СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.
статья по логопедии по теме

Шумал Ольга Николаевна

Статья учителя - логопеда Шумал О.Н. на тему: "Совместная деятельность учителя - логопеда с родителями в рамках дошкольного логопункта" будет интересна родителям и учителям - логопедам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1597 структурное подразделение «Детский сад 326»

Статья на тему:

«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

В РАМКАХ

ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА».

Подготовила:

учитель – логопед

Шумал О.Н.

14.04.2014 г.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА.

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня,  готовящийся законопроект "Об образовании", Типовое положение о дошкольном учреждении  определяют  "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Одним из приоритетных направлений национального проекта "Наша школа" также  является именно работа с семьей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

 Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности  важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом,  актуальность   темы заключается в том что, современным родителям необходима  постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных  противоречий.  Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.

Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают  к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции.  Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

Изучение  путей разрешения данной проблемы позволило определить цель: поиск эффективных форм сотрудничества учителя-логопеда с родителями.

Нередко, даже опытные педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным? Как построить свою работу? )

Гипотеза: сотрудничество учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если будут обеспечены следующие условия: 

  • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
  • логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
  • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

Реализация поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялись посредством решения следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
  3. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
  4. Определить эффективность выбранных нами форм и методов работы с родителями

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к дальнейшему школьному обучению. Опыт показывает, что организовывая планомерную работу с родителями,  следует не только изучить ряд особенностей родителей воспитанников, уровень их педагогической наблюдательности, а также особенности внутрисемейных отношений, влияющих -  на личностные характеристики ребенка.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями был составлен план с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы и методы работы.

  1. Методы работы:

- анкетирование,

- индивидуальные беседы,

- индивидуально-практические занятия,

- консультации,

- совместное изготовление игр и пособий,

- семинары-практикумы.

         2. Формы работы:

- общие (групповые) родительские собрания,

- День открытых дверей,

- совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов.

- наглядная информация и печатные издания,

- участие в работе ПМП(к),

- педагогическая гостиная.

Подробнее остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, эффективных формах работы. 

  •   Самая распространенная форма и метод общения с родителями - беседа, ею пользуются все логопеды без исключения и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт.  В этом случае более приемлема методика  Вадима Артуровича Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями (Мне бы хотелось остановиться на этой методике подробнее): 1-й этап - называется "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Аналогичная поэтапная методика была разработана в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания и с успехом применяется многими логопедами.

  • Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей,  которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье,  об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Так, анализ результатов ознакомительного анкетирования, проведенного в детском саду позволил сделать следующие выводы:

10%-20%  (15%) - родителей  не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек.

44%-37% (40,5%) - выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы.

38%-37% (37,5%) -  родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.

8%-6% (7%) - достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны.

Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, появляются родители, которые проявляют якобы осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции,  сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

  • Проводимые групповые родительские собрания  в начале, середине и конце учебного года  помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.
  • Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации  - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что,  во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале,  убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе  вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.  «Учимся, играя», «Поговори со мною, мама», «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»;  «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать», «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе», «Леворукий ребенок»  и др. Работая на протяжении ряда лет, я систематизировала тематику статей в соответствии с планом работы с родителями в старшей и подготовительной группе,  и пополняю их по предложению и запросам родителей.  В работе с родителями также широко используются вспомогательные наглядные средства:  тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.
  • Фотовыставки «Мы расскажем вам о том, как мы весело живем!», «Моя семья» представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в группе. Выставка меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье.
  • Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации.  Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации  важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога.  Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др.  К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр.  Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях  родители могут делиться опытом друг с другом.
  • Индивидуально-практические  занятия  знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях.  На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.
  • Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы  «Такие простые игры», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.
  • На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются  фронтальные открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия я провожу 1 раза в год: во второй половине учебного года.  Перед занятием кратко знакомлю родителей с целями занятия и даю установку, на что нужно обратить внимание. После занятия провожу его анализ, даю рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.  Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, это дает возможность адекватно  и объективно оценить его возможности и способности.
  • Праздники и развлечения,  для участия в них привлекаются все родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Спектакли «Как Тигренок научился рычать»,  «Забавные посиделки», конкурсы чтецов по сказкам А.С.Пушкина - прекрасная возможность для детей продемонстрировать свои достижения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.
  • Во всех детских садах проводятся Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома,  над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении. Как правило,  родители не в полной мере пользуются предоставленной им возможности посещения занятий.

Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе,  занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.   Для дополнительной проработки иногда  домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.  Существует множество уже готовых логопедических тетрадей, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Жихарева – Норкина Ю.Б. и ряд других авторов  подготовили и  дали на вооружение многим логопедам прекрасные тетради для работы с детьми, имеющими как ФФН, так и Дислалию.  Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и  лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Прекрасные результаты дает использование карточек.  С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность.  С целью вовлечения родителей  в процесс подготовки к школьному обучению, был подготовлен сборник тестовых заданий «Готов ли ваш ребенок к школе?», он позволяет самим родителям к  концу года определить уровень подготовленности к школьному обучению. Родители с увлечением пользуются этим пособием, передавая друг другу. Задания красочны и доступны для детей.

Логопед обязан идти в ногу со временем. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

Использование всего многообразия  вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребенку.

В конце каждого учебного года, подводя итог коррекционно-педагогической работы и в целях дальнейшего совершенствования  сотрудничества с родителями, проводится анкетирование. Все родители 100% заинтересованы в совместной работе с логопедом, большинство родителей, 97% - удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 85% родителей считают наиболее эффективной формой работы - открытые групповые занятия,  99% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиями.  У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, и взаимоотношений в семье,   повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление,  помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании   детей. 

  Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества логопеда и родителей.

В заключение, хочу пожелать всем читающим статью: постоянно быть в поиске, открывать что-то новое в себе и в других, ошибаться и снова искать, мечтать и находить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Профессии".

Цели непрерывной образовательной деятельности:- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание,  «Общеречевые навыки», «Ручная моторик...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...

Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО

Описание материала: Предлагаю вам статью  на тему: «Проектирование совместной деятельности учителя - логопеда и родителей на логопедическом пункте  ДОУ в условиях ФГОС ДО». Данный материал б...

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Осень. Дары осени". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя Г...

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»

Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и  закрепляют  знания и навыки, полученных ...