Формы дезонтогенеза
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Краткая сравнительная характеристика форм дезонтогенеза. Ситематизированная и сокращенная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_dezontogeneza.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
параметр | Дефицитарное развитие: ОДФ | слух | зрение |
Диагноз | ДЦП | Слабослышанье, отит, глухота | Миопия, косоглазие, слепота |
Время возникновения | Раннее | Раннее и позднее | Раннее и позднее |
Причины | Недоношенность, гипоксия, асфиксия, внутриутроб. инфекции, черепно-мозг травмы и головного мозга | Генетика, наследственность, травмы, обмен веществ | Генетика, наследственность, травмы, обмен веществ |
Характер нарушения мозг. струтктур | Подкорка, кора – максимальные Лобные доли- минимально, поврежд спинного мозга локального характера | Локальные: височные доли коры, проводящие пути, рецепторы уха. | Теменной отдел, рецептор глаз, проводящие пути |
Ядерное нарушение | Восприятие: иллюзии, макропсия, микропсия, дисмегалопсия, параксия (предм удалены или приближены), тахихрония, брадихрония, нарушение восприятия схемы собственного тела. Эмоции: эмоц лабильность, инертность, слабодушие, гипотимия (тоска, тревога, страх), гипертимия (эйфория, экстаз), паратимии (2=эмоции) гиперостезия (сверхчувсвительность) гипостезия (снижение чувственности), гневливость, патилогическая инверсия (эмоции направлены только на свои потребности | Слуховое восприятие: звуковые иллюзии, Эмоц расстройства: гипотимия, паратимия, гипостезия, агрессии, эмоции направлены на себя | Зрительное восприятие : макропсии, микропсии, дисмегалопсии, параксии, искажение цвета Эмоц расстройства: гипотимия, паратимия, гипостезия, боязливость |
Системное недоразвитие | Когнитивная сфера: воля: гипобулия, гипомимия, мышление-наглядно-действенное и образное, высшие процессы мышления, внимание, память: гипомнезия, амнезия | Когнитивная сфера: речь, внимание, память, волевые усилия Двигательные процессы, эгоцентризм, локомоции | Когнитивная сфера: память, внимание, мышление наглядно-действенное, образное, словесно-логическое Локомоции, двигательные процессы, равновесие, координация |
Классификация | 1. Конституциональные нарушения: корковое недоразвитие, подкорковое 2. ДЦП: Спастическая диплегия- интеллект сохранен, колясочники- страдают ноги. Двойная гемиплегия нарушение интеллекта, тяжелое пораж всех конечностей Гиперкинетическая форма сокращения мышц с парезами и параличами. Интеллект- на3 (ЗПР, дебильность) Атонически-астеническая форма Интеллект – 50 на 50 парезы, низкий тонус мышц Гемипаротическая форма –поражение 1ой половины тела Интел дефект- 25-30%
|
|
|
Нарушения речи | Дизартрия, алалия, заикание, слабость голоса. | Может не сформироваться (при тотальном), плохая артикуляция, нарушение фонематического слуха, нет дифференциации звуков, смазанность артикуляции –близкие по зна слова одинаковы по звучанию, слабая модуляция голоса. Нарушена коммуникативная речь | Страдает звукопроизношение (не видит артикуляции). Пассивный словарь, недоразвитие фразовой речи. Тк мышление сохранно появляются лингвистические способности |
Педагогический прогноз | В легких степенях и при правильном обучении- полная компенсация | Нет полной компенсации, но соц адаптация возможна | Нет полной компенсации, но соц адаптация возможна |
параметр | Искаженное развитие | Дисгармоническое развитие | Поврежденное развитие |
Диагноз | Синдром раннего детского аутизма шизофрения | психопатия | Органическая деменция |
Время возникновения | раннее | Раннее и позднее | Позднее |
Причины | Стрессы, инфекции | Генетические, интоксикация, стрессы в перинатальный период, негативное воздействие окружающей среды. | Травмы, нейроинфекции |
Характер нарушения мозг. струтктур | Недоразвитие стволовых отделов мозга, мозаичные повреждения | Мозаичные повреждения виде недоразвития подкорки | Кора-локализация, локальное нарушение головного мозга |
Ядерное нарушение | Мышление (расстройство содержания: навязчивые, сверхценные и бредоые идеи) по процессу: замедление темпа протекания, вязкость, аморфность Эмоции: гипотимия, гипостезия, инертность, | Эмоции: эмоц. лабильность, инертность, слабодушие, гипотимия, гипертимия, гипостезия, гиперостезия, патилогическая инверсия (эмоции направлены только на свои потребности) | Мышление расстройство процесса: нарушение логики, обобщения, целенаправленности, витиеватость, застреваемость (эпилептическая форма) , соскальзывание, сверхценные идеи (шизофрения), аморфность, разорванность (травматическая) |
Системное недоразвитие | Соц адаптация, личностные нарушения Когнитивные процессы, воля, навыки самообслуживания, эгоцентризм | Дисгармонический склад личности, нарушено поведение (полевое), волевые расстройства регуляция и контроль (гипобулия, гипомимия) угнетение и усиление мотивов деятельности, детскость, | Воля, регуляция, контроль, эмоции: лабильность, паратимии, гипотимии, гипертимии, патология влечений 9обжорство, отсутствие чувства самосохранения, личностные нарушения |
Классификация | По осложненности: осложнено интеллект дефектом, не осложнено | 1. Врожденная/приобретенная 2. Шизоидная (вялость- на уровне инстинктов, ранимость, отсутствие жизнерад, нет автоматизмов общения) Эпилептоидная – застревание на эмоции, немотивированные колебание настроения, аффективные реакции, связ с чувством физич дискомфорта, агрессивность с садистич наклонностями, конфликтность, озлобленность Психостеническая – слабость псих тонуса, страхи за жизнь и здоровье, навязчивые мысли, опасения, мнительность, суеверны, аккуратны, тревожность Истерическая – эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, псих нарушения: повыш эмоциональность, эмоц лабильность, впечатлительность. Вегето-весцеральные – спазмы глад мускулатуры, запоры, икота, обмороки, лабильность давления и пульса, Двигательные- припадки, парезы. Сенсорные расстройства - восприятие Органическая – эмоц и двиг возбудимость, аффективные вспышки, негативизм, упрямство, своеволие, ревность, обесценив треб взрослого, жестокость | 1. По этиологии: шизофреническая, эпилептическая, травматическая, склеротическая, постэнцефалитическая 2. По динамике процесса: прогрессирующая, резидуальная (остаточное явление, образование нового) 3. по типу псих реагирования: расторможенный, заторможенный |
Нарушения речи | Раннее формирование внутренней речи, речь ориентирована на себя, мутизм, нарушение коммуникации, нарушено звукопроизношение, ОНР | Заикание, дизартрия, мутизм, афазия Демонстративность, повышение эмоц окраса, вычурность, витиеватость | Афазия-полный распад речи, нарушение логичности, бессвязность, наруш целенаправленности и контроля |
Педагогический прогноз | Можно компенсировать при интеллектуальной сохранности. Зависит от степени. | Одна из самых легких форм для компенсации –достаточно правильного воспитания. Полная компенсация возможна | Нет полной компенсации, адаптация на уровне бытовой и социальной |
параметр | Общее психическое недоразвитие | Задержанное развитие |
Диагноз | Умственная отсталость – психиатрич Олигофрения - невролог | ППЦНС, ММД, СДВГ, ЗПР – психиатрич, отставание в развитии – пед. заключение. |
Время возникновения | Раннее | Раннее |
Причины | Генетические + интоксикация | Гипоксия, асфиксия, соц фактор |
Характер нарушения мозг. струтктур | Недоразвитие головного мозга с преимущественным поражением лобных и теменных отделов | Мозаичное поражение повреждение подкорковых отделов |
Ядерное нарушение | Все компоненты мышления: тугоподвижность, инертность, отсутствие словесно-логического мышления, | Внимание: тугоподвижность, рассеянность, снижение объема, отвлекаемость, истощаемость, Эмоции: гипотимия, гипостезия, инертность, нервозность, лживость, детскость |
Системное недоразвитие | Когнитивные процессы: недоразвитие высших форм мышления: речь, произвольные память, внимание, воля, сравнение, классификация. Высшие проявления эмоций: нет чувств, а эмоц привязанность | Когнитивные процессы: высшие формы мышления, расстройства процесса мышления + социофобии, память: гипомнезия, амнезия, страдает динамика псих деятельности |
Классификация | Мед классификац с учетом соц несостоятельности: легкая, умеренная, выраженная, тяжелая. Дефектологич подход: (по Эскиролю): идиотия, имбецильность, дебильность (нет словесно-логического мышления) Формы: неосложненная (наруш только когнитив компонент) осложненная (нарушены и эмоции), атипичная вызвана гидроцефалией – большой объем памяти, но мышление не развито |
1. Конституциональная задержка = инфантилизм
Поведенческие реакции ЗПРЦОГ: . С психомоторной расторможенностью, импульсивностью и тормозной тип Формы ЗПРЦОГ по познавательному дефекту
2. Нарушения в когнитивной и эмоционально-волевой сфере |
Нарушения речи | Идиотия – речь на уровне звуков, выражают эмоции, элементы слов, имбецильность – зачатки фраз, слова обиходного характера, выдел простейшие признаки предметов, наруш звукопрозношения, дебильность – запаздывание звукопроизношения, мал запас слов6 прил, наречия, ? предложения, монологи, речь аграматична | Замедленное формирование, недостат запас слов, письм речь, фонематический слух, звковой анализ и синтез, аграматичность в построении связной речи, ОНР |
Педагогический прогноз | Нет полной компенсации дефекта, имбецилы обучаются с целью приобретения элементарных навыков | Возможна полная компенсация, зависит от организации спец.корректирующего обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...
Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)
Цель мероприятия: Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...
Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....
Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма) Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма)
Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма) Гимнастика в старшей группе (стихотворно - игровая форма) « На огороде»1 часть:Отгадайте, кто идёт к нам ребята в о...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»
В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...