Мастер-класс по массажу "Послушные ручки"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Мастер класс по массажу рук для развития мелкой моторики. Данный МК завершает первый этап проекта "Послушные ручки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_massazh.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8
Г. КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МАСТЕР-КЛАСС ПО МАССАЖУ
«Послушные ручки»
Подготовили и провели:
Учитель-логопед Мнацаканян С.В.
Воспитатель Бородина Е.В.
Февраль, 2016г.
С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные исследования подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих на мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с детками с нарушениями речи. Именно поэтому в нашей группе стартовал долгосрочный проект «Послушные ручки».
После тестирования наших деток, я пришла к выводу, что они имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. Отмечаются: моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела), неточные движения при выполнении артикуляционной гимнастики («язык не слушается»). Сейчас подходит к концу первый этап проекта, во время которого мы с детками проводили массаж и самомассаж рук. А сегодня я бы хотела показать вам, дорогие родители, каким образом продолжать начатое нами дело. Закрепить и ввести в привычку такую нужную процедуру, как массаж.
В работе с детьми мы используем обычные и нетрадиционные приемы массажа и самомассажа пальцев рук. Лучше всего движения производить при участии речи. Можно в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Массажу и самомассажу необходимо уделять хотя бы 10-15 минут каждый день, тогда развитие речи будет идти быстрее. А так же массаж способствует укреплению здоровья Вашего ребенка.
Для начала, я хотела бы вам показать приемы обычного массажа рук, которые рекомендую сочетать с речевыми играми. То есть вы сидите с ребенком друг против друга, играете в игру, например «Слова», и одновременно с этим проводите массаж рук. Попробуем?
Первое упражнение
Поглаживаем всей ладонью тыльную поверхность ладони по пальцам, и до локтя.
Второе упражнение
Несколькими пальцами, можно сжать их в щепоть, поглаживаем пальчики ребенка от кончиков с тыльной, ладонной и по боковым сторонам. После поглаживания, пальчики можно пощипать. Каждый пальчик массируем в отдельности, начинаем с мизинчика.
Третье упражнение
Простукивание подушечками пальцев тыльной и ладонной сторон от основания пальчиков до запястья.
Четвертое упражнение
Сжатым кулаком растираем прямолинейно и по кругу, от пальчиков к запястью по обеим сторонам ладони.
Пятое упражнение
Руку ребенка укладываем на стол, фиксируем в запястье и поднимаем максимально высоко пальчики по очереди. Затем руку переворачиваем и загибаем пальцы, также, по очереди. А потом, каждым пальчиком делаем круговые движения.
Шестое упражнение
Просим ребенка расслабить руку, подхватываем ее в районе локтя и немного встряхиваем ее.
Заканчиваем массаж легким поглаживаем обеих рук.
(показывает учитель - логопед)
Так же, в массаже можно использовать различные подручные средства, например, бытовую щетку:
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касается не только пальцев, но и ладони. Направления движения – к себе. Можно приговаривать:
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
(Показывает воспитатель логопедической группы)
А сейчас предлагаю немного переключить ваше внимание на другие части нашего тела. Дело в том, что массаж очень полезная процедура. А с учетом того, что нашим деткам нужна небольшая помощь в артикуляционного аппарата, то массаж лица нам не повредит.
Поглаживающие движения по основным массажным линиям:
— от середины лба к вискам;
— вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам);
— по мышцам щек (от крыльев носа к вискам);
— от середины подбородка к ушам.
Приговариеваем:
Солнышко проснулось, деткам улыбнулось. Лучиками провело, личико погладило.
Спираливидные движения в тех же направлениях - Стали пальчики плясать, лобик, щечки растирать. Так плясали, так плясали, тучку с дождиком позвали...
Постукивающие движения в тех же направляения — Дождик, дождик, веселей, Капай, капай не жалей! Кап, кап, кап, кап...
Обеими ладонями дети самостоятельно «умывают» лицо - Водичка убегала, личико умывала.
Массаж лица желательно проводить перед артикуляционной гимнастикой. Со временем, массаж лица взрослым ребенку переходит в самомассаж.
(Показывает учитель – логопед)
И мы сейчас с вами пререходим к самомассажу, во время которого родители выполняют приемы совместно с детьми, а так же осуществляют контроль за действиями своих деток. (Демонстрацию самомассажа проводит воспитатель логопедической группы, а учитель-логопед следит за правильным выполнением упражнений и произносит потешки).
Самомассаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок.
Метод Су-джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Массаж проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, в сочетании со словесными играми и упражнениями.
Участники повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Назад — вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Самомассаж Су – Джок шарами можно использовать и для развития памяти, внимания: участники выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину. (Игра учителя - логопеда с родителями и детьми)
Су – Джок шары можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Упражнение «Один -много».
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, получивший шарик, откатывает его, называя существительные во множественном числе (дом-дома, окно-окна, стол-столы, стул-стулья, звезда –звёзды, ухо-уши)
Массаж или самомассаж пальцев эластичным кольцом.
Участники поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Для самоммассажа рук можно использовать различный подручный материал. Например, карандаш. Энергично растираем карандаш между ладонями, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим — И огонь себе добудем.
Или
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого. Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Самомассаж крупами (сухой бассейн). Руки опускаются в крупу и детки «месят тесто».
Раскатаем колобок, Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять, Будем няне (маме) помогать.
Или
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Упражнения с крупами могут быть самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать.
Есть еще много различных подручных средств, которые можно использовать для массажа, но все их мы опробовать не успеем, поэтому могу вам их перечислить, а вы дома сможете поэкспериментировать. Для самомассажа можно использовать деревянные катушки от ниток, бусы, пластилин или соленое тесто, шарики марблс, шарики для пинг-понга, бигуди и даже перья.
Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла вам узнать то новое, что поможет нам, совместными усилиями, развить правильную и грамотную речь у ваших и наших деток.
Список литературы.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Моисеева Р. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2000. — №10. – С.42.
Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
Интеренет-источники:
1. http://tmndetsady.ru/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/avtorskie-posobiya/news6276.html
2. http://newfound.ru/konspekty/razlichnye-temy/master-klass-dlia-roditelei-kak-prostye-dvizheniia-ruk-razvivaiut-rech/
3. nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по изготовлению подставки под ручки и карандаши из бросового материала.
Описание изготовления подставки....
Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"
Мастер класс в технике бумажное моделирование и конструирование "Умелые ручки"...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...
МАСТЕР-КЛАСС ПОДГОТОВИМ РУЧКИ К РУЧКЕ
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС "ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ 3D-РУЧКОЙ"
МАСТЕР-КЛАСС"ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ 3D-РУЧКОЙ"...
Мастер-класс для родителей «Очумелые ручки» (рисуем вместе с мамой)
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атм...
Мастер-класс для родителей «Умелые ручки»
Мастер-класс для родителей «Умелые ручки» Воспитатели Чубаева В.В. Зверькова О.В...
- Мне нравится (1)