Тема: «Поздняя осень».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Закрепиль знания детей о растительном мире осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema1pozdnyaya_osen.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поздняя осень».
Цель: закрепить знания детей о растительном мире осенью.
Задачи образовательные: обобщить знания детей о видах деревьев
Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Задачи развивающие: формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемы ситуации;
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, мыслительную деятельность.
Задачи коррекционные: совершенствовать словарь детей по теме.
Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и существительных в единственном числе родительного падежа с предлогом «с» в предложениях
Активизировать умение и навыки в словообразовании притяжательных прилагательных, сложных слов путем слияния основ;
Закреплять употребление существительных во множественном числе предложного падежа и родительного падежа с предлогом «с» в предложении.
Подбирать антонимы.
Развивать диалогическую речь с использованием сложноподчиненных предложений;
Формировать умение строить фразу по данной схеме;
Развитие общей и мелкой моторики.
Задачи воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Развивать культуру речевого общения детей с друг с другом.
Оборудование: разрезная пейзажная картинка «осень» листья деревьев, предметные картинки деревьев, схемы предложения, схемы сложных прилагательных, посылка с вазой и листьями.
Предварительная работа: экскурсия в парк «Авиаторов», проектная деятельность с детьми ;
Работа с раздаточным материалом по теме ;
Беседа по темам «осень», «деревья»;
Дидактические и словесные игры, упражнения;
Художественное творчество (рисование, аппликация, конструирование)
Рассматривание картины золотая осень И.Левитана, иллюстраций по данной теме;
Наблюдение за живой природой.
1. Вводная часть. (Логопед с детьми входит в группу)
-Здравствуйте! Сядет на свое место тот, кто скажет, какой он.
Например: «Я заботливый» (смелый, красивая, умная ит.д.)
2.Ввод в мотивацию. Беседа
Обратите внимание на столы, что вы замечаете? ( на столе лежит посылка).
Хотите узнать, от кого она? (Логопед открывает посылку) А может мы догадаемся от кого она, отгадав загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь сосен и елочек,
Кто я?....(осень).
Посмотрите осень прислала в конверте разрезные картинки. Давайте их соберем.
3.Составление картины. Игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
Дети собирают части
-Как вы думаете, что это? (на картине осень)
- Что изображено на разрезной картине?
-Какая это осень? Как вы думаете почему? (на деревьях не осталось листочков, на небе темные тучи, птицы улетели на юг, стало холодно).
-Это осень ранняя? ( Нет поздняя)
-День на картине ясный? ( Нет пасмурный!)
-Небо светлое? (нет темное!)
-Облака белые? (нет черные!)
-Деревья одетые? (нет голые!)
Время теплое? (нет холодное!)
-Осень прислала вам свою картину в подарок. Она украсит нашу группу.
Посмотрите в посылке стоит ваза, а в ней …
-Как вы думаете, может быть? (листья)
-Кто их так раскрасил? (осень)
-Возьмите осенний листок, который вам больше нравится.
4.Образование сложных прилагательных по образцу.
Игра «Необычные листочки».
-Осень разноцветными красками раскрасила листья. Что в них необычного?
-( листья не одного цвета, а двух цветов?)
-Как же можно сказать, какой, лист если он желтый и красный? (желто-красный).
-Какой твой лист? ( Мой лист желто-коричневый, желто-зеленый, оранжево-красный ит.д.)
Дети называют по очереди, какой лист.
5.Употребление существительных в родительном падеже с предлогом.
-С какого дерева упал желто-красный лист? Желто-красный лист упал с клена, дуба, с ивы, рябины…).
6.Образование относительных прилагательных от существительных.
-Лист упал с дуба, какой он? у меня лист дубовый, селеновый, и т.д.
-Листья растут на чем? ( На ветке).
-Откуда же эти листики? (не знаем)
-Может быть с этого дерева? Что не так? (дети подходят к мольберту, на котором нарисовано « чудо-дерево» (на одном дерев не могут расти ветки и листья от разных деревьев)
-Это «чудо-чудоево»
-Посмотрите и найдите ветку своего листика. Все, увидели с какой ветки ваш листик? ( дубовый лист растет на дубовый ветке и т.д. )
-Назовите, какой лист, растет на какой ветке. Например: «Кленовый лист растет на кленовой ветке»
7.Пальчиковая гимнастика.
- Раз, два, три повернись, и пройдись. Какие мы видели красивые веточки на дереве! Вспомним о листочках и покажем пальчиками. (Дети присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (загибаем пальцы)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку…(Дети выполняют взмахи кистями рук, затем загибают пальцы правой руки в кулак).
8.Образование однокоренных существительных.
-Мы посчитали листья деревьев. Скажите, где мы могли бы увидеть много деревьев? ( в лесу, парке).
-Послушайте и ответьте, одним словом. Большой – это лес, а если он маленький, как назвать? (Лесок)
-Тропинка в саду садовая, а в лесу? (лесная)
- Этот человек, следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. ( Лесник)
-Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (лесовик, лесовичок)
-А сказочное чудовище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)
-Повторяйте за мной: лес, лесок, лесник, лесовик, леший, лесная.
Сколько слов я назвала? (шесть)
-Что вы можете сказать об этих словах? (слова похожи)
-Верно, слова похожи, в них общая часть – лес.
Слова с общей частью называются родственными.
Внимательно послушайте и скажите, какое слово лишнее?
-Лесник, лесовик, лента, лесная, лесовик. (Лишнее слово лента).
9.Употребление существительных множественного числа предложного падежа.
Игра «Что лишнее?»
-Я хочу вас проверить, запомнили ли вы, кто такой лесник? ( Это -…)
-За чем присматривает лесник в лесу? Подойдите к мольберту, отберите нужные картинки. Лесник присматривает за кустами, деревьями , травами. А за пальмой он не присматривает, потому что это дерево растет в жарких странах.
В лесу лесник встречает и наблюдает за кем? Какими ? Теперь отберите картинки птиц, живущих в лесу.
(Птицами). Лесник заботится о дятлах , о воробьях кукушках.
За пингвином лесник не наблюдает, потому что он живет…)
-Отберите картинки , о ком заботится в лесу лесник? (Лесник заботится о лесных животных, а о лошади не заботится, потому что это домашнее животное).
-Молодцы! Ничего не напутали.
10.Образование притяжательных прилагательных.
-Вспомните, а какое сказочное чудище, которое шутит, путает, старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший)
И снами леший решил пошутить. Вот какого зверя нарисовал .Как вы думаете , живут в лесу такие животные? (Нет .Это сказочное животное.)
-На каких животных оно похоже? (Оно похоже на зайца, у этого животного заичьи уши, на волка, у него волчьи ноги, на медведя, у него медвежье туловище).
-Молодцы, мы разгадали загадку лешего, ему не удалось нас испугать.
11.Игра «Где же хвост? (Употребление притяжательных прилагательных в сложноподчиненных предложениях). Составление предложения с использованием схемы.
-А вот звери лесные испугались и попрятались.
Определите по хвосту, кто, где спрятался. Почему ты так думаешь?(Лиса спряталась за кустом , потому что я вижу лисий хвост.
-Чтобы животные появились , давайте расхвалим их хвосты. Нам поможет эта схема
-Логопед демонстрирует образец.
«Лисий хвост длинный , овальный, пушистый , рыже-белый».
(О зайце составляем аналогичное предложение).
Леший не только умеет шутить, еще он умеет загадывать сказочные загадки, а загадки он спрятал в красном, пластмассовом, детском…(ведерке).
12.Образование сложных прилагательных путем сложения основ.
-Давайте разгадаем
загадки лешего. Заморочки из мешочка»
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерками , каждому номеру соответствует схема .Дети обсуждают и говорят ответ.
(Тонкошеей лебедь, остроклювый дятел и т.д.)
-Все ли эти птицы останутся зимовать в лесу? (Все улетают на юг.)
-Молодцы! Со всеми заданиями справились .
Педагог обращает внимание на пустующем ранее стуле стоит корзина с ягодами и грибами)
-Ребята, посмотрите на столе , где раньше лежала посылка , что-то стоит…(Дети подходят к корзине , достают осенние подарки).
13.Итог занятия
-Чем мы занимались, что запомнилось? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме"Поздняя осень. Предзимье".
Конспект мероприятия по связной речи в подготовительной логопедической группе....
Конспект НОД по связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: "Поздняя осень. Предзимье".
Конспект мероприятия по связной речи в подготовительной логопедической группе....
Тема «Поздняя осень» (Старшая группа ЗПР)
Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;коррекционно-развивающие – развива...
Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»
Цель:Знакомство с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ОВЗ на лексическую тему: «Поздняя осень».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ОВЗ (сенсорное развитие) . «Поздняя осень». ...
Конспект занятия по обучению детей рассказыванию на тему:"Поздняя осень"
В своей деятельности, обучая детей рассказыванию, я использовала современную образовательную технологию - мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц.Мнемотаблица - это схема, в которой...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи тема: "Поздняя осень"
Литература: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, М, Мозаика-синтез, 2005 Дни стали короче, длиннее стали ночи, Кто скажет, кто знает, когда это бывает?...