  игры.
  3. Буклеты «Зимующие птицы», «Перелётные птицы»
  4. Схема описания и сравнения птиц (по Т.А. Ткаченко)
  5. Рассказывание по опорным картинкам «Воробушки»,  «Ворона и зонтик», «Саша Забиякин».
  6. Картотека по развитию связной речи «Зимующие птицы»
  7. Викторина «Птицы – наши друзья»
  8. Драматизация «Птичьи разговоры»
  9. «Птичьи считалки»
  10. Лексико-грамматические задания при изучении темы «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».
  11.  Результаты продуктивной деятельности по ИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ....

Конспект фронтального занятия по теме «Мы – друзья птиц» для детей 6-7 лет по развитию речи.

Обучение составлению расскааз по серии сюжетных картин. Развитие психических процессов: воображения, внимания, зрительной памяти, словесно – логического мышления. Формирование школьных...

Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».

Конспект НОДПо ознакомлению с окружающей средой(образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Наши друзья - птицы»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Педагогический проект "Наши друзья - птицы"

Основа гуманного отношения – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

Педагогический проект "Наши друзья птицы"

Формирование представлений о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....