Материал на тему: "Составление с детьми с ОНР рифмованных текстов и лимериков"
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему
Работа с такой формой монологического текста, как лимерики и рифмованные тексты, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. А дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_limerikami_.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочу поделиться с вами своим опытом работы по составлению с детьми с ОНР рифмованных текстов и лимериков.
Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих нарушения речи, такие как: недостаточный словарный запас. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения, неспособны построить монолог. У них отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Отсутствуют навыки культуры речи: дети не умеют использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. У них плохая дикция.
А у детей логопедических групп, всё это выражено более ярко.
Так как наше дошкольное учреждение осуществляло экспериментальную деятельность по применению методов и приемов ТРИЗ, я решила применить в своей работе по развитию речи методику составления рифмованных текстов и лимериков, загадок. Потому, что работа с такой формой монологического текста благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. А дошкольники имеют естественную потребность в стихотворчестве.
Для того, чтобы научить детей составлять рифмованные тексты, я
использовала игровые задания и упражнения, которые разделила на несколько групп.
Первая группа игр
направлена на восприятие стихотворного текста, его содержание и развитие речевого слуха, умение находить рифму.
Это такие игры как:
- «О ком? О чем?»
- «Аплодисменты» - в этой игре , во время чтения стихотворения дети должны хлопнуть, когда услышат рифму.
- «Небылицы».
- «Абракадабра». В этих играх дети знакомятся с небылицами в фольклоре и стихах, учатся находить зависимость смысла слова от его написания и звучания.
Вторая группа игр
имеет своей целью – научить детей подбирать к слову рифму.
Это следующие игры:
- «Доскажи словечко»
- «Рифмовки - нерефмушки» - в ней дети учатся подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: Часть картинок у меня, часть у детей. Я поднимает какую-либо картинку, и прошу найти парную по рифме.
- «Перебежки». – Дети сидят на стульчиках, один стул свободный. Я называю слово, дети по очереди называют рифму и переходят на свободные стулья. Игра проходит веселее, если поддерживается темп.
Похожие игры:
- «Склад - не склад»
- «Придумай рифмованное слово» - но в них дети подбирают рифму уже не к существительным , а к другим частям речи (глаголам, прилагательным).
- Любимая игра детей - «Исправь меня»
В ней дети учатся согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.
Ход: Я произношу рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение.
Третья группа игр
направлена на обучение детей, сочинять рифмованные строчки и двустишье:
- Игра «Чистоговорки» -
Дети учатся подбирать рифму к звукосочетанию.
- В игре «Придумаем рифмованные строчки» Я предлагаю детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала брала существительные) и сочинить
рифму следующим образом :
"Жил-был кто-то и был похож на что-то".
Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Например: "Жил-был Жук и был похож на лук".
В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (Жил-был веселый Жук, и был у него любимый лук).
- В игре «Сочини дальше» - я даю одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют вторую.
Например: «В лесу шагает Мишка.» Ребенок продолжает: «С дерева упала шишка.»
А затем я перехожу к составлению лимериков.
Лимерик - это короткое стихотворение состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 - 1888).
Лимерик состоит из пяти строчек, а рифмуются они следующим образом:
Первая и вторая строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка Жил - был (объект)
2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта (какой?)
3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами (где?)
4 строчка (с кем общался?)
5 строчка Вывод (утверждение или мораль)
Вот одно из сочинений наших детей:
Жило - было, лето
Шумное, как ракета.
По земле летало
С бабочками играло.
Вот какое смешное лето.
Существуют ещё два варианта составления лимериков. С ними я начинаю знакомить детей в подготовительной группе.
Второй вариант:
Я предлагаю детям вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":
Если бы было лето,
Но не шумное, как ракета,
По земле бы оно не летало,
С бабочками бы не играло.
Вот какое скучное лето.
Когда я вижу, что дети хорошо справляются с такой формой лимерика, я им предлагаю третий вариант их составления:
Новые слова зачина будут следующие: "Что было бы…, если бы…"
Мы с детьми также вспоминаем ранее составленный лимерик и снова его переделываем, только с новым началом. Например:
Что было бы, если бы лето
Было не шумное, как ракета,
То по земле бы оно не летало
И с бабочками не играло.
Лучше пусть будет весёлое лето.
Ещё я знакомлю детей с составлением загадок, используя модели, разработанные А.А Нестеренко. Дети с удовольствием отгадывают загадки, но ещё с большим интересом их составляют.
В своей работе я использую три модели составления загадок:
Какой? | Что бывает таким же? |
| |
| |
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
На что похоже? | Чем отличается? |
| |
Для составления загадки выбираем объект по лексической теме. Затем все вместе подбираем образные характеристики по заданным признакам.
Например: Ёлка, какая по форме? (Треугольная.)
По цвету? (Зелёная.) На ощупь? (Колючая.)
Данные характеристики записываем в левой части таблицы.
Какой? | Что бывает таким же? |
Треугольная | |
Зелёная | |
Колючая |
Далее все вместе подбираем сравнения и вносим их в правую часть таблицы.
Например: Что бывает треугольным? (Пирамидка.)
Что бывает зелёным? (Огурец.) Что бывает колючим? (Кактус.)
Какой? | Что бывает таким же? |
Треугольная, как пирамидка | |
Зелёная, как огурец | |
Колючая, но не кактус |
Со второй моделью работаем также, но подбираем действия предмета.
Например: Самолёт, что делает? (Летает, перевозит, разгоняется.)
Записываем в левой части таблицы:
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
Летает | |
Перевозит | |
Разгоняется |
В правой части записываем сравнения, подбирая к ним признаки.
Например: Кто (что) ещё летает? (Птица.) Птица какая? (Перелётная).
Кто или что ещё перевозит? (Верблюд.) Верблюд какой? (Длинноногий.)
Кто или что разгоняется? (Катер.) Катер какой? (Быстроходный.)
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
Летает, как перелётная птица | |
Перевозит, как длинноногий верблюд | |
Разгоняется, но не быстроходный катер |
В конце рабочей недели по изученной лексической теме мы с детьми составляем лимерики и загадки. Словотворчество детей на первом этапе записываем мы с воспитателями, позже записывают дети схематически, рисуем к ним рисунки и оформляем книжки – малышки.
Не была бы у нас работа результативной без участия родителей. На родительском собрании мы знакомим их с моделями составления лимериков и загадок, заинтересовываем их. Обращаемся к ним с просьбой составлять вместе с детьми смешные стихи и загадки, а они с удовольствием выполняют задание.
Перспективное планирование работы над лимериками с детьми старшего
дошкольного возраста.
Месяц | Игровые упражнения и задания | Цель |
|
Сентябрь 3 неделя | И/у. «О ком? О чем?» | Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | |
4 неделя | Д/и. «Доскажи словечко» | Учить находить последнее слово- рифму, к прослушанному стихотворению. | |
Октябрь 1неделя | И/у. «Аплодисменты» | Развивать слуховое внимание, уметь находить рифму. | |
2неделя | И/у . «Склад - несклад» | Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | |
3 неделя | И/у. «Небылицы» | Слышать и понимать рифму. Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Помочь осознать приём «переворачивания», используемый в некоторых небылицах. Развивать чувство юмора, воображение. | |
4 неделя | Д/и. «Складные картинки» | Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. | |
Ноябрь 1 неделя | Игра «Бином фантазии» | Развитие фантазии, мышления. | |
2 неделя | И/у. «Придумай рифмованное слово» | Учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. | |
3 неделя | Д/и. «Поймай рифму» (с мячом) | Учить на заданное слово отвечать рифмой. | |
4 неделя | И/у. «Чистоговорки» | Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | |
Декабрь 1 неделя | И/у. «Исправь меня» | Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | |
2 неделя | И/у. «Коллективное рифмование» | Учить составлять цепочку слов-рифм. | |
3 неделя | И/у. «Рифмовки – чистоговорки» | Учить сочинять двустишье | |
4 неделя | И/у. «Придумаем рифмованные строчки» | Учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. | |
Январь 3 неделя | И/у. «Сочини дальше» | Учить сочинять вторую строчку стихотворения | |
4 неделя | И/у «Поиграем в буриме» | Учить сочинять двустишье на заданные рифмы. | |
Февраль 1 неделя | Задание после занятия по рисованию «Солнышко нарядись» | Закрепление умения подбирать рифму и двустишье на заданную тему. Из рисунков составить книгу. | |
2 неделя | И/у. «Знакомство с лимериками» | Познакомить детей с моделью составления лимерика . | |
3 неделя | И/у. «Составление лимериков» | Упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. | |
4 неделя | И/у. «Составление лимериков по выбранной картинке» | Продолжать учить составлять лимерики по модели. | |
Март 1 неделя | И/у. «Составление лимериков по выбранному предмету из «Волшебного мешочка» | Закреплять полученные знания и умения о лимериках. С последующим составлением книжки. | |
2 неделя | И/у. «Абракадабра» | Продемонстрировать детям зависимость смысла слова от его написания и звучания. Включать детей в игру со словами и образами. Развивать чувство юмора и фантазию. | |
3 неделя | И/задание «Составление лимериков по любой сказке» | Закреплять полученные знания и умения о лимериках. С последующим составлением книжки. | |
4 неделя | И/задание «Составление лимериков по выбранному произведению» | Продолжать закреплять умения составлять лимерики. | |
Апрель 1 неделя | «Подарок малышам» Составление книжки – малышки для детей мл. группы. | Вызвать желание сочинить лимерики для детей младшей группы, создать для них книжку – малышку. | |
2 неделя | Коллективная работа по аппликации «Наш луг», с последующим сочинением лимериков про бабочку. | Учить создавать панно для украшения группы, закрепление умения создавать лимерики. | |
3 неделя | И/у. «Составление лимериков про рыб» | Продолжать учить самостоятельно подбирать рифму. | |
4 неделя | И/у. «Разные лимерики» | Учить детей создавать варианты рифмованных текстов, используя начало «Если бы…., но не…", и записывать их схемами. | |
Май 1 неделя | И/у. «Разные лимерики» | Продолжать учить детей создавать варианты рифмованных текстов, используя начало «Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:. | |
2 неделя | Выпуск газеты: «Сочиняем вместе с мамой»; «Фотографии с занятия»; «Рисунки детей»; «Смешарики». | Подведение итогов. |
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...
Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...
Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков
Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...
Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов".
Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов"....
Конспект занятия с использованием интерактивной доски по теме «Составление рифмованных текстов» в старшей группе
Задачи: 1. Формировать умение составлять стихотворные тексты, работать с моделью составления стихотворного текста.2. Развивать способности чувствовать х...
Оргпроект мероприятия по организации взаимодействия с родителями подготовительной группы «Подсолнушки» по речевому развитию на тему: «Составление загадок и лимериков»
Развитие лексической выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в обучении составлении загадок, лимериков и системы ТРИЗ, через взаимодействие с родителями группы....