Развитие лексической стороны речи в онтогенезе.
статья по логопедии на тему
Онтогенез лексической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksicheskoy_storony_rechi_v_ontogeneze.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексической стороны речи в онтогенезе.
Речевое развитие ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего его жизненного пути, но наиболее активно становление речевой деятельности ребенка происходит при достаточном уровне развития всех психических функций, требующихся для этого, так же при достижении достаточного уровня мышления, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность. Немаловажно отметить, что одной из основополагающий вещей, связанных с развитием речи ребенка является уровень его общения со взрослыми людьми, с активностью и степенью их речевого взаимодействия.
У младенца реакция на словесный раздражитель – ориентировочный рефлекс – поворот головы по направлению к звуку, попытка фиксировать взгляд в сторону объекта, издающего шум. В дальнейшем, при более поздних сроках развития – идет формирование рефлекса второго порядка на словесный раздражитель. Реакция на них – попытка повторить звук, словесное копирование, нерасчлененные слова и звуки, копирующие услышанный ребенком звук или слово, на данном этапе развития слово для ребенка не является «словом», как таковым и не несет грамматический характер. Предложения - ответы носят характер либо указания «дай», «там», либо описания увиденного предмета «бабака», «ма», «киса».
В возрасте от 2 лет ребенок начинает расчленять компоненты речи, которые включаются во взаимодействие друг с другом, составляя хоть и односложное, но предложение. Так, ребенок может не только указать в устной речи предмет, который он хочет получить, но и назвать имя того, кто должен ему в этом помочь «Ма, дай». В данном возрасте словарный запас ребенка растет с большой скоростью и к концу двух лет может составлять более 300 слов.
В начале, при осознании слова для ребенка оно расплывчато и неясно, но потом, в более позднем возрасте ребенок понимает, что слово может иметь несколько значений, обозначать как предмет, так и действие, иметь различную структуру и быть во взаимосвязи по смыслу с другими словами.
Компоненты значения слов выделяют следующие:
- денотативный компонент значения слов – отражение в самом слове особенности описываемого.
- понятийный компонент значения слов - отражает понятия, их содержание, демонстрирует связь слова в семантике.
- коннотативный компонент значения слов – отражает эмоциональную окрашенность слова, его эмоциональное значение, которое ему предписано.
- контекстуальный компонент значения слов – дает описание слова в описываемом контексте.
Естественно, ребенок воспринимает слово не так, как воспринимают его взрослые, причина этого в том, что понятийный аппарат ребенка не находится на том уровне, на котором находится понятийный аппарат взрослого, ребенок не имеет такого обширного опыта в речевом взаимодействии, как взрослый, некоторые психические структуры находятся в стадии раннего развития.
Изначально для ребенка слово - обозначении конкретного предмета, а потом уже ребенок понимает, что слово может обозначать и класс предметов (Гальперин , 2001; 203). На раннем этапе развития ребенка основную роль в восприятии слова играет атмосфера, эмоции, жесты, интонации.
Степени обобщения слов по смыслу (Л.П. Федоренко):
- Степень «0» - имя ребенка, название предмета (односложное).
Возрастной период: 1 год – 2 года
Усвоение слова происходит только тогда, когда ребенку ясно, к какому предметному ряду оно относится.
- Степень «1»
Возрастной период: конец 2 года
Осознание обобщающих наименований предметов, качеств.
- Степень «2»
Возрастной период: 3 года
Происходит усвоение слов, которые обозначают родовые понятия, обобщенные названия предметов, форм имен существительных.
- Степень «3»
Возрастной период: 5-6 лет
Стопроцентное усвоение слов, обозначающих родовые понятия, высокий уровень обобщения.
- Степень «4»
Возрастной период: к подростковом возрасту
Усвоение сложных слов, осмысление сказанного и услышанного.
Количественные особенности роста словаря (Е.А. Аркин):
- 1 год - 10 слов
- 1 год 6 мес. - 45 слов
- 2 года - 323 слова
- 3 года 6 мес. - 1125 слов
- 4 года - 1945 слов
Количественные особенности роста словаря (А. Штерн)
- 1,5 года - 150 слов
- 2 года - 210 - 420 слов
- 3 года - 1010 – 1150 слов
- 4 года - 1700 слов
- 5 лет - 2300 слов
Процентное соотношение присутствия в словарном запасе слов в ребенка четырех лет (А. Н. Гвоздев):
существительное 54,2 %
глагол 25,4 %
прилагательное 10,8 %
наречие 6,8 %
числительное 1,7 %
союз 1,4 %
предлог 0,4 %
Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответсвующим ему предметом. Воспринимая новое слово, ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.
Первые слова неустойчивы, часто надолго исчезают, заменяются другими словами, а затем вновь появляются. Для овладения новым словом необходима потребность в общении и достаточная практика в нем.
В период от одного года шести месяцев до одного года восьми месяцев наблюдается огромный качественный скачок в росте словаря. А.Р.Лурия связывал это с тем, что именно к этому возрасту ребенок усваивает определенную морфологию, что стимулирует его к собственному словотворчеству (Лурия, 1960; 245).
Исследователи отмечают, что к концу второго года жизни словарь детей достигает 200 – 400 слов, к концу третьего – 1000 слов, к концу четвертого года – 2000 слов.
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц (Гвоздев, 1961; 235).
Наибольшая интенсивность развития словаря приходится на период от двух до пяти лет, особенно в третий и четвертый годы жизни. К семи годам, то есть к моменту поступления в школу, словарный запас детей может колебаться в пределах от 1500 до 4000 слов. Большая разница в показателях объясняется не только особенностями развития ребенка, но и средой, в которой формируется его словарь: воспитание, условия жизни, достаточность речевого общения. При нормальном развитии у детей идет непрерывный процесс увеличения активного и пассивного словаря.
Д.Б. Эльконин указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря (Эльконин, 1978; 354).
В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 годам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов.
Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста чаще всего употребляют существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. Остальные части речи употребляются гораздо реже в связи с тем, что понятия о признаках предметов находятся в стадии формирования, поскольку у них еще не сформировано само ощущение признака.
Анализируя словарный запас речи детей в возрасте от шести до семи лет, можно выделить наиболее употребительные слова в речи детей: существительные — "мама", "мальчик", "девочка", "люди"; прилагательные — "маленький", "большой", "хороший", "плохой"; глаголы — "пойти", "говорить"; отмечается преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей.
Таким образом, речевое развитие ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего его жизненного пути. Развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность. Немаловажно отметить, что одной из основополагающий вещей, связанных с развитием речи ребенка является уровень его общения со взрослыми людьми. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом. Воспринимая новое слово, ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его. В период от одного года шести месяцев до одного года восьми месяцев наблюдается огромный качественный скачок в росте словаря ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
В данной статье содержится теоретический материал об особенностях развития звукопроизношения у детей в процессе их роста и развития; об особенностях артикуляционного аппарата, о том, какое положения з...
Развитие просодической стороны речи в онтогенезе
Развитие просодии и её компонентов на различных временных этапах жизни ребёнка....
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четко...
«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...
Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе у детей дошкольного возраста
Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения детьми дошкольного возраста звуковым строем русского языка изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова...