Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Соловьева Анна Владимировна

Фронтальное интегрированное занятие педагога-психолога и логопеда с детьми с диагнозом ОНР по теме "Семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие  с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Семья»

Цель урока: Продолжить формирование представлений о семье.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить представление о семье у детей.
  2. Продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа.
  3. Формировать навык словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласования имени существительного с прилагательным, понимания логико-грамматических конструкций,составления сложносочиненного предложения.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и коррекция психических процессов - мышления, внимания, памяти, речи.
  2. Развивать мелкую моторику
  3. Формировать коммуникативную функцию речи.
  4. Расширять активный и пассивный словарь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к своей семье.
  3. Формировать навык ориентироваться в семейных отношениях.
  4. Решать вопрос эстетического воспитания.

Здоровьесберегающие:

  1. Планировать объем образовательного  материала с учетом психофизиологических особенностей детей.
  2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:  магнитная доска;  наглядные пособия; карточки; картинки, на которых изображена семья,  карандаши, раздаточный материал.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг. Момент

Приветствие:

Цели: сплочение группы, создание положительного настроя на совместную деятельность

 Педагог – психолог

Дети стоят в кругу, держась за руки. Сжимая правую руку передают друг другу улыбку и хорошее настроение.

Пальчиковая игра: «Паличики подружились.

Психолог: в нашей группе дружат мальчики и девочки

Вместе с педагогом повторяют слова приветствия и сопутствующие им действия

Основной этап.

Закрепление пройденного материала

Педагог-психолог

игрушка из пальчикового театра раздается каждому ребенку. Дети надевают ее на палец  и по очереди называют игрушку, которая им досталась.

«Когда животные живут вместе со своими детенышами, то это звериная….?»

Педагог-психолог: «У ежей»?

Педагог-психолог: «У волков»?

Педагог-психолог: «Какая семья у оленя, льва, зайца,  медведя?

Дети по очереди называют семьи их игрушек

«Семья».

«Ежиная семья».

«Волчья семья».

«Оленья, львиная, заячья,  медвежья,

 Знакомство с темой

Учитель-логопед

В емкости с горохом и фасолью спрятаны шифры со словами: мама, папа, сестра, дочка, сыночек, бабушка, дедушка, тетя, дядя, племянник. детям нужно разгадать шифр. Отгадывают шифр за столами. Как можно назвать их одним словом.

Педагог-психолог вывешивает на доску сюжетную картинку с изображением семьи.

 Педагог-психолог: «Назовите, кто нарисован на картинке?»

Педагог-психолог: «Как мы назовем их одним словом?»

Педагог-психолог: «Сколько человек в этой семье?»

А сколько человек в вашей семье?

Перечислите их.

Выполняют.

Называют слова, которые у них получились.

Бабушка, сестра, брат, папа, мама, дочка, племянник, дядя, внук, внучка.

–  одна семья.

«Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра»

«Семья»

«6 человек»

………

………..

Словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Логопед: «Все члены этой семьи любят друг друга и всегда называют ласково».

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Логопед: «мама»

Логопед: «папа»

Логопед: «брат»

Логопед: «сестра»

Логопед: «дочь»

Логопед: «сын»

«мамочка»

«папочка»

«братик»

«сестричка»

«доченька»

«сыночек»

Согласование имени существительного с прилагательным

А какие еще хорошие слова мы говорим маме?

Логопед: «мама какая?»

Логопед: «папа какой?»

Логопед: «брат какой?»

Логопед: «сестра какая?»

Логопед: «дочь какая?»

Логопед: «сын какой?»

Любимая, красивая, хорошая, нежная, ласковая, добрая…

Сильный, храбрый, справедливый, умный….

Веселый, находчивый, старший, младший, капризный…

Маленькая, серьезная, вредная, милая, отзывчивая….

Единственная, послушная, трудолюбивая….

Неряшливый, упрямый, любимый, …

Физ. Минутка

Координация речи с движением

Цель: развитие общей и мелкой моторики, ловкости, внимания, памяти

Стирка

Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел,

Антон пел, Максим молчал,

А Егор ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

И сказала тут Наташа:

— Поговорим о мамах наших!

У них руки не простые,

У мам руки золотые. Маму знает весь район

Мастер она отличный.

Со своей бригадой мама

Строит дом кирпичный

А моя сегодня мама

Отправляется в полет,

Потому что моя мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

—        Мама — летчик?

Что ж такого?

Вот у Димы, например,

Мама — милиционер.

А у Маши и у Веры

Обе мамы — инженеры.

А у Паши мама — повар.

Мама — повар? Что ж такого?

—        Всех важней, —

сказала Ната,

Мама — вагоновожатый.

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Люся тихо:

—        Разве плохо быть  

портнихой?

Кто штаны ребятам шьет?

Ну конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты —

Это очень хорошо.

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

 Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего

Руки вверх, согнуты в локтях, ладони вместе, затем правую руку — вперед, 4 пальца — в кулачок,

 большой вверх

Дети берутся за руки, покачиваются из стороны в сторону.

Движение — кулачок на кулачок. Правая рука к груди.,

Руки в стороны, легкий бег по кругу. Останавливаются лицом в круг, показывают кистями рук «пилотку». Изображают   предплечьями   перед грудью «лесенку».

Показывают кистями рук «пилотку», опускают их вдоль туловища, поднимают плечи.

Показывают левой рукой на мальчика. «Отдают честь».

Руки поочередно вперед — в стороны. Движение двумя руками перед собой сверху вниз — «ломаная линия». Правой рукой показывают на мальчика.

Левой рукой держат воображаемую кастрюлю, правой — мешают. Идут по кругу, правой рукой подают воображаемый сигнал.

В полуприседе двигаются по кругу, руки согнуты в локтях, круговые движения вперед.

Левой рукой показывают на девочку, указательный палец к губам. Левой рукой держат воображаемую ткань, правой изображают движения иглы.

«Грозят»   пальчиком,   показывают кистями рук «пилотку». Руки в стороны, изображают «самолет».Хлопают в ладоши. Левой рукой держат воображаемую кастрюлю, правой мешают.

Хлопают в ладоши.

Указательными пальцами обеих рук показывают «крест на шапочке доктора», слушают воображаемой трубкой «больного»

Ладонь левой руки  — «тетрадь»,правой рукой «делают запись».
Указательным пальцем правой руки«ведут счет».
Руки вперед
в стороны.

Круговые   движения   кистями  рук перед грудью, затем разводят руки в стороны

Повторяют за педагогом.

Повторяют  за педагогом.

СЦЕНКА

Ориентировка в пространстве

 Психолог: Найдите где мама!

Где находится бабушка от мамы справа или слева…

Где находится дедушка от мамы

Где папа

Где сын

 В центре

С права.

Слева.

Справа

Внизу.

Оринтеровка в семейных отношениях

Понимание логико-грамматических конструкций

 Психолог.

Кем приходится девочка, нарисованная на картинке, вот этой пожилой женщине?

А она ей?

Кем приходится мальчик, изображенный на картине этому дяде?

А он ему?

Покажи где..?мамина дочка, дочкина мама, папа сына, внук дедушки, бабушка внучки….

Внучкой.

Бабушкой

Сыном.

Отцом.

Показывают и называют на изображении семьи

Составление сложносочиненного предложения

 Психолог: Ребята, вы наверняка знаете, что люди бывают разного возраста, дети, взрослые, пожилые люди, давайте сравним кто в семье старше, а кто младше. Я буду вам показывать картинки, а вы должны определить.

Папа – дедушка

Папа – сын

Дядя – племянник,

Внук – дедушка.

Папа младше, а дедушка старше,

Ориентировка на картинке

 Психолог: Найдите где мама!

Где находится бабушка от мамы справа или слева…

Где находится дедушка от мамы

Где папа

Где сын

 В центре

С права.

Слева.

Справа

Внизу.

Игра «морщинки»

Цель: снятие напряжения; учиться с помощью мимики выражать эмоции

 Психолог: Ребята как вы думаете мама осталась бы довольна вашей помощью?

Давайте изобразим как мама будет радоваться когда…

Как мама удивится..?

Как папа разозлится…?

Какой пап пришел с работы уставший.?

Да.

Изображают по очереди.

Психолог: игра «Интервью»

Дети сидят в кругу, держа микрофон рассказывают про всех членов их семьи. Как зовут ИО. Где и кем работает.

Передают микрофон по кругу.

Каждый ребенок рассказывает о своих родителях, бабушках и дедушкеах

 Логопед: Вы уже знаете, что каждый человек имеет свое имя, отчество и фамилию.

Имя нам дают родители при рождении, фамилия нам достается от отца, А отчество это производное от имени отца.

Ребята, давайте , сейчас каждый назовет сое отчество.

А теперь поиграем в игру:

«Какое отчество у Феди……. Если его папу зовут Иван

                                                                                       Петр

                                                                                       Василий ит.д.

Иванович

Петрович

Васильевич…

Итог занятия:

Психолог: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали?

Наше занятии заканчивается. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и напрощание скажем друг другу приятные, хорошие слова.

О семье.

- Маша, ты добрая и отзывчивая девочка….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие с детьми включает в себя различные виды деятельности - познавательную, художественную, изобразительную....

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Золотая хохлома"

Знакомство детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью....

Конспект Интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

1. Уточнить с детьми понятие «транспорт» 2. Учить группировать транспорт по назначению: пассажирский и грузовой 3. Обогащать словарь за счет слов: железнодорожный порт, пассажирский, грузовой, расст...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в лесу"

Программное содержание:Умение различать количественный и порядковый счет в пределах 10.Правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших едини...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста По экологии

Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лека...