Семинар-практикум для педагогов ДОУ и родителей логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии на тему

В данном материале представлены игры и упражнения для формирования фонематичеких процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_fonematicheskim_protsessam.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар-практикум для родителей и педагогов

Тема: «Игры и упражнения по формированию фонематических процессов»


Что за шум?

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов, например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон битого стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего мела на доске и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно попробовать их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

Ну-ка прислушайся!

Один из игроков заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по другому предмету рукой, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Чем играем?

Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки; колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др.

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуком, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, при чем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2—3 метров. Hесколько игроков (3—4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами: «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Музыкальные инструменты

Для проведения игры необходимо подготовить пленку с записью нескольких музыкальных инструментом (если есть сами инструменты, можно воспользоваться и ими), а также картинки с их изображением. Под каждой картинкой пишется название инструмента.

Детям дается возможность прослушать музыкальный отрывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке.

Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали), то можно провести другой, немного шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (своим голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями и игра продолжается.

Слухачи

Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем — на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает с детьми все услышанные звуки.

Где будильник?

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

Шумящие коробочки

10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекаьтельную игру, в которой ее участники должны найти среди коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнении коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идетичным, но и примерно одинаковым но весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Быстро — медленно

На громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, медленно, на внешней стороне стопы; на тихие, частые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.

Тихо — громко

Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходит по группе (классу), пока раздаются громкие хлопки — стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку, платит фант.

Шаг — бег — стоп!

Перед началом  игры  ведущий — взрослый, играющий на музыкальном инструменте, и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую — бодро шагать, под плясовую бежать на носочках; пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.

Сосчитай удары

Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Молоточки

Ведущий предлагает детям по очереди отстучать. «Молоточком» (карандашом)-тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм он может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных.

Ритмические рисунки

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками — паузы между сериями сигналов.

Игровое задание — прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их. Обратное задание — произвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

Кто сказал комплимент?

И этой игре принимают участие 6—8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые полосы» и др. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3—4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побудут в роли водящего. Обязательное условие этого круга — не искажать звучание своего голоса.

Во втором круге правило изменяется теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

Угадай, кто?

Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков как можно точнее отгадать, кто так говорит:

— Московское время 10 часов 5 минут.

- Налить Вам еще чаю?

  •  Открой рот и скажи «а-а-а»!
  •  1, 2, 3 — тебе водить!
  •  Мороженое — сливочное, клубничное, шоколадное!
  • Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области — туман.
  • Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — «Таганская».
  • Внимание! Прибытие поезда «Москва — Санкт-Петербург» ожидается в 18 часов и т.д.

Так бывает или нет?

В игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши. Kто будет играть без ошибок?

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала, кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?                             И. Семенова

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

К. Чуковский

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает, а внучка и бабушка в куклы играют, а рыбы читают веселые книжки, отняв потихонечку их у мальчишки.

З.Александрова

Шире круг! Шире круг! Шел по улице индюк,

На цепи бульдога вел и хвостом дорогу мел.

Шире, шире, шире круг, А навстречу шел утюг,

Шел с корзинкой на базар, Шел и гладил тротуар.

Шире, шире, шире круг! Проглотил индюк утюг,

А бульдог — корзинку Скушал, как сардинку.

Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете,

Свекла ехала верхом в парусной карете.

А за ней, едва дыша, тихо, аккуратно два кирпичных беляша Топали обратно. А за ними во всю прыть, мелкими шажками Шкаф пытался переплыть блюдо с пирожками.

Ох!

В лесу —

Переполох!

Кто б подумать

Только мог:

Муравей

Берлогу строит,

А медведь

Морковку ест.

Белка

Ход

Подземный роет.

Слон

Взлетает до небес.

Леи от зайца убегает.

Волк

Крадется по сосне.

Где же

Лес такой бывает?

Вы не знаете?

Во сне!

В.Нестеренко


Правильно — неправильно

Игровое задание — заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут сами предлагать друг другу определить правильность (неправильность) придуманных ими предложений:

  • По утрам я сначала надеваю куртку, а потом — рубашку.
  • Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
  • Ночью я часто хожу гулять в лес.
  • Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т.д.

Снежно-звуковой ком

Так же, как снежинки последовательно образуют снежный ком, можно почти такой же ком «слепить» из звуков и назвать его «снежно-звуковым». Для этого после предваряющего игру договора— из каких звуков, например, только гласных, или только согласных, или любых — первый игрок называет звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук. Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой — третий по счету и т.д.

Выигрывает тот игрок, которому удастся «слепить» самый большой ком, т.е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.

Друг за другом повторяй!

В эту игру можно играть с одним ребенком или несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-либо свое. Третий игрок по порядку повторяет два первых слова и добавляет к нему свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Придумываем предложение

Так же, как и в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, но с одним условием — слова должны быть между собой связаны по смыслу, например:

Синий

Синий автобус

Синий автобус едет

Синий автобус едет по

Синий автобус едет по улице

Синий автобус едет по улице, которая и т.д.

Продолжи стихи

Педагог предлагает детям закончить стихотворные строчки, подобрав слова с опорой на их смысл и звучание, например:

«My и My» -
одно лишь слово
говорит всегда... корова.
День погас,

И солнцу:

—Прочь!

Приказала быстро... ночь

Бываю одностволкой,

Бываю и двустволкой,

Но все-таки мое

Название... ружье.

То правое, то левое

Она понежит ушко.

Всегда такая мягкая  белая... подушка.

Будет щедрый урожай  вкусный будет... каравай.

Он сродни Речному раку, Он готов идти в атаку, Повторяя:

—Я не слаб.

Как зовут задиру?... Краб.

Много платьев,

Много хруста.

Как зовут ее?... Капуста.

Всегда летит под облака 

Он легкий и отважный.

Известно всем наверняка 

Что это... змей бумажный.

Если вспыхивает драка,

То виновен... забияка.

У папаши и сынишки 

Фраки, белые манишки.

Два серьезных господина

Антарктических... пингвина.

Подует ветер с юга —

 Стихает сразу... вьюга.

Отгадай-ка, кто проворно

Ищет крошки, ищет зерна? Говори же, не робей,

Это храбрый... воробей.

Для желторотых крошек

Весь день носил он мошек,

Заботливый отец! Зовут его... скворец.

С последним сугробом 

Простилась зима

И первой траве Улыбнулась... весна.

Земля лучами

Так согрета,

Что босиком гуляет... лето;

Желтый цвет

Для елок и для сосен

Не подходит! —

Жалуется... осень.

Белые шапки 

Надели дома,

Холодно им — Наступила... зима.

Рифмы

Задача участников этой игры — придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом-стимулом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те дети, кто придумает самое большое количество слов-рифм, и те, кто придумает самые редкие, оригинальные рифмы.

Солисты

Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «В каждом хоре есть солисты — певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее (как настоящие солисты хора) повторить за мной разные песенки-распевки».

«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:

ОА; АУ; ИА; УИ;

ИАО; АИО; УАИ; УОИ;

ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ;

ИАОУЭ; ОЭИАУ; УОАИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ и др.

После игры вместе с детьми лучший солист может быть награжден каким- либо памятным знаком, сувениром.

В другом варианте игры игровая ситуация меняется: «Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать».

Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки» — ряд гласных звуков из 2—5 элементов.

Маяк

В ходе игры игроки могут зажечь свой «маяк» (показать кружок красного цвета) тогда, когда услышат среди произносимых ведущим звуков гласные звуки. Ошибки фиксируются, подсчитываются. Выигрывает тот «смотритель маяка», который не сделает ни одной ошибки.

Колокольчики

Ведущий произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что реагировать звуком-  колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание

Не ошибись!

Ведущий называет различные сломи, а детям дается задание — хлопнуть по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. Выигрывает тот, кто сделает в ходе игры ни одной ошибки (или сделает их меньше других детей).

Какой звук слышим?

Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети в зависимости от того какой звук — гласный или согласный — они слышат в начале слова, поднимаю'! (или не поднимают) карточки. Если педагог заранее приготовит для каждою ребенка комплект из трех карточек (флажков) красного, синего и зеленого цвета, то при выделении гласных звуков в начале слова дети «сигналят» красными флажками, при выделении твердых и мягких согласных — соответственно синими и зелеными.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и поднимал флажок только н нужной ситуации.

Общий звук

Ведущий игры — педагог предлагал детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворном отрывке, например:

Класть в карман

Братишка рад

Все, что видит,

Все подряд.       ,

Есть в кармане.,   И конфета,

И коробка для крючков,

И старинная монета,

И четырнадцать значков.

Брата спрашивает Ирка:

А когда в нем будет дырка?

Разноцветная метель,

Красных листьев карусель.

В желтых платьях — все деревья,

А в зеленом — только ель.

Каждый шорох

Мыши слышат,

Но мышонок

Не поймет:

Почему все время «Тише!»

Говорят большие мыши?

Ведь в нору

Не влезет кот!

Картинка-помощница

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать все те изображенные на ней предметы, в названии которых есть звук/). Победителем признается тот игрок, чье слово — название предмета прозвучало последним.

Придумай слова со звуком...

В этой игре от детей требуется придумать как можно больше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук. Победителями в игре могут считаться те игроки, которые:

  • придумали больше других слов с заданным звуком;
  • придумали самые интересные слова с заданным звуком;
  • придумали слова, в которых заданный звук целых встречается два или даже три раза!

Чье предложение длиннее?

В этой игре каждому из детей предлагается составить предложение так, чтобы все слова в нем начинались на один и тот же заданный ведущим звук. Выигрывает тот, кто правильно составит самое длинное предложение.

Все слова со звуком

Ведущий предлагает детям принять участие в коллективном составлении рассказа. Но у нового рассказа будет один небольшой секрет — все слова в нем должны содержать звуке (или с какой-либо другой звук). Например: «Светло-синий самокат, весело поскрипывая колесами, совершал свое кругосветное путешествие. Сверху светило ясное солнышко, со всех сторон шептались лесные осинки. Путешествовать самокату нравилось...»

Разложи картинки

Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на наборном полотне картинки, например:

сом — дом — лом;

мак —- рак — лак;

кот — кит — кит — кот;

крыша— крыса; крыса— крыша;

коза— коса; коса— коза и т.д.

Повтори — не ошибись

Ведущий предлагает игрокам как можно точнее повторить за ним ряды слов, например:

сом — ком;

Том — дом;

рак — мак — лак;

лом — ком — ром;

мышка — мишка — мишка — мышка;

мушка — Муська — Муська — мушка;

кошка — мошка — ложка — мошка;

рама — лама — Кама — дама;

Паша — Маша — Даша — Саша и т.д.

Загадки

Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, по окончании игры по количеству фишек определяется победитель.

Не река. Но здесь живут Разные рыбешки. Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть — крошки. (Аквариум)

Он вздыхает Очень тяжко — Та бедняжка Растолстел, Что  зеленую Тельняшку На себя С трудом надел. (Арбуз)

Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем Целая планета.

(Глобус)

Летят с небес непрошено Холодные горошины. (Град)

Дети, мамы, папы Носят только шляпы. (Грибы)

Когда плывет — Прекрасен.

Когда шипит — опасен. (Гусь)

Испугается — бежит, Остановится — дрожит. (Заяц)

Растет она — в земле, Известна — в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире. (Картошка)

Угощает в летний той Он модою ключеиой. (Кнюдец)

Он не любит Свет дневной. Проживает Под землей, Землю роет, Роет, роет — Каждый день Метро он строит. (Крот)

Остроносо и черно В землю брошено зерно. А теперь над этим местом Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух)

Ходят в маленьком загоне В полосатых майках кони. (Пони)

Что за облако — ловушка: Скрылась в нем Вся деревушка. (Туман)

С виду кроха, Но — силен, Озорует слишком. Лишь родился, Сразу он Свой сломал Домишко. (Цыпленок)

Что сказать о ней? Трусишка. Тихо жить старается. Костяной надежной крышкой С детства укрывается. (Черепаха)

Цепочка

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слона, названные другими игроками, нельзя. Главное правило игры — не разорвать цепочку слов),

Где спрятался жук?

У педагога — набор предметных картинок; у каждого из детей - карточки, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенным на ней предмет. Далее каждый из игроком на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук — в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.

Каждому — свое место

У каждого игрока — набор предметных картинок и три карточки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй — второй, на третий — третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.

Подбери слово

Перед началом игры дети делятся на две команды. Первой команде предлагается придумать любое слово и четко произнести его в слух. Дети второй команды должны подобрать слово, начинающееся с последнего звука названного слова и т.д. За каждый неверный ответ команде начисляются штрафные баллы. По окончании игры они подсчитываются и позволяют объективно определить команду-победительницу.

Вариант. Игра продолжается до первой ошибки, после чего определяется команда-победительница.

Разложи картинки по рядам

Игрокам первой команды предлагается рассмотреть предметные картинки, определить позицию заданного звука в слоне и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый — картинки с заданным звуком в начале слона, во второй — в середине, в третий — к конце слова.

Вторая команда выполняет аналогичное задание на выделение другого звука и другом наборе картинок.

Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.

Построим пирамиду

Для игры потребуется подготовить рисунок пирамиды из квадратов (в нижней части каждого квадрата — кармашек для вкладывания картинок; в основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом три и два; заканчивается пирамида треугольной верхушкой); предметные картинки тех же размеров, что и квадраты пирамиды.

Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок. Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помешены картинки, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют четыре звука и т.д.

Педагог вызывает детей поочередно. Выбирается любая картинка, отчетливо произносится слово, определяется количество звуков в нем. Если картинка подходит — она вставляется в соответствующий кармашек пирамиды.

Сколько точек — столько звуков

Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль).

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае если выпадает «ноль», игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.

Подумай, не ошибись

Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых и определяется команда-победитель.

  • Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
  • Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова
    «сыр».
  • Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук к, а последним — ш.

Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м.

  • Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был у, последний — к.
  • Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук у,
  • Назовите слова, у которых первый слог -ка.
  • Как зовут кошку, если последний звук ее клички а?
  • Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук р.
  • Кто назовет больше слон, которые заканчиваются на -орт?
  • Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Развитие речи младших дошкольников» для родителей младшей группы

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с реч...

Методическая разработка на тему: "Родительское собрание в нетрадиционной форме: семинар-практикум "Давайте поиграем!" для проведения с родителями в группах раннего возраста

Данный материал включает в себя проект и подробное описание проведения родительского собрания во второй группе раннего возраста, а также образец анкеты для родителей на тему "Игры и игрушки детей...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум по звуковой культуре речи для родителей младшей группы 3-4 года

В данном материале прдложено несколько простейших игр по формированию звуковой культуры речи, пальчикове игры....

Семинар - практикум: «Совершенствование общения педагогов ДОУ с родителями».

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...

Семинар-практикум «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Цель: рассказать о речевых нарушениях у детей, уточнить цели коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, познакомить с содержанием коррекционной работы; знакомить с правильным выполнени...