Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
статья по логопедии на тему
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний. В начальной школе ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. В современной литературе нарушение чтения обозначают термином «дислексия ». Согласно которому «дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении ( Р.И. Лалаева ).
Актуальная проблема состоит в том, что в настоящее время не достаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушения чтения, его профилактика, выявление дефекта и устранение.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основной фундамент личности ребенка. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, У них часто встречаются нарушения устной речи. У таких детей формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах, у него снижается эмоциональная отзывчивость возникает частые конфликты с учителями. Также у детей наблюдаются трудности в ориентировки в пространственных явлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности в воспроизведения заданной формы.
Проблемой нарушения чтения учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как наиболее актуальных в логопедии. Тем не менее, до сих пор существуют различные точки зрения на природу и механизм этого нарушения, а соответственно, и пути его преодоления.
Для обследования устной речи младших школьников должны применятся традиционные логопедические методики, направленные на изучение устной речи. Диагностироваться фонетико-фонематические стороны речи, лексико-грамматическое оформление высказывания, программирование связного речевого высказывания. При обследовании устной речи необходимо выявить также, нет ли у детей задержки моторных функций (охотно ли рисует, штрихует, лепит, манипулирует с мелкими предметами, деталями, как застегивает пуговицы и завязывает шнурки); взять на заметку расторможенных и медлительных, пассивных, леворуких, со смешанной доминантой и с нарушением речеслуховой памяти.
Основываясь на результатах проведенного обследования детей, логопед должен определить причины и механизм нарушения чтения и в соответствии с этим строить коррекционную работу, уделяя в одних случаях больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других — коррекции зрительного восприятия, в третьих — развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.
В работе по устранении дислексии у детей нужно строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Многие логопеды и учителя при коррекции данного нарушения используют хоровое, «жужжащее», шепотное, соприженное, отраженное, самостоятельное и другие методы чтения. На уроках нужно широко использовать различный наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Формирование навыка чтения происходит в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Таким образом, коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста окажется эффективной, если логопедическая работа будет включать системную, психолого-педагогическую и логопедическую диагностику, позволяющую контролировать степень коррекции нарушений процессов чтения у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Балагутдинова Э.Р.
Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний. В начальной школе ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. В современной литературе нарушение чтения обозначают термином «дислексия ». Согласно которому «дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении ( Р.И. Лалаева ).
Актуальная проблема состоит в том, что в настоящее время не достаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушения чтения, его профилактика, выявление дефекта и устранение.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основной фундамент личности ребенка. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, У них часто встречаются нарушения устной речи. У таких детей формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах, у него снижается эмоциональная отзывчивость возникает частые конфликты с учителями. Также у детей наблюдаются трудности в ориентировки в пространственных явлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности в воспроизведения заданной формы.
Проблемой нарушения чтения учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как наиболее актуальных в логопедии. Тем не менее, до сих пор существуют различные точки зрения на природу и механизм этого нарушения, а соответственно, и пути его преодоления.
Для обследования устной речи младших школьников должны применятся традиционные логопедические методики, направленные на изучение устной речи. Диагностироваться фонетико-фонематические стороны речи, лексико-грамматическое оформление высказывания, программирование связного речевого высказывания. При обследовании устной речи необходимо выявить также, нет ли у детей задержки моторных функций (охотно ли рисует, штрихует, лепит, манипулирует с мелкими предметами, деталями, как застегивает пуговицы и завязывает шнурки); взять на заметку расторможенных и медлительных, пассивных, леворуких, со смешанной доминантой и с нарушением речеслуховой памяти.
Основываясь на результатах проведенного обследования детей, логопед должен определить причины и механизм нарушения чтения и в соответствии с этим строить коррекционную работу, уделяя в одних случаях больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других — коррекции зрительного восприятия, в третьих — развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.
В работе по устранении дислексии у детей нужно строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Многие логопеды и учителя при коррекции данного нарушения используют хоровое, «жужжащее», шепотное, соприженное, отраженное, самостоятельное и другие методы чтения. На уроках нужно широко использовать различный наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Формирование навыка чтения происходит в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Таким образом, коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста окажется эффективной, если логопедическая работа будет включать системную, психолого-педагогическую и логопедическую диагностику, позволяющую контролировать степень коррекции нарушений процессов чтения у детей младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30874.jpg)
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/13/picture-930514-1497363626.jpg)
Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/13/picture-1136868-1555158534.jpg)
Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонематических процессов у детей 5-6 ле тна базе психоневрологического-диспансера
Работу можно использовать как консультативный материал, для воспитателей логопедических групп...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824058-1475421150.png)
Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/23/picture-851010-1727098742.jpg)
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/26/picture-1349298-1632647781.jpg)
Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.Под п...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/26/picture-1514148-1708961936.jpg)
Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями
Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...