Материал на тему: "Составление с детьми с ОНР рифмованных текстов и лимериков"
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

Швецова Галина Николаевна

  Работа с такой формой монологического текста, как лимерики и рифмованные тексты,  благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. А дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_limerikami_.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу поделиться с вами своим опытом работы по составлению с детьми с ОНР      рифмованных текстов и лимериков.

        Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих нарушения речи, такие как:  недостаточный словарный запас. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения, неспособны построить монолог.  У них отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Отсутствуют навыки культуры речи: дети не умеют использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. У них плохая дикция.

  А у детей логопедических групп, всё это выражено более ярко.

            Так как наше дошкольное учреждение осуществляло экспериментальную деятельность по применению методов и приемов ТРИЗ, я решила применить в своей работе по развитию речи методику составления рифмованных текстов  и         лимериков,  загадок.  Потому, что работа с такой формой монологического текста благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. А дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве.

           Для того, чтобы  научить  детей составлять  рифмованные тексты, я

 использовала игровые задания и упражнения, которые разделила на несколько групп.

 Первая группа   игр  

направлена  на восприятие стихотворного текста, его содержание и развитие речевого слуха, умение находить рифму.

Это такие игры как:

  1.  «О ком? О чем?» 
  2.  «Аплодисменты»  -  в этой игре , во время чтения стихотворения дети должны хлопнуть, когда услышат рифму.
  3. «Небылицы».
  4. «Абракадабра».  В этих играх дети знакомятся с небылицами в фольклоре и стихах,  учатся  находить зависимость смысла слова от его написания и звучания.

Вторая группа игр

имеет своей целью – научить детей подбирать к слову рифму.

Это следующие игры:

  1.  «Доскажи словечко»         
  2. «Рифмовки - нерефмушки»  - в ней дети учатся подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход:  Часть картинок у меня, часть у детей. Я поднимает какую-либо картинку, и прошу найти парную по рифме.

  1. «Перебежки». – Дети сидят на стульчиках, один стул свободный. Я называю слово, дети по очереди называют рифму и переходят на свободные стулья. Игра проходит веселее, если поддерживается темп.

Похожие игры:

  1.  «Склад - не склад» 
  2. «Придумай рифмованное слово»  - но в них дети подбирают рифму  уже не к существительным , а к другим частям речи (глаголам, прилагательным).
  3. Любимая игра детей - «Исправь меня»                         

В ней  дети учатся согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.        

 Ход: Я произношу рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение.

Третья группа игр

направлена на обучение детей, сочинять рифмованные строчки и двустишье:

                     

  1. Игра  «Чистоговорки»   -                          

Дети учатся  подбирать рифму к звукосочетанию.         

  1. В игре  «Придумаем рифмованные строчки» Я предлагаю детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала брала существительные) и сочинить

рифму следующим образом :

"Жил-был кто-то и был похож на что-то".

 Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Например:  "Жил-был Жук  и был похож на лук".

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (Жил-был веселый Жук, и был у него любимый лук).

  1. В игре «Сочини дальше»   -  я даю одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют вторую.

Например:   «В лесу шагает Мишка.»  Ребенок продолжает: «С дерева упала шишка.»

          А затем я перехожу к составлению лимериков.

Лимерик -  это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).

Лимерик состоит из пяти строчек,  а рифмуются  они  следующим образом: 

Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.         

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:         

          1 строчка        Жил - был (объект)

2 строчка        Сравнение или указание на свойство объекта         (какой?)

3 строчка        Действие или взаимодействие с другими объектами     (где?)

4 строчка         (с кем общался?)

5 строчка        Вывод  (утверждение или мораль)

  Вот одно из сочинений наших детей:

          Жило - было, лето

          Шумное,  как ракета.

          По земле летало

          С бабочками играло.

          Вот какое смешное лето.

         Существуют  ещё два варианта составления лимериков. С ними я начинаю знакомить детей в подготовительной группе.

                               Второй вариант:

Я предлагаю  детям  вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

          Если бы было лето,

          Но не шумное, как ракета,

          По земле бы оно не летало,

          С бабочками бы не играло.

          Вот какое скучное лето.

 

           Когда я вижу, что дети хорошо справляются с такой формой лимерика, я им предлагаю  третий вариант их составления:

          Новые слова зачина будут следующие: "Что было бы…, если бы…" 

Мы с детьми также вспоминаем ранее составленный лимерик и снова его переделываем, только с новым началом. Например:

         Что было бы, если бы  лето

         Было не шумное, как ракета,

         То  по земле бы оно не летало

         И с бабочками не играло.

          Лучше пусть будет весёлое лето.        

Ещё я знакомлю детей с составлением загадок, используя модели, разработанные А.А Нестеренко.  Дети с удовольствием отгадывают загадки, но  ещё с большим интересом их составляют.

В своей работе я использую три модели составления загадок:

     Какой?

Что бывает таким же?

       

                 

         

                     

     Что делает?

Кто (что) делает так же?

     На что похоже?

Чем отличается?

                 

     

        Для составления загадки выбираем объект по лексической теме. Затем все вместе подбираем образные характеристики по заданным признакам.

Например:  Ёлка,  какая по форме?  (Треугольная.)

По цвету? (Зелёная.)      На ощупь?   (Колючая.)

Данные характеристики записываем  в левой части таблицы.  

     Какой?

Что бывает таким же?

 Треугольная      

  Зелёная              

Колючая


     

Далее все вместе подбираем сравнения и вносим их в правую часть таблицы.

Например:  Что бывает треугольным?  (Пирамидка.)

Что бывает зелёным? (Огурец.)    Что бывает колючим?  (Кактус.)

     Какой?

Что бывает таким же?

 Треугольная,    как        пирамидка

  Зелёная,          как         огурец

Колючая,          но не      кактус

           

Со второй моделью работаем также, но подбираем действия предмета.

Например:  Самолёт, что делает?  (Летает, перевозит, разгоняется.)

Записываем в левой части таблицы:

     Что делает?

Кто (что) делает так же?

Летает

Перевозит

Разгоняется

В правой части записываем сравнения, подбирая к ним признаки.

Например: Кто (что) ещё летает?  (Птица.)  Птица какая?  (Перелётная).

Кто или что ещё перевозит? (Верблюд.)   Верблюд какой?  (Длинноногий.)

Кто или что разгоняется?  (Катер.)   Катер какой?  (Быстроходный.)

     Что делает?

Кто (что) делает так же?

Летает,         как     перелётная птица

Перевозит,  как  длинноногий верблюд

Разгоняется,  но не быстроходный катер

         

          В конце рабочей недели по изученной лексической теме мы с детьми составляем лимерики и загадки.  Словотворчество детей  на первом этапе записываем мы с воспитателями, позже записывают дети схематически, рисуем к ним рисунки и оформляем книжки – малышки.

        Не была бы у нас работа результативной без участия родителей.   На родительском  собрании  мы  знакомим их с моделями составления лимериков и загадок, заинтересовываем их.  Обращаемся к ним с просьбой составлять вместе с детьми смешные стихи и загадки, а они с удовольствием выполняют задание.

         Перспективное планирование работы над лимериками с детьми старшего  

                                                       дошкольного возраста.

  Месяц

    Игровые упражнения и задания  

                              Цель    

   

Сентябрь

3 неделя

И/у.  «О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.        

4 неделя

Д/и. «Доскажи словечко»  

Учить находить последнее слово- рифму, к прослушанному стихотворению.

Октябрь

1неделя

И/у.  «Аплодисменты»

Развивать слуховое внимание, уметь находить рифму.

2неделя

И/у . «Склад - несклад»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

3 неделя

И/у.  «Небылицы»

Слышать и понимать рифму. Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Помочь осознать приём «переворачивания», используемый в некоторых небылицах. Развивать чувство юмора, воображение.

4 неделя

Д/и.  «Складные картинки»

Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ноябрь

1 неделя

Игра «Бином фантазии»

 Развитие фантазии, мышления.

2 неделя

И/у. «Придумай рифмованное слово»

Учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

3 неделя

Д/и.  «Поймай рифму»

(с мячом)

Учить на заданное слово   отвечать рифмой.

4 неделя

И/у. «Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Декабрь

1 неделя

И/у. «Исправь меня»  

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.        

2 неделя

И/у.  «Коллективное рифмование»

Учить составлять цепочку слов-рифм.        

3 неделя

И/у.  «Рифмовки – чистоговорки»

Учить сочинять двустишье

4 неделя

И/у. «Придумаем рифмованные строчки»

Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Январь

3 неделя

И/у. «Сочини дальше»  

Учить сочинять вторую строчку стихотворения

4 неделя

И/у «Поиграем в буриме»

Учить сочинять двустишье на заданные рифмы.        

Февраль

1 неделя

Задание после занятия по рисованию «Солнышко нарядись»

Закрепление умения подбирать рифму и двустишье на заданную тему. Из рисунков составить книгу.

2 неделя

 И/у. «Знакомство с лимериками»

Познакомить детей с моделью составления лимерика .

3 неделя

И/у. «Составление лимериков»

Упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

4 неделя

И/у. «Составление лимериков по выбранной картинке»

Продолжать учить составлять лимерики по модели.

   Март

1 неделя

И/у. «Составление лимериков по выбранному предмету из «Волшебного мешочка»

Закреплять полученные знания и умения о лимериках. С последующим составлением книжки.

2 неделя

И/у.  «Абракадабра»

Продемонстрировать детям зависимость смысла слова от его написания и звучания. Включать детей в игру со словами и образами. Развивать чувство юмора и фантазию.

3 неделя

И/задание «Составление лимериков по любой сказке»

Закреплять полученные знания и умения о лимериках. С последующим составлением книжки.

4 неделя

И/задание «Составление лимериков по выбранному произведению»

Продолжать закреплять умения составлять лимерики.

Апрель

1 неделя

«Подарок малышам»

Составление книжки – малышки для детей мл. группы.

Вызвать желание сочинить лимерики для детей младшей группы, создать для них книжку – малышку.

2 неделя

Коллективная работа по аппликации «Наш луг», с последующим сочинением лимериков про бабочку.

Учить создавать панно для украшения группы, закрепление умения создавать лимерики.

3 неделя

И/у. «Составление лимериков про рыб»

Продолжать учить самостоятельно подбирать рифму.

4 неделя

И/у. «Разные лимерики»

 Учить детей создавать варианты рифмованных текстов, используя начало «Если бы…., но не…", и записывать их схемами.

   Май

1 неделя

И/у. «Разные лимерики»

Продолжать учить детей создавать варианты рифмованных текстов, используя начало «Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:.

2 неделя

Выпуск газеты:

«Сочиняем вместе с мамой»;

«Фотографии с занятия»;

«Рисунки детей»;

«Смешарики».

Подведение итогов.  

 

Литература:

Использованы интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов".

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет  способов составления рифмованных текстов"....

Конспект занятия с использованием интерактивной доски по теме «Составление рифмованных текстов» в старшей группе

Задачи: 1.     Формировать умение составлять стихотворные тексты, работать с моделью составления стихотворного текста.2.     Развивать способности чувствовать х...

Оргпроект мероприятия по организации взаимодействия с родителями подготовительной группы «Подсолнушки» по речевому развитию на тему: «Составление загадок и лимериков»

Развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в обучении составлении загадок, лимериков и системы ТРИЗ, через взаимодействие с родителями группы....