Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО
статья по логопедии на тему

Описание материала: Предлагаю вам статью  на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте  ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал будет полезен учителям - логопедам ДОУ. В данной статье описываются этапы работы  совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publkatsii.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО».

Автор: Песоцкая Наталья Александровна, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 267», г.о. Самара

Описание материала: Предлагаю вам статью  на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте  ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал будет полезен учителям - логопедам ДОУ. В данной статье описываются этапы работы  совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ.

Статья на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО».

Пояснительная записка

В системе дошкольного образования произошли изменения: принят  Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования утверждает    основные  принципы,  такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми и окружающим миром. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка.

Предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.

Актуальность данной темы обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ  общеразвивающего вида.

Чтобы исправить данную ситуацию необходимо проводить определённую работу по проектированию совместной деятельности учителя-логопеда и родителей.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Задачи:

  • Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов; 
  • Ознакомление родителей  с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи  своего ребенка.

Участники проекта:

  • Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада);
  • Учитель-логопед, родители.

Ожидаемые от проекта результаты:

  • Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
  • Приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования;
  • Родители используют материалы сайта по развитию речи;
  • Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Содержание работы по проектированию совместной деятельности учителя – логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО

Особые требования на современном этапе в работе с дошкольниками  предъявляются к деятельности  учителя-логопеда, задачами  которого является сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.

Необходим поиск новых, инновационных технологий  в работе с дошкольниками, тесное  сотрудничество  с  родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные  технологии. Одна из них  -   технология проектирования. Метод проектов  помогает более эффективно  взаимодействовать с родителями воспитанников.

Можно выделить четыре этапа работы учителя-логопеда с родителями детей старшего  дошкольного возраста  с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта:

  • мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;
  • концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;
  • деятельностный — практическая реализация  мероприятий;
  • рефлексивно-диагностический — завершение процесса.

1. Мотивационный этап.

В начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах  в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания.

Ожидаемый результат: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

2. Концептуальный этап.

Реализация системы мероприятий: проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.

Ожидаемый результат:

  • развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя;
  • совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию;
  • формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

3. Деятельностный этап.

На данном этапе происходит практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов. Так же проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье, формируются предпосылки к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье, закрепляются умения у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания.

Перечень мероприятий: тематические консультации, семинары - практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования, работа с индивидуальными папками-тетрадями, электронная библиотечка для родителей.

Ожидаемый результат:

  • подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности  с детьми;
  • обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям;
  • применение знаний родителями при выполнении домашних  заданий, технологий, освоенных на практических занятиях;
  • выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя - логопеда и родителей;
  • формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.

4. Рефлексивно-диагностический этап.

На данном этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов,  принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или  ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.

Выводы:

 По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сказать о том, что успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями  является важным условием успешности коррекционного воздействия.

Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:

  • Обеспечить  непрерывность   коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации  и семье;
  • повысить эффективность  устранения речевых недостатков;
  • активизировать  и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей;
  • достичь  более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

Статья учителя - логопеда Шумал О.Н. на тему: "Совместная деятельность учителя - логопеда с родителями в рамках дошкольного логопункта" будет интересна родителям и учителям - логопедам....

Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»

ull;       В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»

Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и  закрепляют  знания и навыки, полученных ...

Теоретические основы проектирования профилактической деятельности учителя-логопеда

На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость профилактической работы по предупреждению речевых ...

Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей. «QR-код-новый образовательный инструмент в работе с родителями».

Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема применения новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. По мнению авторов важно понять и решить вопрос успешности педагогического взаимодействия дошкольн...