Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР Тема: Звуки [С], [С’]. Буква С
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие предназначено для обучение грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

Тема: Звуки [С], [С’]. Буква С

Цель: Обучение детей различать  звуки [с] [с’], знакомство с буквой  С.

Задачи:

  • Закрепить умение детей давать характеристику  звуков [с] [с’]
  • Формировать навык словообразования.
  • Закрепить навык составления предложений с предлогом С, Со.
  • Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать навык работы с предложением.
  • Продолжать учить выполнять звукослоговой анализ слов.
  • Продолжать учить контролировать автоматизирумые  звуки в речи.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки, схемы для звукослогового анализа, разрезные схемы предложения,  схемы для характеристики звука, фасоль.

 I. Организационный момент (стоя в кругу)

Логопед : Дети, какое сейчас время года? А  чем  можно заниматься зимой?- ( Можно кататься на санках, лыжах, коньках...)  

Зимних видов спорта очень много. Какие вы знаете? А вы знаете , что нужно спортсменам для тренировок и соревнований?

           

Что нужно Лыжнику ?– лыжи (полный ответ)

хоккеисту  - клюшка, шайба и коньки

фигуристу – коньки

сноубордисту – сноуборд

саночнику – санки

II. Сообщение темы занятия

Послушайте еще раз эти слова и скажите , какой звук встречается в каждом…

Спорт, санки, снег, сноуборд, хоккеист, фигурист (правильно-это звук [с].)

Сегодня мы вспомним звуки [с][с’] и научимся их различать.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Л: Произнесите  вместе звук  [с] : губы в улыбке. зубы сближены . Кончик языка за нижними зубами  холодный воздух идёт по центру языка; горлышко «не работает».Как вы думаете, это гласный или согласный звук. Каким цветом его обозначим?) (ответы детей). На что похож звук [с]? ( ответы детей). Расскажите всё о звуке  [с]- (согласный, глухой, твердый). У звука [с] есть друг. Как вы думаете, какой звук? (ответы детей). Произнесите звук [с’] : губы в улыбке , зубы сближены, кончик языка за нижними зубами. холодный воздух идёт по центру языка; горлышко  «не работает».  Расскажите всё о звуке  [с’]- (согласный, глухой, мягкий).

IV. Произношение  звука в звукокомплексах, слогах и слоговых сочетаниях.

 -Произнесите слоги  

 громко  ас-ос-ус-ыс

 с вопросительной интонацией  ос-ус-ыс-ас

 тихо  ся-сё-сю-си

  радостно       ся-сю-си-сё

Дети садятся за столы.

Звуковой сигнал (пришло письмо на электронный адрес)

Л:  вы, слышали, нам пришло электронное письмо.   (Включаем голос Снежного барса).

- Здравствуйте, Ребята, вы, уже слышали об Олимпийских играх в Сочи. Я как олимпийский талисман тоже должен отправится туда. Но никак не могу появиться на награждении спортсменов  без олимпийского пояса. Помогите мне собрать для него олимпийские кольца .

Л:

-  Поможем Снежному Барсу   собрать кольца на олимпийском поясе? Олимпийский пояс состоит из пяти колец. И чтобы собрать  кольца мы должны хорошо поработать  и выполнить задания. И только  за выполненные задания мы получим кольцо для пояса нашему Снежному Барсу.

Л: сейчас мы выполним задание, которое поможет нам заработать первое кольцо.

V. Произношение звука в словах.  Звуко-слоговой анализ слов.

1.  Игра «Синий - зелёный».

Если услышите  звук [с] – поднимите синюю фишку.   А если [сь] – поднимите  зелёную фишку.

са, со, ся, си, ас, се, сок, ананас, гусь, сын, сапоги, осень.

 Вспомните своё  слово  со звуком  [ с], со звуком [сь]

Молодцы, справились с заданием и первое олимпийское кольцо наше.

(1 кольцо) на экране

2.  Определение места звука в слове.

У Олимпийских талисманов есть дом,  в которой они живут.  У нас на экране тоже есть домик . Определите место звука [с ] в слове и распределите картинки.  Где   будет жить каждая картинка .

Молодцы,  вы справились с заданием и получаете ещё одно 2 кольцо.

3.  Звуко-слоговой  анализ.

Л: Нас ждет следующее задание. У вас на столе  есть   фишки  и картинка. Картинки у всех разные. Выложите с помощью фишек схему звукового состава слова.  ( дети выполняют задание).3 кольцо

 VI. Физминутка. 

«Песенка – зарядка» ,

музыка Василий Богатырёв, слова Вадим Жук .

  Мы хорошо поработали, и пришла пора  немного отдохнуть. Выходите из-за столов и вставайте в круг.

VII. Работа над  лексико-грамматическим строем речи.

Вы уже знаете, что у каждого слова есть  слова-родственники, похожие на это слово.

- Подберите, пожалуйста, родственные слова к слову  СНЕГ (на экране появляются картинки). Посмотрите на экран все слова мы назвали ?  Какая большая «семейка слов »  у нас получилась.

Посмотрите какие мы молодцы, ещё одно кольцо появилось на поясе .

 (4 кольцо)

VIII. Работа над связной речью.

1. Следующее задание называется «Нарисованное предложение». Ваши предложения рассыпались. Разложите предложение в правильном порядке (работа с раздаточным материалом). Прочитайте, что у вас получилось.  (контроль осанки,  звукопроизношения)

2.  У меня для вас такое задание попробуйте составить предложения по схеме о нашем герое. Его можно называть  Леопард или Снежный Барс.

- Предложение из двух слов ( появляется схема на экране).

- Предложение из трех слов (появляется схема на экране).

- Предложение из четырех слов ( появляется схема на экране).

IX. Знакомство с буквой.

- Вы уже знаете, что звуки мы слышим, а буквы видим и пишем.

Звуки [с][ сь] на письме, обозначаются буквой  С. Посмотрите на экран и подумайте  на что похожа буква С. ( ответы детей.)

- Выложите ,пожалуйста, букву С из фасолинок .

А если соединить две  половинки полукруга, мы получим  кольцо для нашего пояса.(5 кольцо)

X. Итог занятия.  

Наш олимпийский пояс готов. Теперь на нём есть все кольца. И наш олимпийский талисман может отправляться в Сочи.   Звучит Голос

Спасибо друзья! Вы мне очень помогли. Теперь я могу  ехать на олимпиаду. А для вас я приготовил  в подарок раскраски со мной и друзьями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

сочи

Слайд 6

сочи

Слайд 7

сочи

Слайд 9

сочи

Слайд 13

С

Слайд 14

сочи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок»       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...