Конспект занятий с использованием макетирования
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспекты занятий по формированию речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_s_ispolzovaniem_maketirovaniya.docx52.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с использованием макетирования

 в средней логопедической группе

 «Закрепление и автоматизация звука «Ш» в прямых словах»

Цель:

  • Уточнить артикуляцию и закрепить изолированное произнесение звука «Ш».
  • Научить произносить звук «Ш» в прямых словах.
  • Развивать фонематический слух.
  • Закрепить понятие «Одежда и головные уборы». Уточнить основные виды одежды.
  • Отрабатывать предложенные конструкции, образовывать приставочные глаголы.
  • Учить навыкам падежного словоизменения.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: Макеты: № 1. «Звуковой домик», № 2. магазин «Одежда», № 3 «Тропа здоровья», лабиринт «Змейка».

Ход занятия:

1.

Организационный момент:

Логопед: Сегодня мы с тобой пойдем в гости. А к кому, ты узнаешь чуть позже.

2.

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Прежде чем идти, давай сделаем гимнастику для язычка.

Упражнение «Заборчик», «Колечко», «Лопаточка», «Чашечка», «Фокус», «Парус».

3.

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: Дорога нам предстоит трудная, пойдем по «Тропе здоровья» (макет № 3).

Переставлять пальчики по камешкам:

большой – указательный

большой – средний

большой – безымянный

большой – мизинец

указательный – средний.

4.

Звуковой домик «Шипелочка» (макет № 1)

Логопед: А вот и домик.

На домике звонок.

Он шипит: ш-ш-ш.

А теперь же звони ты: ш-ш-ш.

В этом домике живет девочка Шипелочка

На ее одежде буква, которая обозначает звук «Ш»

Это буква ША.

Шипелочка любит все, что шипит.

- Паровозик выпускает пар: ш-ш-ш

- Змейка шипит: ш-ш-ш

- Гусь шипи: ш-ш-ш.

5.

Лабиринт «Змейка».

Логопед: Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: ш-ш-ш…

6.

Песенка змеи ( макет № 1).

Логопед: Змейка прекрасно умеет шипеть и приготовила для тебя свои песенки. Давай вместе со змейкой споем ее первую песенку:

ша-ша-ша

шо-шо-шо

шу-шу-шу

ши-ши-ши

ше-ше-ше.

7.

Песенки гусей (макет № 1).

Логопед: У девочки Шипелочки в домике живут три гуся. Гуси одинаковые, но песни они поют разные.

Гусь с красным шарфиком – ША

                                 Гусь с желтым шарфиком – ШО

Гусь с зеленым шарфиком – ШУ.

Логопед: Давай попробуем спеть их песенку и не ошибиться:

ша-шо-шу

шо-шу-ша

шу-ша-шо.

8.

Игра «Найди звук».

Логопед: В гости к Шипелочке пришли Миша и Маша. По дороге Маша потеряла шляпку. Послушай внимательно рассказ «Как Маша искала шляпку», услышав слова со звуком «Ш», хлопай в ладоши.

Как Маша искала шляпку.

Потеряла Маша шляпку. Стала ее искать.

Спросила у кошки:

- Кошка, черные лапки, ты не видела мою шляпку?

- Нет, не видела. Я в кладовой ловила мышку.

спросила Маша у мышки:

- Мышка, серая шубка, ты не видела мою шляпку?

- Нет, я бегала от кошки.

Спросила Маша у свиньи:

- Хрюшка, розовые ушки, ты не видела мою шляпку?

- Нет, под дубом я искала желуди.

Спросила Маша у лягушки, которая жила в луже:

- Нет, я как раз играла со своими лягушатами.

А ты не видел Машину шляпку?

9.

Определи место звука «ш» в словах: шляпка, Маша, шуба.

10.

Игра «В магазине «Одежда» (макет № 2).

Логопед: Маша и Миша зашли в магазин «Одежда».

Какая одежда продается в этом магазине?

Ребенок:

- Одежда для девочек и для мальчиков.

- Зимняя, летняя, демисезонная;

- Белье, верхняя одежда;

- Головные уборы.

Логопед: Помоги Мише и Маше выбрать одежду, в названии которой есть звук «Ш»:

Ребенок: Рубашка, шорты (летняя одежда).

- Головные уборы: шляпа, шапка.

11.

Лексико-грамматическая игра «В прятки» (макет № 1).

Логопед: Миша и Маша решили поиграть. Миша прячется, Маша ищет.

Маша считает:

                                         Я считаю до пяти

                                         Не могу до десяти,

Раз-два-три-четыре-пять

                                         Я иду искать.

Маша входит в дом

Маша выходит из дома

Маша обходит дома

Маша уходит.

- А Миша был у дома, зашел за дом, залез на дом, подлез под дом, потом вышел в дом.

- пришла Маша и тоже вошла в дом.

12.

Игра «Договори слово».

Логопед: Я буду говорить слова, а ты их закончи.

Мише очень нравится Ма…

Он часто думает о Ма…

Скучает, когда нет рядом Ма…

Радуется, когда видит Ма…

А сейчас он рядом с Ма…

Ми… и Ма… вместе навсегда!

13.

Итог занятия.

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи

с использованием макетирования в средней логопедической группе

«Домашние животные и их детеныши»

                                                                                   

   

       Цель: Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных. Развитие и коррекция              

                речевых и психических процессов.

        Задачи: 

  • Развивать умение узнавать и называть домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.
  • Учить употреблять в речи правильные формы названий детёнышей домашних животных (ягнята, телята, жеребёнок и т.д.).
  • Формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, телята и т.д.).
  • Образование множественного числа слов, обозначающих детёнышей домашних животных. Образование родительного падежа мн. числа, склонение существительного «кот» по падежам.
  • Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.
  • Развивать высокий уровень сознательности речи, её правильности  и выразительности.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую  моторику.
  • Совершенствовать мыслительные процессы.
  • Учить отгадывать загадки. Развивать воображение, память, внимание,  логическое мышление.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

       

Словарная работа: Существительные – кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, конь, табун, стадо, хлев, хозяйка, фермер, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, пятачок, копыта, рога, хвост, морда, польза.

          Глаголы – мычать, стоять, блеять, бежать, ржать, жевать, мяукать, лакать, хрюкать, лаять, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

          Прилагательные – пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, молочные, мясные, бодливые, крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, умный, верный, сторожевой, быстрый, густой.

       

Оборудование: макет «Ферма», наборы предметных картинок «Домашние животные их детёныши», домашние животные, символы гласных звуков, «волшебный мешочек», таблица «Базарного»  с домашними животными, массажные мячики.  

                                                                    Ход  занятия:

  I. Организационный момент

  Логопед и дети:

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

1. Психологическая установка на занятие.

           Наши глазки внимательно смотрят.

           Наши ушки внимательно слушают.

           Наши ножки нам не мешают.

           Наши ручки нам помогают.

2. Дети стоят в кругу и произносят речёвку.

          Здесь можно удивляться, шутить и ошибаться.

          Играть и веселиться и многому учиться.

3. Повторение гласных звуков. На доске выставляются символы гласных звуков и пропеваются детьми. (С повышением и понижением силы голоса).

  II. Основная часть.

     1. Знакомство с домашними животными.

  Логопед: Ребята, вам нравится путешествовать? (Да)

 - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на ферму.

(Дети подходят к макету и рассматривают животных).

 Логопед – экскурсовод загадывает загадки:

- Кто у двери нас встречает,

 В тишине весь день, проспав,

 И от счастья начинает

 Громко лаять: «Гав-гав-гав!»? (Собака)

 - Кто, на привязи гуляя,

 Травку щиплет на холме,

 И, хозяйку ожидая,

 Одиноко блеет: «Ме-е-е»? (Коза)

- Кто всегда прекрасно знает,

 Что на завтрак я варю,

 И к лоханке подбегает,

 Громко хрюкая «Хрю-хрю»? (Свинья)

- Кто на завтрак ждёт сметану,

 И не хочет пить какао,

 Кто в жару и на морозе

 Малышей по кругу возит,

 И у дома своего,

 Ржёт негромко: «И-го-го»? (Лошадь)

- Кто пасётся на лужайке,

 Без панамки и без майки,

  Отгоняет вредных мух,

  И мычит протяжно: «Му-у-у» (Корова)

 - Длинное ухо, комочек пуха.

   Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик)

 - С бородой, а не мужик,

   С рогами, а не бык. (Козел)

 Логопед:  Вы правильно отгадали загадки, а теперь давайте сфотографируем животных и сделаем фотографии на память. (Дети с помощью макета-фотоаппарата «фотографируют» животных, и «делают фотографии», т. е. берут картинки животных и вывешивают их на магнитную доску). Затем  по очереди перечисляют животных, которые живут на ферме.

«Экскурсовод» - Посмотрите, рядом с домом стоит не сарай, а маленький домик -  будка, в которой живёт какой-то зверь. Он часто и грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он не ест, как корова, траву, а грызёт кости. Как вы думаете – кто это? (Собака).

а)  Рассматривание и сравнение собаки со щенками. 

(Дети подходят к макету )

 Логопед – «Экскурсовод:  - Как называется взрослое животное, а как её детёныш? (Собака, щенок.)

- Как вы узнали, что это собака? (Она небольшая.)

- Как называются ноги у собаки? (Лапы.)

- Какой у неё хвост? (Длинный и тоненький.)

- Какой у неё носик? (Маленький и чёрный.)

- Чем отличается щенок от собаки? (Он маленький.)

- А всем остальным он похож на собаку, у него есть хвост, лапы, носик.

Логопед: - Таким образом, собака небольшое животное, с лапами, черным носиком и длинным тонким хвостом, детёныша собаки называют щенком, он такой же как и собака только меньше размером.

- А что делает Жучка во дворе, чем она полезна? Жучка - это домашнее животное, любит бабушку и дедушку, охраняет их дом и обитателей скотного двора, лаем предупреждает о приходе чужих. Хозяева любят свою собаку, заботятся о ней: дедушка построил для неё новую будку, бабушка кормит её утром и вечером, даёт косточки и похлёбку, а щенкам - молочную кашу.

б) Рассматривание и сравнение коровы с телёнком.

Л.  - А что это за дом и кто в нём живёт?

Д. – Это корова с телёнком. Они живут в коровнике.

Л. – Как вы узнали, что это корова? (Она большая).

- Что у коровы на голове? (Большие рога).

- Что на ногах? (Копыта).

- Какой у неё хвост? (Метёлкой).

- Ещё есть у коровы вымя. Кто знает, зачем корове вымя?  (Там находится молоко).

Описание: Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный сильный хвост напоминает метелку. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие  бархатистые глаза.

- Чем отличается телёнок от коровы? (Он меньше размером, маленькие рожки, нет вымени).    

Л. - Ребята, чтобы корове было хорошо жить в сарае и, чтобы она давала молоко, за коровой, надо каждый день ухаживать: надо подмести в сарае, дать сена покушать и   напоить из ведра.

в) Рассматривание и сравнение козы и козлят.

Логопед открывает хлев с козой и козлёнком:

- Кто здесь живёт? (Коза.)

- Как называется взрослое животное, а как её детёныш? (Коза, козлёнок.)

- Как вы узнали, что это коза? (Она большая.)

- Что на ногах? (Копыта.)

- Какой у неё хвост? (Пучком.)

- Что у козы на голове? (Рога.)

- А что коза даёт? (Молоко.)

Логопед: - Да ещё, какое вкусное! Козье молоко очень полезно для здоровья, особенно детям.

Описание: «Коза – небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы  высокие, стройные, хвост – короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками». Живут коза и козлёнок  в хлеву.

- А чтобы козочка давала нам много молока, за ней надо ухаживать. Кто скажет, как надо ухаживать за козочкой? (Надо подметать сарай, кормить козочку сеном и ветками, а поить водой из ведра.)

- Чем отличается козлёнок от козы? (Он меньше размером, маленькие рожки, нет вымени.)

- Как надо ухаживать за козой? (Подмести сарай, дать сена и веток покушать, попоить водой.)

*   Пальчиковая гимнастика.

«Мячик – ёжик»

(Дети делают движения в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю   

Между ладоней.

Взад - вперед его гоняю.                                        

Смена рук.

Им поглажу я ладошку                                         

Катают взад - вперед.

Будто я сметаю крошку.                                        

Смена рук.

И сожму его немножко,                                                 

Сжимают.

Как сжимает лапу кошка.                                                  

Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму.                                        

Нажимают пальцами на мяч.

И другой рукой начну.                                                        

Смена рук.

А теперь последний трюк:                                                

Перебрасывание мяча из руки в руку.

Мяч летает между рук!                                                      

                                                                     

г) Рассматривание свиньи с поросёнком.

- Давайте откроем следующий сарай.

Загадка:

У меня есть пятачок,

Вместо хвостика крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю! Хрю!» (Свинья).    

- Как вы узнали, что это свинья? (Она большая.)

- Какие у свиньи ножки? (Низкие, маленькие.)

- Что находится на ногах? (Копыта.)

- Какой у неё хвостик? (Крючком.)

- А кто это? (Поросята.)

-Чем-нибудь отличаются маленькие поросятки от большой свиньи? (Нет).                    

Описание»Свинья». У свиньи клинообразная голова, оканчивающаяся круглым пятачком, большие стоячие уши и совсем маленькие подслеповатые глазки. Видит свинья плохо, а вот слух и обоняние у нее хорошие. У Хавроньи Ивановны толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами». Жилище свиньи называют свинарником.

Логопед: - Ребята, а что кушает свинья, кто знает?

- Свинья ест всё: и овощи, и фрукты, и зерно, и остатки еды.

Дидактическая игра «Считай и называй»

Помоги сосчитать и назвать животных.

Дети:  »Три поросенка, шесть свиней».

Два козлёнка, пять коз.

Три собаки, два щенка и т.д.»

Логопед - Как надо ухаживать за свиньёй? (Подмести сарай, дать овощей, зерна и фруктов покушать).

д) Рассматривание лошади с жеребёнком

- А здесь живёт лошадь. Как зовут её детёныша? (Жеребёнок)

- Как называется жилище лошади? (Конюшня).

- Что на ногах у лошади? (Копыта.)

- Какой у неё хвост? (Длинный пучок.)

- Что у лошади на шее? (Грива.)

- Чем отличается жеребёнок от лошади? (Он маленький.)

- А всем остальным он похож на лошадь, у него есть грива, хвост, копыта.

Логопед: Таким образом, лошадь большое животное, на шее у неё грива, на ногах копыта, хвост у лошади длинная метёлка, детёныша лошади называют жеребёнком, он такой же, как лошадь, только меньше размером.

Логопед: - Лошадь - большое и сильное животное, её люди используют для перевозки тяжестей. Сарай, в котором живёт лошадь, называется конюшней. Ухаживает за лошадью человек. Он чистит стойло (это место в конюшне, где стоит лошадь), кормит овсом и сеном, поит чистой водой. А ещё, чтобы лошадь была красивой, человек причёсывает лошади гриву и хвост.

       

е)  Сравнивание лошади с коровой, козой и свиньёй

Логопед: (Показ макета лошади, коровы, козы и свиньи.)

- Посмотрите на лошадь, корову, козу и свинью, скажите, чем отличается лошадь от свиньи, коровы и козы?

- У лошади есть рога? (Нет.).

- У свиньи, коровы и козы есть грива? (Нет.).

- Какой у лошади хвост? (Длинный пучок.).

- А у свиньи, коровы и козы? (Крючком, метёлкой и пучком.)

- У лошади есть вымя? (Нет.).

- Давайте повторим, чем отличается лошадь от свиньи, коровы и козы? (У лошади нет рогов, нет вымени, хвост - длинный пучок, есть грива.)

- Что у них на ножках? (Копыта.).

ё)  Рассматривание овцы с ягнёнком.

«Экскурсовод» открывает овчарню - Кто здесь живёт? (Овца.)

- Как называется взрослое животное, а как - её детёныш? (Овца, ягнёнок.)

- Как вы узнали, что это овца? (Она кучерявая.)

- Какой у неё хвост? (Пучок.)

- Что у овцы на голове? (Круглые рога.)

- Чем отличается ягнёнок от овцы? (Он маленький.)

- У него есть рожки? (Да, маленькие.)

- А всем остальным он похож на овцу, у него есть маленькие рожки, хвост, копыта.

Логопед: Таким образом, овца кучерявое животное, на голове у неё круглые рога, на ногах  копыта, хвост у неё пучком, детёныша овцы называют ягнёнком, он такой же, как овца только меньше размером и маленькие рожки.

Логопед – экскурсовод: у овцы и у других животных шерсть. Только у всех она разная. У коровы и лошади - шерсть короткая. У козы и овцы - длинная, мягкая и очень тёплая. Когда шерсть у козы и овцы вырастает длинная, её стригут специальными ножницами, потом из этой шерсти прядут пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи, а дедушка –  валяет валенки. (Показывает детям шерстяные вязаные вещи - носки, варежки, платок и валенки.)

- Почему все эти животные  называются домашними? (Эти животные называются домашними, потому что живут они рядом с человеком и человек за ними ухаживает.)

- Почему домашние животные не могут жить в лесу? (Они не могут сами добывать себе пищу).

(Так же рассматривается и кошка).

* Физ. минутка.   

«Телёнок» (Координация речи с движениями, развитие подвижности и творческого воображения. Закрепление умения выполнять прыжки на двух ногах).

Бу - бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Я рогатый.                                                          

Показывают «рожки» из пальчиков.

Бу – бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Я хвостатый.                                                      

Показывают «хвостик»: отводят руку за спину.

Бу – бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Я ушастый,                                                        

Показывают «ушки» из ладошек.

Бу – бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Очень страшный.                                            

Показывают «рожки» из пальчиков.

Бу – бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Испугаю,                                                            

Топают.

Бу – бу,                                                                

Два прыжка на двух ногах вместе.

Забодаю.                                                           

«Бодаются».

                                 

* Гимнастика для глаз по таблице «Базарного» с домашними животными.

                                                           Ферма.

                                      Всех молоком угощает корова:

                                      «Пейте, пожалуйста! Будьте здоровы!»

                                      Весело хрюкая возле сарая,

                                      С мамой свиньёй поросёнок играет.

                                      Кошка–охотница спрыгнула с крыши –

                                      Спрятаться в норки торопятся мыши.

                                      Преданным другом собаку зовём,

                                      Храбро она охраняет наш дом.

                                      Лошадь готова всегда помогать –

                                      Грузы возить или землю пахать.

                                      Овечку кудрявую мы пострижём.

                                      И нитки для шапки из шерсти спрядём.

                                      Любит забраться коза в огород:

                                      Вкусной капусты там много растёт.

                                      Серенький ослик хоть мал, но силён:

                                      Возит поклажу тяжёлую он.

                                      Громко кудахчет и яйца несёт.

                                      Утка зовёт своих деток «Кря-кря!

                                      Ну-ка, утята, плывите, как я!»

                                                    Юлия Юмова.

2.Дид. игра « Кто кого кормит?» (Усвоение категории  родительного падежа).

              Корова кормит – телёнка, телят.

              Коза кормит – козлёнка, козлят.

              Свинья кормит - поросёнка, поросят и т.д.

3.Дид. игра «Кто с кем играет?» ( Употребление конструкции с предлогом).

              Кошка играет с котёнком.

              Лошадь играет с жеребёнком.

              Собака играет с щенком и т.д.       

4. Дид. игра «Кто, чем питается? « (использование пиктограмм)

 Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим.

- Чем питается корова? (Травой, сеном).

- Чем питается кошка? (Рыбой).

- Чем питается собака? (Косточками).

- Чем питается коза? (Травой).

- Чем питается кролик? (Морковкой).

- А почему матрешка осталась.

- Потому что она игрушка.

- Молодцы! Все справились с заданием.    

5. Дид. игра «Закончи предложение».

- У норы добычу ждет, притаившись серый… (кот).

- А теперь и за версту не приблизится к… (коту).

- Крыса старая и та, видя грозного ….(кота).

- Убежит скорей под дом, чтоб не встретиться с…(котом).

- Там дрожит  и в темноте вспоминает о… (коте).

6. Дид. игра: «Увидел – не увидел».

 - Закончите  предложения по образцу: «Миша увидел  две овцы и не увидел одну овцу».

Дети: «Миша увидел  одну лошадь и не увидел  пять лошадей» и т.д.

7. Дид. игра «Отгадай, кто это?»

Дети называют тени животных.

8. Дид. игра «Собери семью».

Дети на ощупь в «волшебном мешочке» определяют  взрослое животное и отправляют его на ферму к детёнышу.

Логопед – экскурсовод:   А наш Язычок тоже научился изображать домашних животных, которые живут на скотном дворе.

  1. «Кошка лакает молоко» - кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение.
  2. «Бульдог сердится»  -  выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать

верхнюю губу нижними зубами.

  1. «Собака рассердилась – у неё хотят отнять косточку» - прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  2. «Лошадка цокает копытцем» - щёлкать язычком с широко открытым ртом, при

этом нижняя челюсть остаётся неподвижной.

  1. «Фырканье лошади» -  вибрация губ.
  2. «Корова  жуёт травку» - имитация пережёвывания пищи с закрытым ртом.
  3. «Свинья чавкает во время еды» - имитация пережёвывания пищи.
  4. «Коза бодается» - напряжённый язык совершает толкательные движения  то в левую, то в правую щеку.

       III. Итог занятия.

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи

с использованием макетирования в старшей логопедической группе

по теме «Мебель»

                                                             

 Подготовила:  учитель-логопед  Морозова К.В.

Программное содержание:

  • Расширять и конкретизировать представления детей через макетирование о предметах мебели, её назначении, частях, и материалах из которых она состоит.
  • Закреплять в речи существительные с обобщающим значением мебель.
  • Уточнять и активизировать словарь по теме занятия.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование имён существительных во множественном числе, навык образования относительных прилагательных, закреплять правильное употребление в речи предлогов, подбор слов антонимов), слоговую структуру слов. Формировать умения определять количество и последовательность букв в слове.
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, общую и мелкую моторику рук, графомоторные навыки.

Предварительная работа:

С воспитателями: Составление компьютерной презентации «Мебель». Подбор наглядного материала (карточки, картинки, атрибуты).

С детьми: Рассматривание мебели, частей, материалов из которых она сделана. Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел». Рассматривание макета квартиры.

С родителями: Совместный мини-проект «Мебель в нашем доме». Выставка совместных работ родителей и детей.

Оборудование: макет квартиры с мебелью, карточки наглядного моделирования, картинки с изображением предметов: мебель, инструменты, завод и т. д.. образцы материалов: дерево, пластмасса, искусственное  стекло, бумага,. пазлы «Мебель», цветные карандаши, карточки для обводки, цифры от 1 до 5.

Ход занятия:

 Организационный момент:

- Я уже знаю, что вы готовили к занятию вместе с вашими родителями дома различные предметы мебели. Сейчас каждый представит свою работу и расскажет о ней детям.

 Дети презентуют свои работы.

Вопросы презентации:

1. Какой предмет мебели изготовили?

2. Для чего предназначена данная мебель?

Дети расставляют свои работы на макете комнаты (стол в середину, диван к стене, шкаф за дверью и т.д. пока не заполнится вся комната)

Логопед: - Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о мебели. Но прежде, чем начать наше занятие подскажите нужное слово.

  • Стул нужен для того, чтобы…Сидеть
  • Кровать нужна для того, чтобы …Спать
  • Шкаф нужен для того, чтобы…Хранить одежду
  • Стол нужен для того, чтобы…за ним есть.
  • Кресло нужно для того, чтобы…отдыхать.

Задание № 1 »Назови мебель ласково» (стул – стульчик, шкаф – шкафчик и т.д.)

Задание № 2 »Назови каждый предмет, используя слова» (мой, моя, мои, мое)» (Например: моя кровать, мое кресло, мой стул и т.д.)

Задание № 3 »Помоги разобрать картинки»

- Выбери на мольберте только те картинки, где изображены предметы нужные для изготовления мебели (молоток, гвоздь и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Один, два, три, четыре                    Загибают пальцы

Много мебели в квартире               Сжимают и разжимают пальцы

В шкаф повесим мы рубашку,        Встают на носочки, руки вверх

А в буфет поставим чашку,             Руки вперед

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле.          Приседают

А когда мы крепко спим,

На кровати мы лежим,                   Складывают ладошки и кладут под щеку

А потом мы с котом

Посидим за столом.                        Приседают

Чай с вареньем дружно пили         Сжимают и разжимают пальцы

Много мебели в квартире.             Разводят руки в стороны

Задание № 4 »Помоги найти шляпу»

(на диване, в шкафу, около кровати, под стулом, за тумбочкой и т.д.).

Задание № 5 »Назови части мебели»

Логопед:- Что есть у стула? (сиденье, спинка, ножки).

Логопед:- У кресла есть спинка, сиденье и подлокотники, ножки.

Задание № 6 »Собери мебель из частей»

(Дети собирают  из частей стол, стул, шкаф)

Задание № 7 »Скажи наоборот»

Логопед: Мне нужна мебель не старая - а ….(новая); не тяжелая, а … (легкая), не старинная, а … (современная), не взрослая, а …(детская), не твердая, а …(мягкая), не грязная, а …(чистая). Мне нужен шкаф высокий - а тумбочку …(низкую).

Задание № 8  «Чего не стало?»

(нет стула, кресла, шкафа и т.д.)

Задание № 9  «Четвертый лишний»

 (Шкаф, стул, стол, замок; диван, кресло, стул, ковёр; табурет, буфет, полка, вилка).

Задание № 10  «Продолжи предложение»

Логопед: Мы сидим на…, за... (на стуле, па диване, за столом)

Мы вешаем одежду в… (в шкаф)

Мы лежим на... (на кровати, диване, кресле, если его разложить) .

Наша посуда стоит в… (в шкафчике, в буфете)

Наши книжки стоят в… (в шкафу или лежат па полке)

Логопед: -Ребята,  подскажите, какие фабрики занимаются изготовлением мебели? (Мебельные)

-  А из каких материалов может быть сделана мебель? (Из дерева, из пластмассы)

Задание № 11 «Экскурсия в магазин»

(Детям раздаются образцы материалов, и они «покупают» предметы, ориентируясь на свой материал: дерево, пластмасса, стекло, бумага)

Логопед:- Мебель из дерева, какая? (деревянная)

- Мебель из пластмассы, какая? (пластмассовая)

- Мебель из бумаги, какая? (бумажная)

- Мебель из стекла, какая? (стеклянная).

Задание № 12 «Что куплю я не скажу, лучше я вам подскажу»

(Я хочу купить новый, розовый, прямоугольный, большой, пластмассовый предмет. В нем можно хранить белье, одежду. (Шкаф)

Не зря в квартире он стоит:                                В кухне нашей тесновато,

Когда к обеду он накрыт,                                      Там для стульев места нет,

Он собирает всю семью,                                        Мы под стол обычно ставим

За ним я чай и кофе пью. (Стол)                            Деревянный (табурет).

На нем сидят, когда он сложен,

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденья,

Он разместит гостей.

О чем стихотворенье,

Отгадывай скорей! (Диван.)

Логопед:- Молодцы! А кто знает, человек какой профессии может смастерить стол, стул?  (Столяр)

Физкультминутка:

-Что за стук-стук-стук?

Это столяр сделал стул!

Молоток стучал, стучал –

И немного подустал.

Вот немного он поспал-

Снова столяр его взял!

(Дети выполняют движения руками «молоточками», приседают, ладошки под щёчки, снова стучат кулачками.)

Задание № 13 »Найди и обведи».

Логопед:-Ой, посмотрите, что это за  конверт? Давайте его откроем. В нём какая-то путаница! Это, наверное, только вы сможете разгадать. На этих рисунках спрятана какая-то мебель. Вам  нужно их найти и обвести по контуру цветными карандашами.

Задание № 14 «Посчитай-ка»

(Дети пересчитывают  предметы мебели от одного до пяти).

Задание –ребус № 15 «Собери слово»

(Дети разгадывают ребус, собирая слово «мебель», согласно цифрам)

Задание-тренинг с элементами эмпатии:

Логопед:- О чем думают стулья и столы, когда вы уходите домой из детского сада?

Итог занятия:

- Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «Миски для щенков»

Занятие для детей средней группы по ФЭМП, развивающее логическое мышление и количественные представления....

Тема: «О правах - играя». Конспект занятия с использование компьютерной презентации в подготовительной группе

Цели данного занятия. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуваж...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятияпо  использованию  сюжетно-ролевых игрна занятии по развитию речи.«Профессия врача»...

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».  Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...

Конспект занятия по использованию сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»

Конспект  занятия по  использованию  сюжетно-ролевых игр на занятии по развитию речи. «Профессия врача»...