Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov_r_i_r.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

                    Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»

          Задачи:
          1. Продолжать автоматизировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях.
          2. Продолжать учить дифференцировать звуки Р и Рь в собственной речи и на слух.
          3. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
          4. Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ.
          5. Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других.
          6. Закреплять навыки чтения.
          7. Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные.
          8. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом.
          9. Воспитывать самоконтроль за речью. 

          Оборудование:

          1. Изображения девочки и мальчика.
          2. Изображения елок.
          3. Фишки синего и зеленого цвета
          4. Карточки с буквами.

          Организация:
          Сидя за столом, перед зеркалом.

          Ход занятия:

          I. Орг. момент. Сообщение темы занятия.

          – Какое сейчас время года? (осень)
          – Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
          – Какой праздник был в октябре? (День учителя)
          – Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Днем учителя. Вместе с героями мы научимся различать звуки Р и Рь.
          
II. Артикуляционная гимнастика.
          – Рома и Рита пошли кататься на велосипедах с горы. Сели на велосипеды и помчались вниз. Подул сильный ветер, подхватил велосипеды и понес их по воздуху. Когда ветер стих, ребята опустились на полянку в лесу. Дети были рады оказаться на земле и 
улыбнулись. С одной стороны поляны стоял заборчик. Около забора лежала лопатка. Мимо детей проскакала лошадка. На ветке куста дети увидели грибок. Рядом с кустом стоял сундук, Рома и Рита открыли его и увидели: гармошку, барабан, балалайку.
          – Как назвать одним словом? (музыкальные инструменты)
          
III. Дифференциация изолированного звука.
          – Дети взяли музыкальные инструменты, начали играть и петь.
          – В имени «Рома» назовите первый звук? (Р)
          – Он твердый или мягкий? (твердый) Рома пел песенку твердого звука Р (произносим по очереди «РРРР»)
          – Назовите первый звук в имени девочки (Рь). Какой он? (мягкий)
          – Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»
          
IV. Характеристика звука.
          – В каком положении губы? Где находится язык?
          – Что происходит с голосом? (работает)
          – Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)
          – Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)
          – Договори за мной предложение: звуки мы... (слышим) и (произносим). Буквы мы (пишем) и (видим).
          – У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.

          
V. Выделение звуков Р и Рь в слогах.
          – На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком Р, хлопните в ладоши. (тоже со звуком Рь)
          
VI. Выделение звуков Р и Рь в словах.
          – На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове «Р» – положите на белый кружок – синий, если в слове «Рь» – зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа)
          – А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).
          
VII. Дифференциация звуков Р и Рь в слогах и в словах.
          – Рита и Рома пошли дальше. Кругом лежат пожелтевшие листья,  видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком Р, Рита по пенькам со звуком Рь. Прочитайте слоги.
       
VIII. Слоговой анализ.

          – Дети надели перчатки и стали играть с мячами. Рома бросил столько раз мяч, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько раз мяч бросил Рома?
          А Рита бросила столько раз, сколько слогов в слове горох. Сколько?
          Ι
X. Физкультминутка.
          – Давай и мы поиграем в мяч.

Мы с комочками играем, 
Очень ловко вверх кидаем. 
Опускаем дружно вниз. 
Наклоняйся, не ленись. 
Вправо – влево, 
Вверх и вниз, назад – вперед, 
Говорим наоборот. 
Далеко (а наоборот) близко, 
Высоко – низко. 
Мы с комочками играли 
И слова мы повторяли.


          
X. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.
          – Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным.
          – Из чего баба Варвара сварила варенье? (Баба Варвара сварила варенье из персиков).
          – Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.
          
XI. Домашнее задание.
          – Баба Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона)
          Ворон в черных сапогах,
          В позолоченных серьгах.
          Сидит ворон на дубу,
          Он играет во трубу,
          Труба точеная, позолоченная.
          
XII. Итог.
          – Какие звуки научились различать?
          – Что понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой

Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...