Личностно-ориентированные технологии в коррекционной работе с детьми по развитию речи
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Многие дети с нарушением речи стесняются своего речевого дефекта, что накладывает отпечаток на формирование личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, свобода речевого поведения. Тоже можно сказать и о коммуникативной компетентности и умении решать проблемные ситуации, поскольку дети с речевыми нарушениями часто избегают общения со сверстниками и взрослыми, предпочитают уходить от затруднительных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyh_tehnologii.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированных технологии
в коррекционной работе с детьми по развитию речи
Многие дети с нарушением речи стесняются своего речевого дефекта, что накладывает отпечаток на формирование личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, свобода речевого поведения. Тоже можно сказать и о коммуникативной компетентности и умении решать проблемные ситуации, поскольку дети с речевыми нарушениями часто избегают общения со сверстниками и взрослыми, предпочитают уходить от затруднительных ситуаций.
Решением данной проблемы может стать использование личностно-ориентированные технологий на коррекционно-логопедических занятиях. Причем, особую роль отвести технологии проблемного обучения.
Личностно-ориентированные образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Личностно-ориентированный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Он предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспешности в обучении и отклонений в поведении.
Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.
Для успешного применения проблемного обучения можно выделить основные психологические условия:
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для детей.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Важной информацией, позволяющей строить коррекционную работу, ориентируясь на индивидуальность детей, является перечень данных о физиологических, эмоциональных и личностных особенностях каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района Санкт-ПетербургаОнегова Татьяна Леонидовна...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Презентация к мастер - классу для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»
Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...