Семинар- практикум для родителей средних групп
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
Семинар- практикум о правильном речевом развитии детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_4-5_let.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для родителей средних групп
Тема: «Хорошая речь слаще меда»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии речи детей 4- 5 лет.
Задачи:
- информировать родителей о работе логопункта ДОУ
- Познакомить родителей с особенностями развития речи 4-5 лет
- Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования речи дошкольников.
Участники семинара- практикума: родители и воспитатели детей средних групп, заместитель заведующей по ВМР.
Предварительная работа: разработка презентации, подготовка буклетов по развитию фонематического слуха, дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, подбор наглядных материалов.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, мяч, жетоны желтого и коричневого цвета, бочонок, зеркала.
Подготовила: учитель- логопед
Силкина И.А
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность родителей |
Приветствие | - Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня я хочу рассказать об особенностях развития речи детей 4-5 лет и дать небольшие советы и рекомендации для создания условий формирования речи ваших детей. Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру: «Улыбнуться не забудь» Руки ты можешь мне протянуть, Руки ты можешь мне протянуть: Правую руку, левую руку. И улыбнуться мне не забудь Варианты приветствия: кивают, обмениваются рукопожатием, кладут руки на плечи друг другу, обнимаются. Игра повторяется 4-5 раз. | Родители образуют два круга- внешний и внутренний. Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки, образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и проговаривают слова вместе с логопедом:
Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего круга. Ведущий делает какой- либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами (стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем). Цель: формирование благоприятного психологического климата. |
Основной этап Практическая деятельность родителей по формированию речи детей. Физкультминутка | Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к главному. Сейчас я вам расскажу о работе логопункта нашего ДОУ - Теперь давайте поговорим о психологических особенностях развития детей . К 4-5 годам Объем памяти возрастает. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.(слайд №4) Устойчивость внимания увеличивается. Дети могут сосредоточиться на одной деятельности 15-20 минут.(слайд № 5) Устойчивость внимания увеличивается. Дети могут сосредоточиться на одной деятельности 15-20 минут.(слайд №6) Формируется образное мышление. Дети способны: назвать форму; упорядочить группы предметов по признаку; выделить параметры (высота, длина, ширина) (слайд №7) Речевые особенности: Дети имитируют голоса животных; интонационно выделяют речь персонажей; Развивается грамматическая сторона речи; словарный запас 1500-2000 слов; Появляются сложные предложения; Способен пересказать сказку; К пяти годам все звуки, кроме Л,Р. (слайд №9) - Что же делать если ваш ребенок плохо говорит. Причины речевых нарушений Патология беременности; Родовая травма; Заболевания в первые годы жизни; Анестезия; Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата; Наследственные факторы; Неблагоприятные социально-бытовые условия. (слайд №10) Основания для беспокойства: Грубые грамматические ошибки (допустимы неточное согласование слов, употребление падежных окончаний) Грубые дефекты звукопроизношения (слайд №11) Как развивать речь малыша: Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно Ежедневно читайте ребенку книжки Побуждайте к пересказу прочитанного Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы Играйте с ребенком Не подражайте неправильному произношению ребенкаСоздайте комфортный психологический климат (слайд №12) Практическая деятельность родителей по формированию речи детей. Развитие речи в движении Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционного аппарата Развитие дыхания Развитие фонематического слуха через неречевые звуки (слайд №13) Значение артикуляционной гимнастики Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Детям 4-5 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.(слайд №14) Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд Упражнения проводить от простых к более сложным Гимнастику выполняют перед зеркалом (слайд №15) -Ну а сейчас давайте возьмем зеркала и попробуем все вместе сделать артикуляционную гимнастику. - Молодцы, еще очень важно развивать мелкую моторику детей. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в игру «Золушка». Смешайте в миске рис и гречку и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем).Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины. Различные игры со шнуровкой, песком. Расстегивание и застегивание пуговиц, су-джок массажеры, пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами.(слайд №26) (показ наглядного материала) Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике. Если солнце пригревает, В небе ласточка летает, стало сухо и тепло, Значит, лето к нам пришло Если дождь стучит по крышеТо сильней, то тише, тише, Землю всю листва укрыла,Значит, осень наступила. Если вьюга и пурга Намела вокруг снегаИ укутала дома, Значит, к нам пришла зима. Если тает снег и лед Ручеек журчит, поет, Мишке стало не до сна, Значит, к нам пришла весна. - Обследование детей, имеющих речевые нарушения, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения: физминутки помогают решить различные задачи: - снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти; - развить правильное физиологическое и речевое дыхание - закрепить речевые навыки На каждом занятии обязательно проводится физминутка. Ну и мы с вами тоже сейчас немного отдохнем.
Три медведя шли домой, Папа был большой- большой. Мама чуть поменьше ростом. А сынок- малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. - Сформированность слуховых и зрительных функций, а также достаточный уровень развития двигательных навыков – необходимые условия для развития речи. Если артикуляция, голос и дыхание скоординированы в работе, то ребёнок сможет правильно произносить звуки. Ещё В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман и Выготский Л. С. в своих работах указывали на взаимосвязь речи и движения и важность ритмического воспитания дошкольников. А помогают нам в этом игры, где сочетаются и слово, и движение. С их помощью возможно формировать понятную речь с выраженной интонационной и ритмической стороной, устранять некоторые поведенческие расстройства, исправлять нарушения общения и недостаточность высших психических функций. Давайте поиграем в одну из таких игр. Игра называется «Овощной урожай» (слайд №28) Мы корзиночки возьмем, Вместе в огород пойдем. Урожай мы собираем, Прямо с грядки мы срываем Помидоры, огурцы. Мы с тобою молодцы! Мы лопатой понемножку Выкопаем всю картошку. Рвем капусту И горох, - Вышел урожай не плох! -Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Я предлагаю вашему вниманию пособия, которые можно использовать для развития дыхания у детей. (слайд №29) - Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. (слайд №30). Я предлагаю вашему вниманию игры в которые можно поиграть дома с ребенком, И в одну игру мы с вами сейчас поиграем: сейчас я проиграю на музыкальных инструментах, а вы внимательно слушайте и запоминайте что, как и в какой последовательности прозвучало ("Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит"), а затем ваша задача повторить эту последовательность. - Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Ребёнка надо постоянного побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Давайте разучим некоторые словесные игры. - Я буду поочередно бросает мяч и произносит слово . Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению. | Смотрят презентацию и слушают учителя-логопеда Делают артикуляционную гимнастику вместе с логопедом. Рассматривают наглядный материал предложенный учителем- логопедом. Родители выполняют по показу логопеда самомассаж «Времена года» ладонями или пальцами обеих рук.
поглаживают лоб от середины к верхней части ушей) поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей) ( постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей) (постукивают от середины подбородка к мочкам ушей) (Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей) (поглаживают лоб от середины к верхней части ушей) ( Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей) Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу. «Три медведя» (маршируют на месте) (поднимают руки вверх) (вытягивают руки вперед на уровне груди) (ставят руки на пояс) (имитируют игру с погремушкой)
Родители играют в игру по показу логопеда : (соединить перед собой ладошки лодочкой») ( 4 шага на месте) (левая рука полусогнута («корзинка», правой рукой имитировать сбор овощей в корзину) (вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами) (вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными) (хлопнуть 4 раза в ладоши) (имитировать действия с лопатой) (вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами) (вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными) (хлопнуть 4 раза в ладоши) Рассматривают пособия.
Родители играют в игру. "Поставь по порядку"
Родители играют в игры.«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов ( часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник берёт картинку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь. Игра «Скажи наоборот», ловят мяч и называют противоположные слова |
Рефлексия | Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она прошла не зря. Формирование правильной речи ребенка - дело трудное и без активного взаимодействия с вами достичь хороших результатов будет трудно. Спасибо, что нашли время прийти к нам, это говорит о том, что вы неравнодушны к своему ребенку. - Мне очень важно знать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече. Помогут нам в этом жетоны, которые вы получили в начале нашей встречи. Желтый жетон – это мед, а коричневый- это деготь. У меня в руках бочонок, если вас заинтересовал предложенный материал, вы будете его использовать в своей семье – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон, если вас не заинтересовал предложенный материал , вы никогда не будете его использовать – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета. Подведение итогов с помощью жетонов | Родители по очереди кладут жетоны в бочонок. Цель: подвести итоги семинара-практикума. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.
Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....
Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".
Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....
Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)
На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....
Семинар - практикум для родителей средней группы "Здоровая семья -здоровый малыш!"
Обогащать занания родителей о укреплении и сохранении здоровья детей....
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...