Самообразование. Обобщение опыта работы по применению техники «Рисование шерстью» с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО 2017-2018 г.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Данная техника разработана автором О.А. Мишановой – членом Саратовской региональной общественной организации «Мастер декоративно-прикладного искусства», сюжетами которых являются животные, пейзажи, натюрморты. Создание таких картин не вызывает особого труда даже у тех, кто никогда не работал с шерстью.
Рисование шерстью – это один из видов художественно-продуктивной деятельности детей. Отличается от традиционного рисования в использовании совершенно особенного натурального материала – овечья шерсть, которую можно взять в руки и создавать прекрасные картины.
Создание картин из шерсти – это процесс послойного выкладывания изображения из прядей шерсти, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон шерсти - слой за слоем. Шерсть при этом ничем не приклеивается, по завершении работы просто прижимают стеклом к рамке.
Цель: создание условий для творческого освоения детьми старшего дошкольного возраста технологии изготовления картин из шерсти, гармонизировать эмоциональное состояние, повысить самооценку, расширить социокультурный художественный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание таких картин не вызывает особого труда даже у тех, кто никогда не работал с шерстью. | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по применению техники «Рисование шерстью» с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
И. Гёте
Введение в тему: одним из увлекательных и интересных направлений в декоративно-прикладном творчестве является работа с шерстью. Новомодное, казалось бы, увлечение – «шерстяная живопись» - имеет корни, уходящие в глубину веков. Ещё в незапамятные времена люди научились использовать шерсть животных себе во благо.
Тёплая, гигроскопичная, она защищала от холода. Из неё валяли одежду, обувь, головные уборы, кошмы. Для этого использовалась сначала шерсть диких животных, которую собирали наши предки, а затем домашнего скота - овец, коз, верблюдов. Со временем шерсть научились красить с помощью природных пигментов, а простые - валяные одежду и обувь, стали украшать цветным орнаментом, вышивкой.
Но тяга к прекрасному, и фантазия, побуждают человека экспериментировать со всем, чем он пользуется. Так и шерсть стала не только сырьём для изготовления таких необходимых вещей, как одежда, обувь, но и средством, позволяющим создавать настоящие картины, радующие глаз.
Меня увлекла техника изготовления картин из шерсти автора О.А. Мишановой мастера декоративно-прикладного искусства автора разработок мастер-классов по созданию картин из шерсти Саратовской региональной общественной организации «Мастера декоративно-прикладного искусства», сюжетами которых являются животные, пейзажи, натюрморты. Для педагогов и родителей я предлагаю применять и широко использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста технику «Рисование шерстью».
Актуальность использования техники «Рисование картин из шерсти»: ощущения нужны детям так же, как зрительные впечатления, ведь это один из способов познания мира для полноценного развития личности, они определяют то, как ребенок будет чувствовать себя в физическом и духовном плане. Работа с шерстью развивает тактильные ощущения, память, внимание, мелкую моторику, образное мышление и творческие способности. Учит ребёнка анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Работа с шерстью успокаивает и пробуждает творческое начало. Шерсть, которую так приятно держать в руках дарит ребенку уверенность, что мир вокруг него такой же теплый и добрый, и жить в нем уютно и безопасно. И главное – шерсть позволяет не бояться творить, помогает каждому наслаждаться процессом и радоваться результату своего творчества.
Особенности техники «Рисование картин из шерсти»
Данная техника разработана автором О.А. Мишановой – членом Саратовской региональной общественной организации «Мастер декоративно-прикладного искусства», сюжетами которых являются животные, пейзажи, натюрморты. Создание таких картин не вызывает особого труда даже у тех, кто никогда не работал с шерстью.
Создание картин из шерсти – это процесс послойного выкладывания изображения из прядей шерсти, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон шерсти - слой за слоем. Шерсть при этом ничем не приклеивается, по завершении работы просто прижимают стеклом к рамке.
Взяв шерсть в руки, с ней можно делать всё, что угодно – скручивать в жгутики, скатывать из неё шарики, стричь, вытягивать, распластывать. Она подобна глине или пластилину, её чувствуешь руками. Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, который способен заменить собой краски. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это мазок кистью. Технику рисования шерстью называют «шерстяная акварель», или «живопись шерстью». Для изготовления таких картин уметь рисовать совсем не обязательно, их можно создавать по образцу – картинке или фотографии. Можно не стараться в точности скопировать изображение, использовать его только как образец и источник вдохновения. Можно добавить или убрать какие-то детали на переднем плане, изменить фон картины, выбрав цвета и оттенки шерсти, наиболее подходящие в данном случае. Сюжетом для картин из шерсти могут быть пейзажи, натюрморты и. д. Особенно удачно получаются изображения животных: с помощью шерсти можно отлично передать пушистость, мягкость и густоту меха.
Ещё одно преимущество рисования шерстью – возможность переделать картину, если что-то не получилось. Всегда можно вернуться к предыдущим этапам процесса, чтобы исправить недостатки картины. Шерсть легко передвигается, можно снять слой и переложить в нужное место, поправить ножницами или пинцетом, добавить или убрать волокна шерсти.
Главное в этом деле - иметь большое желание сделать что-то своими руками.
Применяю технику «Рисование шерстью» в проведении НОД с детьми в старшем дошкольном возрасте. Интегрирую поставленные перед собой задачи с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в пяти образовательных областях. Согласно перспективного плана. Приложение 1.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование конструктивного взаимодействия ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами.
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения – выставок.
- Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Речевое развитие:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения
Познавательное развитие:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме)
- Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества
«живопись шерстью».
- Показать детям возможность создания картин из шерсти
Художественно-эстетическое развитие
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной изобразительной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству.
- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Приобщение детей к народному изобразительному искусству,
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
- Познакомить детей с техникой живописи «рисование шерстью»,
- Познакомить с технологией изготовления картины: этапами и основными приёмами работы с шерстью.
- Привлечь детей к знакомству с новым материалом – цветной шерстью, экспериментированию с ней.
- Мотивировать детей на совершенствование умений и навыков художественной деятельности и развитие эстетических представлений.
- Создавать образы, сюжеты, пейзажи в технике рисования шерстью.
- Развивать художественно - эстетическое восприятие, воображение, чувство цвета, ритма.
- Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
Совместная деятельность. Содержание.
Первый этап.
Подготовительный
Педагог знакомит детей с новым видом художественно-прикладным искусством – живописью из шерсти. Показывает детям картины художников-мастеров, выполненных в технике рисования шерстью, с разными сюжетами: пейзажи, натюрморты, животные, использует книжную литературу, презентации на интерактивном экране, образцы в натуральном виде. Таким образом формирует интерес детей к новой творческой работе, вовлекает в «волшебный мир цветной шерсти. Узнаёт у детей, какие впечатления на них оказали картины выполнены с помощью шерсти.
Далее педагог мотивирует детей к изготовлению картин. Можно подарить своим родным, изготовить картинку для украшения интерьера в детском саду или дома. Использует наглядный метод, словесный. Подбирает стихи, загадки для определённого образа на картине (о цветах, животных, природе). Знакомит с материалом и оборудованием.
Второй этап.
Изготовление картины
- Для создания картины из шерсти нужно взять свой рисунок или использовать понравившуюся картинку или фотографию. В процессе работы сверять работу с образцом.
- Создавать картину следует с заднего плана, начиная с фона – основы картины. Выкладывать шерсть тонкими прядями, делая плавные переходы цветов.
- После того, как выложен фон, сделать изображения переднего плана. Не забывать, что на заднем плане изображения предметов расплывчатые, не имеют чётких контуров. А на переднем плане изображения предметов чёткие, видны мелкие детали.
- Ещё одно необходимое действие – в процессе изготовления картины нужно прикладывать на неё стекло. Под стеклом шерсть прижимается, изображения немного сплющиваются. После того как прикладывается стекло, сразу становится видно, где не хватает шерсти, а где она лишняя. Это легко исправить - нужно приподнять стекло и добавить или убрать шерсть.
- Чтобы обнаружить недочёты, нужно поставить картину и посмотреть на неё с некоторого расстояния. Издалека можно увидеть, правильно ли соблюдены пропорции, достаточно ли проработаны детали изображений.
- После завершения работы накрыть картину стеклом, срезать лишнюю шерсть по бокам картины и оформить в рамку.
Приёмы работы
Вытягивание: вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной
руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.
Щипание: метод «щипания» шерсти реализуется так: берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно СГИБ ленты,
а пальцами другой руки частыми и быстрыми движениями щипаем поверхностные волокна ленты. В руках образуется пушистый комочек, который выкладывается на определенное место.
Настригание: прядь шерсти стрижется достаточно тонко и получившиеся волокна укладываем пинцетом на картину.
Скручивание: вытягиваем из гребенной ленты длинные пряди шерсти и закручиваем нить между ладонями, либо закручивать нить, прижимая прядь к столу.
Скатывание в шарики: отделяем тонкую прядь шерсти и скручиваем в тугой клубок.
Нарезание: над листом бумаги нарезать прядь шерсти на очень короткие отрезки.
Смешивание цветов: прядки шерсти разных цветов собрать. А затем вытягивать одной рукой и перекладывать их несколько раз пока не получится необходимый цвет
Необходимые материалы:
1. рамка (для готовой картины);
2. шерсть (гребенная лента разных цветов);
3. ножницы (безопасные с тупыми концами);
4. пинцеты (безопасные пластмассовые);
5.флизелин, фланель или фетр (в качестве подложки).
С целью безопасности в работе с детьми дошкольного возраста специальные иглы не используются Для естественного сваливания шерсти (скрепления слоев между собой) в процессе выкладывания картины, ее необходимо прихлопывать ладонью.
Технология изготовления картины
Котик
Шаг 1. Фон
На основу накладываем подложку - флизелин, фетр и пр. Он призван «удерживать» на себе волокна шерсти. Рабочая поверхность готова!
На подготовленную поверхность выкладываем шерсть, равномерно заполняя всю площадь в любом направлении, вытягивая волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей. Этот метод работы с шерстью называется «вытягиванием». Вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.
Шаг 2. Голова
Отделите толстую прядь (или несколько) длиной около 15 см. Сложите форму, похожую на круг спрятав концы пряди назад
Шаг 3. Лапки
Отделите прядь длиной около 10 см и сложите её пополам.
Шаг 4 Грудка
Грудка выполняется по такому же принципу как голова. Только вам понадобится прядь большего размера.
Шаг 5. Хвостик
Отделите прядь длиной около10 см. Закрутите верхний кончик
Шаг 6. Ушки
Отделите толстую прядь длиной около 10 см., закрутите кончики с двух сторон, разрежьте полученную заготовку пополам
Шаг 7. Детали
Дополняем работу деталями: глазки носик, ротик, усы.
Обрежьте лишнюю шерсть вокруг рамки. Вставьте картину в рамку и готово!
Немного усидчивости, фантазии, творчества и наслаждайся красотой!!!
Посмотри, как мир хорош!
В нем, что только не найдешь:
Медвежонка и щенка,
И овечку и кота.
Мир родной и близкий,
Мягкий и пушистый
Приложение 1
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего
дошкольного возраста в технике «Рисования шерстью
№ | Период | Тема занятия | Цель. Задачи | Приёмы и способ изготовления | Литература |
1 | Сентябрь | Введение: История валяния, виды валяния Шерсть для валяния Картина «Котёнок» «Сиамская кошка» | Познакомить с видом народного промысла: валяние шерсти «фелтинг» Заинтересовать детей техникой валяния. Показать приёмы работы с шерстью | Рассказ о технике валяния. Показ презентации. Рассамтривание готовых работ | «Картины из шерсти мир животных» О. Мишанова Изд.: Феникс 2016г. |
2 | Октябрь | Картина Щенок породы «Бернский зенненхунд» «Щенок породы Бассет» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы Развивать фантазию | Вытягивани, щипание, нарезаниение смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти мир животных» Мишанова О. Изд.: Феникс 2016г. |
3 | Ноябрь | Картина «Волк» «Мышонок» «Оленёнок» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Воспитывать аккуратность в работе | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти мир животных» Мишанова О. Изд.: Феникс 2016г. |
4 | Декабрь | Картина «Лемур Лори» «Ёжик» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Учить детей доводить начатую работу до конца. | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти мир животных» Мишанова О. Изд.: Феникс 2016г. |
5 | Январь | Картина «Снегири» «Хозяин зимнего леса» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Учить детей доводить начатую работу до конца. | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти» О. Мишанова Изд.: Феникс, 2015г |
6 | Февраль | Картина «Зачарованное озеро» «Родной край» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Учить детей доводить начатую работу до конца. | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти» О. Мишанова Изд.: Феникс, 2015г. |
7 | Март | Картина «Цветы на натюрмортах» «Цветы на пейзажах» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Учить детей доводить начатую работу до конца. | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | Мой Маккей Изд.: «Контент», 2014г. |
8 | Апрель | Картина «Васильки» «Маки» | Изготовить картину. Упражнять в приёмах работы. Учить детей доводить начатую работу до конца. | вытягивание, щипание, нарезание, смешивание цветов, скатывание, скручивание | «Картины из шерсти» О. Мишанова Изд.: Феникс, 2015г. |
9 | Май | Выставка работ (итоговая) | Показать продукт, чему научились дети |
Литература:
- «Картины из шерсти. Мир животных» О.А. Мишанова Ростов - на – Дону «Феникс» 2016
- «Картины из шерсти» 2-е издание О.А. Мишанова Ростов - на – Дону «Феникс» 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»
Представленный опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...
Годовой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста 2019 - 2020 уч. год
Годовой проект«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»Занятия с детьми старшего дошкольного возрастаАвтор:Лазутина Наталья Анатольевна – воспитательг. Москва, г. Московский20...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к миру природы".
Обобщение опыта работы...
Обобщение опыта работы. Выступление на педсовете "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство с формированием финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленьк...