Применение психогимнастики в НОД с детьми старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В статье "Применение психогимнастики в НОД с детьми старшего дошкольного возраста" раскрыто понятие психогимнастики, чему способствует применение данных упражнений, приведены конкретные примеры психогимнастических упражнений, используемые по некоторым лексичеким темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психогимнастика в ДОУ16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Применение психогимнастики в НОД с детьми старшего дошкольного возраста.

Психогимнастика в конкретном понимании – это гимнастика для психики, так как здесь задействованы такие психические процессы, как внимание, мышление и воображение. Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, развивает пластику движений, регулирует поведение, помогает концентрации внимания, активизирует работу мысли и воображения.

        Психогимнастика включает два момента: выражение психоэмоцианального и психофизического состояния. В первом случае дети учатся выражать свое эмоциональное состояние и отношения между людьми с помощью мимики и взгляда. Во втором случае совершенствуется общая и двигательная сфера – пластика и движения, сопровождаемые речью. В обоих случаях психогимнастика может влиять на самочувствие, настроение и активность ребенка.

        Умение выразить определенное чувство, настроение, сопереживание кому – либо, отношение к чему-либо – и все это является основой нравственного поведения. Эмоциональное развитие – фундамент нравственного воспитания.

        Психогимнасические упражнения можно проводить в любое время занятия: в начале, по ходу или в заключительной его части. Они снимают усталость, являясь эмоциональной разгрузкой, способствуют повышению интереса к занятию и могут служить переходным моментом между частями занятия. Фантазия ребенка беспредельна и неиссякаема, нужно лишь своевременно дать толчок для ее  развития и поддерживать интерес к такому виду самореализации.

        Психогимнасические упражнения провожу на фронтальных, подгрупповых занятиях по формированию лексико–грамматических категорий и развитию связной речи. Психогимнасические упражнения подбираю в соответствии с изучаемой лексической темой, приведу примеры:        

Тема: «Начало осени».

                Образные перевоплощения.

        Какой вы себе представляете Осень? Изобразите раннюю и позднюю Осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая. Поздняя Осень грустная, печальная, гонимая Зимой.

                        Действия с воображаемыми предметами.

Придумайте действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: уборка урожая, сбор фруктов.

        Обыгрывание ситуаций.

«Прогулка в лес».

Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику.

«Собираем грибы».

Мы по лесу шли – шли – шли, подосиновик нашли,

Положили в кузовок и дальше пошли.

Мы по лесу шли – шли – шли, белый гриб нашли…..

Тема: «Части тела».

Выражение эмоционального и психофизического состояния.

Покажите, каким разным может быть взгляд человека.

  • Насмешливый, печальный, добрый, злой, обиженный.
  • Изобразите человека, который несет тяжкий груз.
  • Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода.
  • Покажите свое состояние в холодный зимний день, в жаркий летний день.

        Передайте мимикой свое настроение, состояние, намерение и отношение к другому человеку:

приятно – неприятно                смел – труслив

сердит – добр                        болен – здоров                весел - печален

                Образные перевоплощения.

  • Покажите, как ходит великан среди лилипутов, лилипут среди великанов.
  • Изобразите охоту первобытных людей на мамонта.

Тема «Домашние птицы».

Выражение психоэмоционального и психофизического состояния.

  • Выразите состояние хозяйки, у которой пропали гуси.
  • Представьте себя заботливой хозяйкой и покажите, как она ухаживает за птицами.

Образно – пластическое творчество детей.

  • изобразите заботливого петуха;
  • сердитую гусыню;
  • суетливую курицу;
  • индюка, распушившего хвост.

Пластические этюды с использованием стихотворений.

Курица и коршун (один ребенок изображает сердитого коршуна, а логопед с детьми – курицу и цыплят).

Почему я хмур?

Я не вижу кур!

От меня их прячут.

Что все это значит?

Коршун тоже птица,

Надо ей кормиться.

Не могу я кашу есть,

 Это надо вам учесть.

        Таким образом, используя психогимнастику на логопедических занятиях, обеспечиваю доступ к информации различного рода,  помогаю овладеть системой знаний об окружающем мире.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию авторский проект – лэпбук на тему: «Царство Премудростей»....

Применение лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста(презентация)

Авторский проект – лэпбук на тему: «Царство Премудростей»....

Самообразование. Обобщение опыта работы по применению техники «Рисование шерстью» с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО 2017-2018 г.

       Данная техника разработана  автором О.А. Мишановой – членом Саратовской региональной общественной организации «Мастер декоративно-прикладного искусст...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

РМО «Применение ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в разных сферах деятельности крепко закрепилось в  части необходимой культуры и нормы.Владение ИКТ помогает- педагогу чувствовать ...

психогимнастики с детьми старшего дошкольного возраста

Психогимнастика. Старшая группа (5-6 лет)Игры: «Передача чувств»,  «Позови ласково», «Тёплый дождик», «Моя любимая игрушка», «Разноцветный бу...