Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цели, задачи, методы и приёмы проведения самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.docx | 41.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой самомассаж как средство подготовки руки дошкольника к письму
Важный аспект работы с детьми – подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.
Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.
С этой целью я рекомендую использовать игровой самомассаж кистей рук, являющийся эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей с нарушением в развитии, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.
Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладываются в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его “сыграть”, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие, межполушарные интеграторы – комиссуры, работа полушарий. Синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Положительная эмоциональная мотивация занятия “повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира” (А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду.
Предлагаю примеры игровых массажных приемов.
Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”.
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад –
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.
В. Степанов
Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
М. Пляцковский
Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Первый вариант
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Второй вариант
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
Л. Хереско
Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка – кошка.
В. Левин
Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
B. Суслов
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
C. Маршак
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.
В. Сокол
Циркулярное растирание кистей рук (“намыливание” рук мылом).
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это –
Руки мой перед едой
И после туалета.
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи но ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)
Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Русский фольклор
Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.
Вибрация
Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).
Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
Ж. Давитъянц
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре.
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
Э. Мошковская
Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
В. Линъкова
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.
Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.
Тук-тук-тук,
Молоток – мой лучший друг.
Г. Виеру
Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.
Поглаживание
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.
В. Кодрян
Примечание. Массируемая рука “изображает” кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.
Рекомендация по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.
Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Цель и задачи.
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.
Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.
Комплексы по самомассажу для детей старшего дошкольного возраста
Массаж рук «Ай, тари, тари, тари.» Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги. Останутся пятаки, куплю Маше башмаки. Останутся грошки, куплю Маше ложки. Останутся полушки, куплю Маше подушки.
«Божья коровка» Божья коровушка, полети на облышко, Принеси нам с неба, чтобы были летом в огороде бобы, в лесу ягоды, грибы, в роднике водица, во поле пшеница. «Мыло» Каждый день я мыло мою, под горячею водою И в ладонях поутру, сильно, сильно мыло тру. Мойся мыло не ленись, не выскальзывай, не злись!
«Улитка» Домик едет по травинке, объезжает все росинки. Это улитка ползет, домик на себе везет. Вот подул ветерок, закачался листок и опять по тропинке медленно ползет улитка.
«Строим дом» Тук-тук молотком, строит дядя тыква дом Молоточки по гвоздочкам застучали, И гвоздочки в доски быстро забивали, строим крышу и крыльцо- получилось хорошо. Вот идет маляр с ведром, он покрасит новый дом.
Массаж пальцев Знаем, знаем да-да-да,
где ты прячешься вода!
Выходи водица , мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку,
посмелей, будем умываться веселей.
«Цветы»
Как у нас на грядке,
сколько цветиков цветут:
розы, маки, ноготки,
астры пестрые цветки,
георгины и левкой.
Выбираешь ты какой?
«Блины»
Мы блинов напекли:
первый дали зайке, зайке - попрыгайке.
А второй лисенке, рыженькой сестричке.
Третий дали мишке, бурому братишке.
Блин четвертый – котику, котику с усами.
Пятый блин поджарили и съедим мы сами.
Массаж ног.
«Молоток» Туки-токи, туки-токи,
застучали молоточки.
Туки-туки-туки-точки,
застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток,
так стучит молоток.
«Акула»
Нам акула каракула нипочём, нипочём. Мы акулу каракулу , Кирпичом, кирпичом Мы акулу каракулу кулаком, кулаком.
Мы акулу каракулу каблуком, каблуком.
Испугалася акула и со страху утонула.
Тук, тук, тук, тук,
раздался в доме стук.
Мы капусту нарубили, перетерли,
посолили.
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке.
Молодцы, все быстро съели.
Ждут нас теплые постели.
Массаж стоп. Баю-баю-баиньки,
купим сыну валенки
наденем на ноженьки,
пустим по дороженьке.
Будет ваш сынок ходить,
новые валенки носить.
«Молоточки»
Застучали в мастерской,
молоточки снова.
Починить мы башмачки
каждому готовы.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
всюду слышен перестук.
Нам в работе нет тоски:
наши молоточки
забивают в каблучки
тонкие гвоздочки.
Сил сапожник не жалей,
доставай колодки.
И посадим мы на клей
новые подметки.
Массаж головы.
«Ёжик»
На комод забрался ежик
У него не видно ножек.
У него, такого злючки,
Не причесаны колючки:
И никак не разберёшь-
Щетка это или ёж?
Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило, и кусала как оса.
А от бешеной мочалки,
Я помчался как от палки,
А она за мною мчится,
И кусает как волчица.
«Барашек»
Нет, барашек, ты не прав!
Не показывай свой нрав.
Гребешок скорей возьми
И кудряшки расчеши.
Массаж ушей.
Чтобы ушки не болели,
разомнем мы их скорее:
вот сгибаем, отпускаем
и опять все повторяем.
Козелок мы разомнем,
по уху пальчиком ведем.
И ладошкой прижимаем,
сильно-сильно растираем.
«Муха»
Муха-горюха, села на ухо. Сидела, сидела, никуда не летела
Жужжала, жужжала, ухо чесала. Песню пела «за-за-за»
И по уху поползла.
Посидела, посидела, дальше полетела.
«Тили-бом»
Тили,тили,тили – бом!
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку:
носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
сделай заиньке компресс.
Массаж лица.
«Воробей»
Сел на ветку воробей,
И качается на ней.
Раз, два, три, четыре, пять.
Неохота улетать.
«Умывалочка»
Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем ш-ш-ш,
Ручки моем – ш-ш-ш.
Щечку, шейку мы потрем
И водичкою обольем.
«Неболейка»
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
надо носик растирать
лоб мы тоже разотрем,
ладошку держим козырьком. Вилку пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да-да-да.
Нам простуда не страшна.
«Солнышко»
Солнце утром рано встало,
Всех ребятишек приласкало:
гладит грудку,
гладит шейку,
гладит носик,
гладит лоб,
гладит ушки,
гладит ручки,
загорают дети. Вот!
«Улитка»
От крылечка до крылечка,
три часа ползли улитки.
Три часа ползли подружки,
на себе таща избушки.
Массаж спины.
Как на пишущей машинке,
Две хорошенькие свинки, Все постукивают,
все похрюкивают,
туки-туки-туки-тук!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
«Барабан»
- Бам! Бам! Что за гам?
Так шуметь не стыдно вам?
- дядя Барабан, мы так стучали
Что перебудили целый свет.
Где-то пять копеек потеряли-
Не купить теперь конфет.
Бам, Бам! стыд и срам!
Я конфет сам вам дам.
«Комары»
Мой приятель Василий Петров
Никогда не кусал комаров,
Комары же об этом не знали,
И Петрова часто кусали:
«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь,
Я Петрова не боюсь.
Буду я его кусать,
буду я егощипать»
Эй, Валерий, убегай,
Комаров не догоняй.
«Суп» Чики-чики-чики-ща!
Вот капуста для борща,
покрошу картошки,
свеколки, морковки,
полголовки лучку,
да зубок чесночку,
чики-чок, чики-чок-
и готов борщичок.
«Кап на туче ночевал»
Кап на туче ночевал,
И по небу кочевал.
Вдруг ударил трах-тарах-
Кап со страху шах-шарах.
По оврагам, по мостам,
По корягам по кустам
Осмотрелся на заре.
Видит - вишня во дворе:
Прыг на ветку озорник Тронешь – кап за воротник |
Растирают ладоши от медленного темпа до быстрого , проговаривая весь текст.
Разогретыми руками греют горло.
«Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу, затем по правой руке. Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу. Также поглаживают правую руку.
Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались.
Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой ладошки.
Делают растирающие круговые движения кулачками от кисти к плечу. «Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу. Покалачивают кулачками. Поглаживают руки ладонями Затем массажируют другую руку.
Постукивают кулачками одной рукой другую от кисти к плечу. Постукивают пальчиками. Растирают кулачком.
Поглаживают ладонью. При повторении массажируют другую руку.
Поочередно массажируют каждый палец.
Энергично растирают ладони и кисти рук.
Сжимают и разжимают кулачки. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца. Протягивают ладошки вперед.
Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука. Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.
Похлопывают ноги ладонями снизу вверх. Покалачивают кулачками Поглаживают ладонями.
Похлопывают ладонями от лодыжек к бедрам. Растирают ребрами ладоней. Растирают кулачками.
Поглаживают ладонями.
Покалачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бедрам. Постукивают ребрами ладоней. Растирают кулачками. Постукивают пальчиками. Растирают ладонями. Поглаживают.
Потирают стопу.
Разминают пальцы стопы.
Поглаживают стопу.
Сидя на стуле одну ногу кладут на другую.
Потирают стопы ладонями.
Разминают пальцы стопы.
Энергично проводят всеми пальцами руки по стопе. Как бы царапая в направлении от пальца к пятке.
Поглаживают стопы.
Круговой массаж черепа. Правая ладонь поглаживает правый висок, перемещается к затылочку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.
(делаются те же движения как в комплексе «ежик») Поглаживают мягкими движениями рук в направлении от лба к затылку.
Пальцами мягко разминают ушную раковину. Пальцами сгибают ухо и отпускают.
Большими и указательными пальцами растираем козелок . Ладонями энергично растирают уши.
Загибают вперед ушную раковину, прижимают, отпускают, ощущая в ушах хлопок.
Кончиками большого и указательного пальца тянут вниз за обе мочки ушей 4 раза. Всеми пальцами массируют ушную раковину.
Загибаем ушную раковину. Оттягиваем мочки вниз и в стороны. Массируют козелок. Растирают ладонями уши. Поглаживают ушки ладошками.
Обеими ладонями проводят от бровей до подбородка и обратно вверх. Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.
Хлопают в ладоши. Делают вращательные движения кистями.
Растирают ладоши друг о друга. Энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз. Мягко поглаживают ладонями лицо.
Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз. Указательным пальцем растирают крылья носа. Прикладывают ко лбу ладони и растирают его круговыми движениями в стороны вместе.
Раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами.
Потирают ладони друг о друга.
Поднимают руки вверх, потягиваются. Массируют грудь круговыми движениями. Поглаживают шейку. Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа.
Проводят пальцами по лбу от середины к вискам. Растирают уши. Растирают ладошки. Поднимают руки вверх.
Трут указательные пальцы Массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх по 10-20 раз.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка
Покалачивают кулачками. Постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
Постукивают кулачками.
Похлопывают ладошками. Постукивают пальчиками. Поглаживают ладошкой. Затем меняются местами.
Дети встают друг за другом. Растирают спины ладонями. Легко постукивают пальчиками. Легко пощипывают.
Покалачивают кулачками. Поглаживают ладонями. Затем меняются местами.
Похлопывают ладонями.
Постукивают ребрами ладоней.
Покалачивают кулачками.
Похлопывают ладонями.
Постукивают пальчиками.
Легко покалачивают кулачками.
Растирают спины ребрами ладоней.
Поглаживают ладонями спину. Легко «пробегаются» по спине пальчиками.
|
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» Москва 200
2. «Современные пути оздоровления дошкольников» М.Кузнецова Дошкольное воспитание №6 2002.
3. Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» Москва 2009.
4. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» Волгоград: Учитель 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста
Самомассаж с детьми старшего дошкольного возраста, цели и задачи,точечный массаж по А. Уманской....
«Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Игровой самомассаж»
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Игровой самомассаж являет...
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста по средствам использования приёмов самомассажа
В данной статье представлен опыт работы учителя - логопеда по использованию приёмов самомассажа....