Картотека координации речи с движением для детей с ОНР 5-6 лет.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Картотека игр координации речи с движением по лексическим темам на год. Для детей с ОНР 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatsiya_rechi_s_dvizheniem_v_gruppe_s_onr.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Координация речи с движением в группе с ОНР
на 2015-2016 уч. год по лексическим темам.
1 период обучения
Сентябрь
«Детский сад. Игрушки»
Солнце скрылось за домами. Покидаем детский сад. Я рассказываю маме про себя и про ребят. Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду. Что мы пили, что мы ели. Как играли в детсаду. | «Солнышко» над головой. Шаги на месте. Показывают на себя, потом на воображаемую маму. Показывают на себя, потом на других ребят. Далее движения по тексту. |
«Профессии детского сада»
Мы пилили, Мы рубили, Целый день мы стул чинили, Громко молотком стучали, Свежей краской покрывали, Мама очень нас хвалила И печеньем угостила. | Пилящие движения Рубящие движения Стучат кулачками Руками вверх-вниз Хлопают в ладоши Поглаживают живот ладонями |
«Фрукты. Овощи.»
В огород пойдём, урожай соберём: Мы моркови «натаскаем» И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты Круглый, сочный, очень вкусный! | Шагают, стоя на месте. Имитация движений: «тащат» мешок на спине «Копают» картофель, «Срезают» кочан капусты. Показывают круг руками, делая ритмичные повороты туловища в стороны |
Октябрь
«Осень. Сад. Огород.»
Как румян осенний сад! Всюду яблоки висят Краснобоки, краснощёки. На ветвях своих высоких Словно солнышки горят! | Лёгкие хлопки ладонями по щекам. Руки поднять вверх. Руки на поясе, повороты направо – налево. Руки поднять вверх. Соединить руки в круг над головой. |
«Ягоды. Грибы.»
«Меж еловых лап» Меж еловых мягких лап Дождик – кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Всюду мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашёл его друзья? Я, я, я, я! | Дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой. Соединённые пальцы приводят к плечам. Сжимают и разжимают пальцы у плеч. Трут ладони друг о друга. Садятся, затем медленно встают, руки на поясе. Протягивают руки вперёд. Показывают ладонью на себя (4 раза). |
«Части тела»
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый, потом правый глаз. |
«Здоровый образ жизни. Одежда. Обувь.»
Я умею обуваться, если только захочу! Я и маленького братца обуваться научу! Вот они – сапожки. Этот, с левой ножки. Этот, с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем мы сапожки! | Топают ногами. Приседают. Встают, наклоняются вперёд. Поглаживают носок левой ноги. Поглаживают носок правой ноги. Руки вверх, трясут кистями. Топают ногами. |
Ноябрь
«Мой город. Моя страна.»
Нет на свете Родины красивей – Боевой страны богатырей. Вот она по имени Россия. От морей простерлась до морей. | Дети шагают на месте. Изображают «богатырей». Шагают на месте и широко разводят руки. |
«Москва – столица России.»
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти. Глубоки наши светлые воды, Широка и привольна земля, И гремят, не смолкая, заводы, И шумят, расцветая поля… | «Едут»; «летят»; разводят руки в стороны; отрицательно качают головой; приседают, руки вниз; встают, руки в стороны; стучат руками перед собой; руки в стороны, плавные взмахи. |
«Транспорт (наземный). ПДД. Правила поведения в транспорте.»
Держись дорожных правил строго Не торопись, как на пожар, И помни: транспорту – дорога, А пешеходам – тротуар. | ( Воспитатель играет роль постового, одна половина детей – машины, другая – пешеходы. «Машины» стоят с одной стороны, «пешеходы» - с другой.) (Воспитатель машет жезлом.) ( «Машины» проезжают.) (Воспитатель останавливает «машины» и пропускает «пешеходов».) |
«Транспорт (водный, воздушный). Профессии. Правила поведения в транспорте.»
Мы в автобус дружно сели И в окошко посмотрели, Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал. | Дети садятся Смотрят по сторонам «Нажимают на педаль» Убегают |
2 период обучения
Декабрь
«Семья»
Устала наша бабушка, Присела на порог: «Куда пропал, Куда пропал, Куда пропал внучок?» Подумала, поохала, Потом тихонько встала, Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. | Дети стоят в кругу. Приседают. Берутся руками за голову, раскачиваются из стороны в сторону. Встают. Идут друг за другом. |
«Дом и его части.»
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. Вот какой красивый дом! Будет жить в нем старый гном. | Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой Указательным жестом вытягивают руки вперед. Приседают.
|
«Зима»
Мы катались на коньках, Даже жарко стало! В снежки играли во дворах – Всё нам было мало! Снег, снег, белый снег, Засыпает он нас всех! Дружно мы на лыжи встали И по снегу побежали, А потом на санки сели, Смело с горки вниз слетели! | Отводят руки за спину, имитируя движения конькобежца. «Играют» в снежки. Разводят руки в стороны. Поднимают руки вверх и ритмично трясут кистями. Имитируют движения лыжника («Классический ход») Приседают, руки на коленях. Встают и хлопают в ладоши 4 раза. |
«Новый год»
Ждут красавицу колючую В каждом доме в декабре. На ветвях зажгут фонарики, Искры брызнут в серебре. Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. Дед Мороз спешит с подарками – Наступает Новый год. | Рисуют руками елочку «Дом» «Фонарики» Руки над головой, пальцы оттопырены. Берутся за руки, становятся в хоровод. Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами. |
Январь
«Зима. Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. | (Дети изображают ходьбу на лыжах.) |
А потом — на коньках, | (Изображают бег на коньках.) |
Но упали мы. Ах! | («Падают».) |
А потом снежки лепили, | (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.) |
А потом снежки катили, | (Катят воображаемый комок.) |
А потом без сил упали | («Падают».) |
И домой мы побежали. | (Бегут по кругу.) |
Снег, снег, белый снег. Дети машут руками перед собой.
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи,
И по снегу побежали. «бегут».
Сегодня из снежного
мокрого кома Дети идут по кругу, «катят»
перед собой воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили Рисуют руками в воздухе три круга
у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не пройдет, никто Грозят указательными
не пройдет, пальчиками.
Знакома она уже всей детворе. Идут по кругу.
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе».
«Зимующие птицы»
Зарумянились кусты, не от утренней зари | Дети идут по кругу, пощипывая щеки |
Это красные фонарики засветили снегири Чистят перышки пунцовые, воду пьют из родника. Переливы бубенцовые мне слышны издалека | Кистями рук над головой делают «фонарики» Взмахи руками, как крыльями Пьют Ритмичные хлопки в ладоши |
Переворачивается, встаёт и летит, | Встают, бегут, взмахивая руками-крыльями». |
«Дикие животные. Детеныши»
У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка. | (выполняют движения по тексту) |
Февраль
«Животные Севера»
Как олени резво скачем И попрыгаем, как мячик Как метель мы покружились А теперь – остановились. Мы немного отдохнём И затем пешком пойдём. Опустили руки вниз И на льдинки все садись. | (Бег с высоким подниманием колен) (Прыжки на месте на двух ногах) (Повернуться вокруг себя один раз) (Остановиться) (Вдох – выдох 3 раза) (Ходьба на месте) (Присесть на импровизированные льдинки) |
«Мебель»
Вот Кирюшкина кроватка , Чтобы спал Кирюшка сладко, Чтоб во сне он подрастал, Чтоб большим скорее стал. | Разводят руки в стороны. Приседают, кладут ладони под щечку. Медленно поднимаются. Встают на носочки, тянутся руками вверх. |
«23 февраля»
На горах высоких, На степном просторе, Охраняет нашу Родину солдат! Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. | Руки поднять вверх. Руки развести в стороны. Рукой «отдать честь». Руки поднять вверх. Круговые движения руками - «плыть». Стоять, руки вдоль туловища. |
На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри - не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу. Три, четыре – тверже шаг. | Дети стоят на правой ноге. Стоят на левой ноге. Шагают. |
3 период обучения
Март
«8 марта»
Чей сегодня День рождения? Для кого пекут пирог? Для кого расцвёл весенний, Первый мартовский цветок? Для кого? Для кого? Догадайтесь сами: И пирог, и цветок Мы подарим маме! | Пожимают плечами; прижимают ладони, «пекут пироги»; соединяют кисти, изображая бутон; разводят медленно пальцы рук; руки на поясе, повороты корпуса в одну и другую сторону; соединяют ладони, затем разводят пальцы; протягивают руки вперед.
|
«Домашние животные. Детеныши.»
Села кошка под кусточек, Сыра скушала кусочек. Встала кошка, потянулась, Её шерстка развернулась. | Сидят на корточках. Хлопают себя по животику. Встают на носочки, руки тянут вверх. Гладят живот ладонью по часовой стрелке. |
«Хлеб»
Снег растаял в поле чистом, Схлынет талая вода – Побежит за трактористом К синей речке борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. | Идут друг за другом. Бегут друг за другом. Идут друг за другом. «Сеют». |
«Посуда»
Я – чайник, ворчун, хлопочун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу: «Эй, люди, я с вами чай пить хочу!» | Стоят, узогнув одну руку, как носик чайника, другая рука – на поясе. Руки – на поясе, живот надут, топают ногами. Призывные движения рукой. |
«Весна. Труд людей весной»
Я давно весну ждала, У меня свои дела. Мне участок в огороде Нынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна – Это любят семена. Посажу на ней морковку И редиску. А с боков Будут кустики бобов. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Останавливаются, показывают, как копают. Показывают, как рыхлят грядку граблями. Идут по кругу, «разбрасывают семена». |
Апрель
«Домашние птицы»
Ходит по двору индюк Среди уток и подруг. Вдруг увидел он грача Рассердился сгоряча. Сгоряча затопал Крыльями захлопал Весь раздулся, словно шар Или медный самовар Затряс бородою Понесся стрелою. | Шаги на месте. Остановиться, удивленно посмотреть вниз. Потопать ногами. Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам. Руки на поясе. Сцепить округленные руки перед грудью. Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк. Бег на месте. |
«Перелетные птицы»
Птицы учатся летать, Чуть присели, полетели. Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили. Птички полетели, На деревья сели. | Импровизация, Движения по тексту. |
«День Победы»
На одной ноге постой – ка. Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди, Да смотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Раз, два – дружно в ногу. Три, четыре – тверже шаг. | Дети стоят на правой ноге. Стоят на левой ноге. Шагают. |
«Весна. Садовые цветы.»
На окне в горшочках поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись. К солнышку листочки повернут цветочки. Развернут бутоны, в солнышке утонут. | Сидят на корточках лицом в круг, медленно встают; тянутся на носочках, руки вверх, в стороны; ладони развернуть вверх; руки соединить над головой, медленно развести в стороны. |
«Насекомые»
Вот какая стрекоза – Очень круглые глаза. Вертится, как вертолёт: Вправо – влево, назад – вперёд. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Сели, травку покушали, Тишину послушали… | Руки развести в стороны. Соединить пальцы обеих рук в «бинокль». Руки в стороны, повороты корпусом Руки на поясе, наклоны по тексту. Руки вдоль туловища, поднимают плечи. Руки на поясе, прыгают на месте. Имитация движений. Приложить ладони к ушам. |
«Лето. Полевые цветы»
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я – подснежник, ты – вьюнок. Становитесь в наш венок. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки, Побежим наперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть. Мы – весёлые лучи, Мы – резвы и горячи. | Дети встают в круг, берутся за руки. Делают 4 шага назад, расширяют круг Бегут по кругу. Раздвигают круг. Смыкают круг. Бегут по кругу. Тянутся на носочках, руки вверх. Прыгают на носочках, руки на поясе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений на координацию речи с движением
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...
Картотека игр на координацию речи с движением
Игры на координацию речи с движением...
"Развитие чувста ритма и координации речи и движений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через элементы логоритмики"
Доклад на практическом семинаре педагогических работников...
Координация речи с движением для детей
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных,...
Картотека игр на координацию речи с движением, для детей 3 - 4 лет
игры на координацию речи с движением, для детей 3 - 4 лет...
Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного
Картотека игр на координацию речи с движением по лексическим темам для детей старшего дошкольного...