Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематических, лексико-грамматических навыков, а также навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад с № 17 комбинированного вида
Конспект
комплексного подгруппового логопедического занятия
с детьми старшей группы компенсирующей направленности № 1
(с использованием опорных схем)
Тема:
«Зимние забавы»
Разработала:
учитель – логопед
Гладышева И. В.
г.Лысково
2014
Цель: совершенствование фонетико-фонематических, лексико-грамматических навыков, а также навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.
Задачи
I. Коррекционно-обучающие.
Уточнить артикуляцию звука [зь]. Закрепить чёткое изолированное произнесение звука.
Закрепить умение определять наличие звука [зь] в словах.
Упражнять в умении называть первые звуки слов – названий предметов зимнего инвентаря.
Обобщить имеющиеся у детей знания о зиме и зимних развлечениях.
Активизировать предметный и глагольный словарь путём называния предметов зимнего инвентаря и действий с ними.
Закреплять навык составления предложений с опорой на карточки-схемы с последующим объединением их в связный рассказ о зимних забавах.
Активизировать в самостоятельной речи детей предлог «на».
II. Коррекционно-развивающие.
Развивать:
-фонематическое восприятие;
-речевое дыхание;
-слуховое внимание;
-артикуляционную моторику;
-общую моторику;
-логическое мышление;
-память.
III. Воспитательные.
Воспитывать стремление чаще бывать на свежем воздухе. Прививать такие качества, как доброжелательность, дружелюбие, желание помочь друг другу.
Оборудование
Бумажные снежинки (по кол-ву детей); предметные картинки: снеговик, санки, лыжи, самокат; индивидуальные зеркала (по кол-ву детей); сундучок (или коробочка); карточки-схемы: снежинки, дети, снеговик, снежки, горка, санки, лыжи, коньки, улыбки детей.
Предварительная работа
Изучение лексических тем: «Зима. Признаки зимы», «Зимние забавы».
Наблюдения на прогулке за подвижными играми других детей на участках.
Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».
Обмен личным опытом детей. Рассказывание на тему: «Мои любимые зимние развлечения».
Чтение художественной литературы:
И.Демьянов «Снежная баба»
В.Шварц «Работница»
Условные обозначения:
- - задания высокого уровня сложности;
- задания среднего и низкого уровней сложности.
Ход занятия
1.Оргмомент.
-Ребята! Сегодня нам в детский сад позвонили дети из Африки и попросили помочь им отгадать загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
-Как вы думаете, почему дети из Африки не смогли отгадать загадку?
Ответы детей.
-Какие основные признаки зимы вы можете назвать? (ответы детей)
Логопед обращает внимание детей на лежащие на ковре снежинки.
-Ой, посмотрите, ребята, сколько снежинок нам надуло в окошко! Давайте изобразим снегопад: возьмём в руки снежинки и подуем на них так, чтобы не надувались щёки, губы вытянем трубочкой. Сначала дуем тихо (слабый снегопад). Теперь дуем сильно (сильный снегопад).
Сообщение темы.
-А когда на улице много снега, что можно делать? (ответы детей). Я предлагаю вам, ребята, сегодня поговорить о зимних развлечениях и даже составить о них рассказ, который потом я отошлю в письме в Африку, чтобы африканские дети знали о том, во что мы можем играть зимой на улице.
Дети садятся за столы.
2.Актуализация знаний детей о зимних забавах.
2.1.Нахождение лишней картинки с мотивированием выбора. Развитие логического мышления.
Санки, снеговик, самокат, лыжи.
2.2.Игра «Да – нет». Развитие слухового внимания.
Зимой можно:
ездить на велосипеде, кататься на лыжах, прокатиться на санках, лепить снеговика, купаться в речке, играть в снежки, строить горку, загорать на солнце, пускать кораблики, кататься на коньках, ездить на самокате, строить ледяную крепость, играть в хоккей, играть в футбол, рисовать мелками на асфальте.
-Что можно делать зимой? (1-2 ребёнка)
-Что нельзя делать зимой? (1-2 ребёнка)
3.Уточнение артикуляции звука [зь]. Развитие артикуляционной моторики (работа с индивидуальными зеркалами).
-Ребята! Какой звук первый в словах «зима», «зимние»? ([зь])
-Давайте вспомним, что делают наши губы, язычок, когда мы произносим звук [зь].
Дети берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.
Упражнение для губ «Заборчик». Растянем губы в тоненькую улыбку (4-5 раз).
Упражнения для языка:
«Горка» (5 раз)
«Почистим нижние зубки».
-Помните, ребята, что, для того чтобы правильно произнести звук [зь], нужно сильно улыбнуться, язычок опустить вниз за нижние зубки и вспомнить, как поёт маленький комарик: «зь зь зь…» (дети выполняют).
Логопед контролирует правильность произнесения звука детьми.
4.Развитие фонематического восприятия.
4.1.Игра «Поймай звук [зь]»
(дети хлопают, когда слышат слово со звуком [зь]).
Словарный материал: зима, домик, земля, Зина, роза, весна, дерево, корзина, земляника, колесо, зяблик, моряк, снежинка, резина, варежка, газета.
4.2.Игра «Назови первый звук»
Учитель-логопед:
-Ребята! Я назову предмет для зимней забавы, а вы – первый звук этого слова.
Словарный материал: санки, ледянка, коньки, лыжи, горка, снеговик, снежки, шайба, клюшка.
5.Развитие общей моторики. Логоритмическое упражнение «Мы зимой в снежки играем…»
-А теперь предлагаю вам отдохнуть!
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы!!!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
6.Составление коллективного рассказа о зимних развлечениях.
-Ребята, вы помните, почему мы сегодня говорим о зимних забавах? (ответы детей). Сейчас мы все вместе попробуем составить рассказ о зимних развлечениях. А помогут нам карточки-помощницы. Будем доставать их из сундучка.
Логопед подходит к одному из детей и просит достать карточку. Ребёнок достаёт карточку и составляет по ней предложение. Если ребёнок затрудняется, то логопед помогает ему наводящими вопросами. После ответа карточка выставляется на доску.
6 карточек:
1.Снежинки. Зимой часто идёт снег. (Зимой на улице много снега.)
2.Дети. Дети выходят на улицу. (Дети много времени проводят на свежем воздухе.)
3.Снеговик. Они лепят снеговика из снега, украшают его бусами, пуговками.
4.Снежки. Дети катают снежки и играют ими. (Ребята кидаются снежками.)
5.Горка, санки, лыжи, коньки. Ребята катаются с горки на санках, скользят на лыжах по снегу, бегают по льду на коньках.
6.Улыбки детей. Очень рады дети зиме! (У детей весёлое настроение! Очень любят зиму дети!)
Далее логопед объединяет ответы детей в рассказ, обращая внимание на мнеморяд.
7.Самостоятельное рассказывание детей по графическому плану. Развитие связной монологической речи (3-4 человека).
-Вы молодцы, ребята! У вас получился очень хороший рассказ о зимних развлечениях. Его я обязательно отправлю в письме детям в Африку.
8. Подвижная игра на ковре «Моё любимое зимнее развлечение».
-Ребята! А сейчас изобразите движениями ваше любимое зимнее развлечение, а я попробую его отгадать.
Дети выполняют движения, логопед называет зимнее развлечение.
-Запомним, ребята: «Чтоб здоровыми нам стать, чаще надо нам гулять!»
9.Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались?
-Почему сегодня мы говорили о зимних забавах?
Оценка детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа о посуде. НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием технологии «Мнемотехника»
Цель: развивать речь и творческие способности детей.Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи: развивать лексическую сторону речи; формировать грамматический строй речи; развивать и с...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».
Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....
Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ «Зимующие птицы»
Конспект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ «Зимующие птицы»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ по теме: «Насекомые».
Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.Коррекционно – образовательные...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности с использованием скрайбинг-технологии. Тема: «Звук «Ы».
Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком «Ы»; - научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам; - формировать навык определять место зв...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...