Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО
статья по логопедии на тему
Описание материала: Предлагаю вам статью на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал будет полезен учителям - логопедам ДОУ. В данной статье описываются этапы работы совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publkatsii.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО».
Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 267», г.о. Самара
Описание материала: Предлагаю вам статью на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал будет полезен учителям - логопедам ДОУ. В данной статье описываются этапы работы совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ.
Статья на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО».
Пояснительная записка
В системе дошкольного образования произошли изменения: принят Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы, такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми и окружающим миром. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка.
Предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.
Актуальность данной темы обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Чтобы исправить данную ситуацию необходимо проводить определённую работу по проектированию совместной деятельности учителя-логопеда и родителей.
Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
Задачи:
- Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов;
- Ознакомление родителей с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи своего ребенка.
Участники проекта:
- Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада);
- Учитель-логопед, родители.
Ожидаемые от проекта результаты:
- Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
- Приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования;
- Родители используют материалы сайта по развитию речи;
- Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Содержание работы по проектированию совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО
Особые требования на современном этапе в работе с дошкольниками предъявляются к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.
Необходим поиск новых, инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные технологии. Одна из них - технология проектирования. Метод проектов помогает более эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников.
Можно выделить четыре этапа работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта:
- мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;
- концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;
- деятельностный — практическая реализация мероприятий;
- рефлексивно-диагностический — завершение процесса.
1. Мотивационный этап.
В начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания.
Ожидаемый результат: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.
2. Концептуальный этап.
Реализация системы мероприятий: проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.
Ожидаемый результат:
- развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя;
- совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию;
- формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
3. Деятельностный этап.
На данном этапе происходит практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов. Так же проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье, формируются предпосылки к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье, закрепляются умения у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания.
Перечень мероприятий: тематические консультации, семинары - практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования, работа с индивидуальными папками-тетрадями, электронная библиотечка для родителей.
Ожидаемый результат:
- подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми;
- обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям;
- применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях;
- выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя - логопеда и родителей;
- формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.
4. Рефлексивно-диагностический этап.
На данном этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
Выводы:
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сказать о том, что успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:
- Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье;
- повысить эффективность устранения речевых недостатков;
- активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей;
- достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.
Статья учителя - логопеда Шумал О.Н. на тему: "Совместная деятельность учителя - логопеда с родителями в рамках дошкольного логопункта" будет интересна родителям и учителям - логопедам....
Презентация консультации для родителей " Совместная деятельность учителя - логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет".
В презентации подобраны игры и игровые упражнения по развитию связной речи детей....
Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»
ull; В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...
Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»
Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и закрепляют знания и навыки, полученных ...
Теоретические основы проектирования профилактической деятельности учителя-логопеда
На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость профилактической работы по предупреждению речевых ...
Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей. «QR-код-новый образовательный инструмент в работе с родителями».
Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема применения новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. По мнению авторов важно понять и решить вопрос успешности педагогического взаимодействия дошкольн...
Консультация «Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию речевой деятельности воспитанников»
Совместная деятельность учителя -логопеда и родителейпо развитию речи....