Формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста.
материал по коррекционной педагогике на тему

Курьез Оксана Ивановна

Основные моменты при работе с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ponimaniya_rechi.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста.

Одним из самых приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда широко обсуждалась и вызывала дискуссии как в медицинских, так и в педагогических научных кругах (в первую очередь среди специальных педагогов), так как именно в раннем возрасте нередко начинают формироваться различные аномалии развития. А раннее начало коррекционно-развивающей работы позволяет максимально использовать компенсаторные возможности детского организма: пластичность мозга, чувствительность к стимуляции психического и речевого развития, способность к компенсации нарушенных функций. Наиболее подробно эти вопросы освещены в исследованиях Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,  Е.А. Екжановой, Ю.А. Разенковой, Е.А. Стребелевой  и др.

Известно, что формирование психических функций очень тесно связано с развитием языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. И наоборот, процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от формирования различных видов деятельности ребенка, его восприятия и мышления.

Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является основой возникновения первых слов и элементарных фраз. Поэтому я придерживаюсь следующих направлений коррекционной работы:

1. расширение объема понимания обращенной к ребенку речи;

2. стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной и собственно речевой активности;

3. сенсорное развитие детей;

4. развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

Вышеперечисленные направления взаимосвязаны, и в процессе выполнения работы по развитию понимания речи необходимо одновременно проводить работу и по стимуляции речевой активности и по формированию манипулятивных, предметных и предметно-игровых навыков.

   В своей работе я  активно использую два методических комплекта:

1. «Как научить малыша говорить» Приходько О. Г., Юговой О. В.

2. «Развивайся малыш!» Закревской О. В.

А также разнообразный дидактический материал.

Формирование понимания звучащей речи и стимуляцию речевой и психической активности  я провожу поэтапно, в зависимости от уровня развития речи, познавательной деятельности ребенка, т.к коррекционное воздействие должно соответствовать не фактическому возрасту ребенка, а актуальному уровню его развития 

Процесс этот можно представить следующим образом:

1. Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.

2. Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте их показ по просьбе взрослого,

3. Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама? Где папа? Где баба? Где деда? Где сестричка? и т.д.).

4. Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения, с целью установления связи слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом.

5. Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (дo свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на\ возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.

6. Запоминание и показ частей лица и тела (у куклы, у себя, у взрослого).

7. Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.  

8. Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).

9. Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках  (со 2 года жизни).

 Данную работу я провожу поэтапно:

  • прежде всего я  убеждаюсь в том, что малыш знает и правильно показывает называемые предметы и игрушки (при выборе из двух, а потом и более предметов)
  •  Второй шаг: научить узнавать и находить изображения знакомых предметов  по вопросам (Где чашка?) и по просьбе (Дай куклу; Найди мишку).
  •  Третий шаг: демонстрирую ребенку картинку и  четко, с выделением ударного слога, проговариваю: Посмотри, это машина. Машина гудит: би-би. Покажи, где машина. Где би-би? Если ребенок затрудняется, нужно ему помочь. Направляя руку ребенка,  дотрагиваюсь до картинки и назваю изображенный предмет: Вот машина би-би! На, возьми машину! Постепенно число картинок увеличивается.
  • Четвертый шаг: научить ребенка сопоставлять картинку и игрушку, положив картинку  рядом с самим предметом. При сопоставлении картинки и игрушки их надо обязательно показывать ребенку одновременно, называя предмет, действие или задавая вопрос: Это собака. Она лает: «Ав-ав». Посмотри, это тоже собака. Кто это? Как она лает?
  • Пятый шаг: учить ребенка узнавать и по просьбе взрослого показывать или протягивать картинку  с изображением предмета или игрушки, не сравнивая с реальным предметом. Для этого следует положить перед ребенком две картинки, назвать предмет и попросить малыша показать ту, на которой он изображен: Где мячик? Оп-па! Вот он!
  • Шестой шаг: учить ребенка находить парные картинки.
  • Седьмой шаг:  учить ребенка находить парные картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам: две разные собачки.

10. Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками). Например,  Это дудочка. Я сыграю на дудочке: ду-ду. Ты сыграй на дудочке. Мы играем на дудочке.

11. Выполнение   различных  действий   с   предметами   по инструкции взрослого (односоставная инструкция). Сними колечко со стержня. Надень колечко.

12. Работа с  сюжетными картинками, отображающими различные действия.

При этом нужно обращать внимание малыша не столько на предмет или объект, сколько на изображение  действий. Рассматривая с ребенком картинки,  необходимо учить его описывать все, что он видит. Хочется привести примеры простых предложений, которые сможет запомнить ребенок:

Катя кач-кач.            (Девочка качается на качелях.)

Вова бам-бам-бам.    (Мальчик играет на барабане.)

Аня и ко-ко.                

Ко-ко ам-ам.              (Девочка кормит курочку.)

Мама и ляля.

Ляля кач-кач.            (Мама везет малыша в коляске.)

Детей  обучаю понимать а затем и употреблять в активной речи различные глаголы. При этом можно использовать сюжетные картинки, где изображены:

  • один предмет и разные действия (Мишка идет, сидит, спит, ест);
  • разные предметы и одинаковые действия  (заяц кушает, кукла кушает, мишка кушает, Собака кушает;
  • разные предметы и разные действия (девочка катит лялю, зайка спит).

13. Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности – обучение умениям различать цвет, величину и форму изображенных предметов. (с 1г. и 9 мес.)

  • Сначала ребенка учу на основе словесной инструкции сравнивать признаки (дай такой же, такой, не такой) с активным использованием мимики, интонации, жестов. Например, два  красных мяча: большой и маленький, говоря о большом мяче, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести: О-о! Какой большой! Описывая маленький мяч, указательным и большим пальцами можно показать: «маленький», голос при этом должен быть тонким и тихим, выражение лица ласковым.
  •  Формирование умения выделять признаки предметов (дай красный, , покажи маленький)
  • Выделять много, мало, один предмет  (где много шариков?, где мало шариков)
  • Составление разрезных картинок из 2-х и более частей (по возможностям ребенка)
  • Называние признаков предметов. Вербальное сопровождение при этом должно быть предельно четким. Например:       

Эта девочка большая, а эта маленькая. Покажи большую девочку.                                    

Эта собачка большая, а эта маленькая. Покажи маленькую собачку.

Мальчики бегут. Покажи, где большой мальчик, а где маленький.

14. Формирование у ребенка понимания простейших причинно-следственных связей и отношений (Ребенок держит чашку в руках. Ребенок разбил чашку; Девочка едет на самокате. Девочка упала с самоката) ( с 2-2.5 лет)

 15. Освоение детьми собирательных существительных (одежда, посуда, еда и др.). Постепенно ребенка обучаю группировать предметные картинки, т. е. обобщать и классифицировать. Это удобно делать, ориентируясь на функциональное назначение предметов (Во что играют дети? Что люди надевают?)

16. В период работы по развитию понимания речи происходит развитие экспрессивной речи через:

  • Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
  • Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных, птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
  • Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
  • Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
  • Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа ( Пр: «Дай пить»)

 

При обучении ребенка я использую различные игры-упражнения:

  • игра «Кто это?» («Что это?»): ребенок узнаёт изображения предметов или игрушек на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик); используя звукоподражания, называет их (у-у, а-а, ту-ту);
  • игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из двух-трех картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание (Кто ушел? Уа-уа! (кукла); Что улетело? У-у-у! (самолет); Кто убежал? Мяу-мяу! (кот));      
  • игра «Спрячь кошку, корову, лялю и др.»: взрослый просит ребенка закрыть ладошкой картинку с указанным изображением;
  • игра «Кто позвал?»: взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку;
  • игра «Кто еще пришел?»: взрослый добавляет одну картинку к двум-трем, после того как ребенок закроет глаза, и просит сказать, кто пришел

Рекомендации воспитателям:

  • Педагогическая работа с детьми должна проводится только наглядно, путем показа игрушек, картинок, чтобы установить связь в сознании между словом и предметом (нужно держать картинку на уровне губ взрослого- ребенок обращает внимание на артикуляция губ).
  • Больше говорите с детьми,  многократно озвучивая все действия, комментируя окружающее (фразу «Пойдем мыть руки», можно заменить на «Вымоем руки; Сейчас мы пойдем мыть руки; Перед едой нужно помыть руки»).
  • Слова произносите  четко, с выделением ударного слога.
  • Необходимо делать паузы, чтобы дети тоже пытались произносить услышанные звуки и слова.
  • Не нужно называть сразу много новых слов.
  • Необходимо моделировать ситуации, когда ребенок не может достать предмет, но в нем нуждается.

Таким образом,  по вышеперечисленному алгоритму я организую работу по формированию понимания речи и стимуляции речевой и психической активности у детей раннего возраста,   стараясь создать благоприятные условия, стимулирующие моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени  речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности у детей раннего возраста.

Как заставить молчуна заговорить? Предлагаемые приемы помогут родителям неговорящих детей добиться от них активных "высказываний" в естественной домашней обстановке....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Стимуляция речевой активности у детей раннего возраста

практические советы родителям, направленные на стимуляцию речи детей раннего возраста...

формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста

формирование понимания речи и стимуляция речевой и психической активности у детей раннего возраста...

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речевой активности у детей раннего возраста

В данной работе раскрывается вопрос о взаимосвязи развития мелкой мотрики рук и развитии речи детей....