Семинар – практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать»
материал по логопедии ( группа) по теме

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи создает необходимые условия для его полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения рядом бытовых, учебных, игровых умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_fevral.docx300.3 КБ
Файл goncharova_a.s._seminar_1.pptx2.95 МБ
Файл goncharova_a.s._seminar_2.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»

Семинар – практикум для родителей

«Сами будем больше знать, будем детям помогать»

                                                                  Учитель – логопед

                                                                      Гончарова Анна Станиславовна

г.Саров

2015г.

Цель и задачи  семинара - практикума

Цель:

Показать значимость активизации речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  • обучение родителей использованию  методов и приемов развития связной речи у детей в домашних условиях;
  • максимальное подключение родителей к решению проблемы речемыслительной деятельности дошкольников;
  • установление партнерских доверительных отношений с родителями  воспитанников.

Теоретическое обоснование:

Проблема активизации речемыслительной деятельности детей является одной из важнейших в психологии развития, коррекционной педагогике, специальной психологии. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи создает необходимые условия для его полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения рядом бытовых, учебных, игровых умений и навыков.

Речемыслительная деятельность - развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Левое полушарие непосредственно связано с формированием логической структуры высказывания, его грамматическим оформлением. Оно отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций, осуществляет операциональный аспект мыслительной деятельности. Правое полушарие обеспечивает формирование замысла высказывания, его целостность, эмоциональную окраску, соответствие мысли действительности.

Таким образом, оба полушария принимают участие в речемыслительной деятельности, причем вклад каждого имеет взаимодополняющий характер. И в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами - все эти учебные действия требуют достаточного развития уровня связной речи.

    От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Что необходимо знать родителям, чтобы вовремя увидеть проблемы ребенка, которые могут в дальнейшем стать преградой на пути к успешному обучению и адаптации к новым социальным условиям? В какой помощи со стороны родителей нуждается ребенок, какое содействие со стороны бабушек и дедушек ждет он, вступая на трудный путь учения?
      Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребенок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? Если родители дадут такому ребенку задание: «Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете, и налей в нее чай», то сразу обнаружится, что малыш удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть («налить чай») или начало задания («...возьми чашку...»), детали же пропускают. А это значит — ребенок невнимателен, не вслушивается, не вдумывается, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: он не понимает условия задачи по математике или задания к упражнению вследствие того, что не услышал всего текста инструкции; при письме допускает пропуски и перестановки букв, недописывает до конца слова, предложения и пр. И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, и только затем произносит их вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Итог один — они читают медленнее других, что создает основу для ряда проблем в последующем обучении.
      Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, нарушение статического равновесия. Эти особенности приводят его к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи.

  Если ребенок теряет потребность в познании, это ограничивает возможности его развития. Стремление к познанию — такая же необходимость, как голод и жажда. А скука — самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение.

      Зачастую родители не считают затруднения в обучении малыша за проблему, перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя и школу. Многие взрослые считают, что ребенок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства неверна и опасна.
      У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Также важно для него внимание и отношение родителей и людей, находящихся рядом. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные детские «почему».
      Тем, кто воспитывает таких детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты его поведения вас беспокоят и почему? Что в его поведении вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши?
      А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отмахиваясь от проблем ребенка на том основании, что сами они были такими же и никто их не учил, и ничего — научились.
      Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались о том, что, жалея ребенка, стараясь ему помочь, многое в его воспитании они могут поставить с ног на голову! Очень часто они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: обвести рисунок и т. д. Родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи».
      При общении с ребенком родители должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на взрослых. Только малыш не может понять, что с ним.
      Родители должны ответить себе на вопрос: «Что с моим ребенком? Что я вижу и ценю в нем? Какие у него трудности и почему? Как я могу помочь ему?»
      Мы хотим предложить вам несколько советов, как помочь малышу. Общаясь с ребенком, следуйте им, и все у него наладится!?


    Для  развития речемыслительных способностей детей необходимо использовать упражнения:

  1. по активизации речевого общения детей;

 Необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы: 
      • развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
      • проводить дидактические и подвижные игры;
      • разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель); 
      • сопровождать рисование комментированием.

Говорить, что будешь рисовать, что рисуешь, что нарисовал;
      • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
      • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
      • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); 
      • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

 2.  по  активизации словаря можно использовать такие виды работ:
      • активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);
      • отгадывание предметов по описанию. Алгоритм описания предмета: по цвету, по форме, по величине, по вкусу, по материалу, по назначению (как используется);
      • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
      • подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
      • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;
      • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
      • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
      • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
      • подбор слов в устный текст:
      Стоит жаркая ... (погода). Мы отправились в ... (лес). В лесу мы собрали много ... (грибов). Вдруг небо стало ... (темным). Полил сильный ... (дождь). Мы спрятались в ... (шалаше);
      • пересказ рассказа:
      — по демонстрируемому действию,
      — по серии сюжетных картинок,
      — по сюжетной картинке;
      • составление рассказа:
      — по демонстрируемому действию,
      — по серии сюжетных картинок,
      — по сюжетной картинке,
      — по опорным словам,
      — по заданному началу.

   3.  на закрепление усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
      • составление предложения с заданным словом;
      • восстановление правильного порядка слов в предложении;
      • ответы на вопросы с их постепенным усложнением (последовательность не является строго обязательной, вопросы даны примерные):
      — вопросы, требующие простого называния (Кто это? Что это?);
      — вопросы, требующие называния действующего лица (Кто читает?);
      — вопросы, требующие определения действия, совершаемого объекта (Что делает собака?); 
      • образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного — прилагательное, от глагола — существительное и др.);
      • объяснение образования сложных слов (носорог, разноцветный);
      • подбор и употребление:
      — имен существительных (Мальчик рисует ... дом, машину, собаку.);
      — глаголов(Собака ...рычит,грызет,лает.);
      — имен прилагательных (Цветы ... полевые, садовые, комнатные);
      • подбор предлогов:
      Разные цветы растут ...  лугу. Ты собрал букет ... мамы. Мама поставила цветы ... вазу;
      • составление словосочетаний:
      — добавление слова (книгу ... читал, смотрел, купил, подписал);
      — изменение типа связи слов по образцу (берег моря — морской берег, компот из яблок — яблочный компот); 
      — по определенной тематике (осень ... поздняя, золотая, дождливая, холодная);
      — противопоставленных по значению (поднял руку — опустил руку, хлеб мягкий — хлеб черствый);
      — с предлогом и без предлога с помощью вопроса:
      Пил чай ... с чем? — С молоком, лимоном, конфетами.
      С кем? — С мамой, братом, бабушкой.
      Как? — С удовольствием, охотно, долго.
      Когда? — Утром, вечером, недавно.
      Какой? — Горячий, вкусный, ароматный;
      • использование одного слова в разных падежных формах:
      Рыбак поймал рыбу. Мама сварила суп с ... (рыбой). Много костей было в ... (рыбе); 
      

4. для проверки понимания и правильности использования сложных грамматических конструкций предлагаются следующие задания:
      • исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении;
      • выбор правильного предложения (из двух предложений только в одном причинно-следственные связи верные);
      • определение лишнего слова в ряду слов (Валя, Вера, Петрова, Марина.).

 5.  для закрепления умения ребенка ориентироваться в звуковом и слоговом составе слова можно использовать следующие виды заданий:
      • называние общего звука в произносимых словах, названиях предметных картинок;
      • определение первого или последнего звука в называемых словах;
      • определение наличия или отсутствия звука в слове;
      • подбор слов на заданный звук;
      • узнавание слова по названным изолированным звукам или слогам;
      • называние по порядку всех звуков или слогов слышимого и произносимого слова;
      • добавление звука, слога для получения новых слов;
      • произнесение чистоговорок, скороговорок.
6. на активизацию мышления ребенка. Предлагаем использовать для этого педагогические приемы или направления:?
      • развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
      • развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;
      • формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
      • формирование обобщенного познания; 
      • развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
      • развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями)).

И главное:

 чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка.

Как учить ребенка дома?


      Каждое упражнение, не продолжительное по времени (2—5 минут), привлекательно по содержанию, разнообразно по видам деятельности и очень полезно для ребенка.
      От вас, уважаемые родители, потребуется лишь пригласить ребенка поиграть! Не надо ему говорить, что вы собираетесь с ним заниматься. Это отпугнет его от вас.
      Проводить занятия можно через день, но главное, чтобы вы не бросали их. Только при постоянных упражнениях (пусть даже через два дня) гарантируется достижение успеха. Вы заметите, что ребенок стал наблюдательнее, внимательнее, стал лучше читать, печатать и т.д.
      Где и как проводить занятия? Где угодно и когда угодно: на прогулке, в транспорте, по дороге в гости, к врачу; когда готовите еду, гладите белье, убираете квартиру и т. д. Конечно, хорошо бы просто сесть на диван и поиграть с ребенком. Объясните ребенку, что это игра, а не занятие. Хорошо, если в игру включаются и друзья, пришедшие в гости.

Задания для родителей:

1. Упражнения на развитие слухового внимания.

      Инструкция ребенку: «Повторяй за мной!»
      • Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию по следующей схеме:
      AT произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка,
      ТА произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка:

        Инструкция ребенку: «Повтори за мной цепочку слогов»:

па — та —ша

фа — ка — са

ба — ду — ро

2. Упражнения на обогащение словарного запаса.

      Инструкция ребенку: «Назови предметы посуды»
      
 Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию.

Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится туго?
Попробуй поесть без тарелки и ложки...
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы —
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи...
Всегда всю посуду в порядке держи!

   И в завершение можно у ребенка спросить: «А теперь назови, какая у нас есть посуда?»
      
 Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д. Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:

Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее:
Картофель, пила, огурец, помидор...
Три из картинок подружатся с пищею,
А для четвертой подходит топор.

Решим и другую задачу на лишнее:
Клубника, малина, черника и кот...
Какие картинки подружатся с вишнею?
Какая с животными в дружбе живет?

      
       Для речевого развития, расширения словарного запаса детей, объясните, что одно и то же слово может иметь несколько значений: листок — бумаги, дерева, тетрадки; ручка — у кружки, кувшина, двери, ребенка; дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др. Или предложите ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет: дом — крыша, ложка — тарелка, хлеб — крошка, стол — ножка, тетрадь — книга.

3. Упражнение на развитие внимания, навыков звуко-буквенного анализа.

      Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».
      к-о-т = кот
      с-т-о-л = стол
      р-ы-б-а = рыба
      Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Ребенок должен отгадать его. А потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он теперь произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово».

4. Упражнения на развитие зрительного восприятия.

      Инструкции ребенку:
      
 «Какие буквы ты видишь? Покажи и обведи карандашом каждую из них».

http://www.prosv.ru/ebooks/ishimova_razvitie_rechemisl/images/17.jpg

       «Добавь недостающую часть фигуры, чтобы получилась буква».

http://www.prosv.ru/ebooks/ishimova_razvitie_rechemisl/images/18.jpg

5. Упражнение на отработку слитного чтения и развития речи.

      Инструкция ребенку: «Составь из слогов слово и придумай с ним предложение».

Со-

ва
ня
ки

Ла-

па
ма
рец

      Уточните с ребенком значение получившихся слов.

6. Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Послушай, повтори и объясни разницу в словах».

Автобус шел по дороге.
Человек шел в гости.
Вова перенес тяжелую ангину.
Петя перенес груз через дорогу.

7. Игры на развитие внимания и памяти.

Игра 1.

      В произвольном порядке разложите на столе 5—7 предметов (или картинок). Ребенку  предложите их рассмотреть (примерно 10 с). Затем, отвернувшись от стола, ребенок должен назвать предметы в заданной последовательности.
      Варианты игр:
      
 в момент рассматривания предметов (или картинок) ребенок может проговаривать их названия;
      
 после просмотра предметов ребенком поменять их местами, чтобы он потом вспомнил и восстановил их в прежней последовательности;
      
 после того как ребенок рассмотрел предметы (или картинки) и отвернулся, убрать (или добавить) один предмет (или картинку) для того, чтобы он смог определить, какие изменения произошли.

Игра 2.

      Покажите ребенку 5—6 предметов, затем, когда ребенок отвернется или выйдет, разложите их в разных местах, доступных взору, чтобы он смог найти эти предметы. Игра может сопровождаться оречевлением ребенком своих действий («Я вижу...», «Я нашел...» и т. д.)

8. Упражнение на развитие слухового внимания.

      Инструкции ребенку:
      
 «Подними руку, когда услышишь в конце слова звук [a]»:
      курица, волки, медведь, лошадь, корова, лиса, собака, кошка, сороки.

      
 «Назови слово, начинающееся на звук [у] (утро, умывальник, уши...), и составь с ним предложение».

9.Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Подумай и продолжи ряд» (до конца строчки):

http://www.prosv.ru/ebooks/ishimova_razvitie_rechemisl/images/23_1.jpg

10.Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза слов.

      Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками».

http://www.prosv.ru/ebooks/ishimova_razvitie_rechemisl/images/23_2.jpg

11.Упражнение на развитие логического мышления.

      Инструкция ребенку: «Какая картинка в каждом ряду лишняя (не подходит)? Объясни почему».

http://www.prosv.ru/ebooks/ishimova_razvitie_rechemisl/images/26.jpg

 12.Игры на развитие внимания, памяти и общей моторики.

Игра 1.

      Постройте детей в шеренгу из 5—6 человек. Выберите ведущего, который должен посмотреть на строй в течение 40—50 секунд, затем, отвернувшись, перечислить, кто за кем стоит.
      Вариант: дети меняются местами (2—3 человека или все), а ведущему надо по памяти восстановить шеренгу.

Игра 2.
      Варианты игры: «Иголка и нитка» — ведущий точно повторяет движения (действия) каждого игрока в отдельности.

13.Упражнения на активизацию словаря.

       Инструкция ребенку: «Я буду называть слово, а ты подбирать другое, противоположное по значению. Например: большой дом — маленький дом, длинная улица — короткая улица, много товаров — мало товаров и т. д.»
      
Называйте предметы, которые вас окружают, в сочетании с различными прилагательными. Постоянные упражнения в подборе антонимов развивают словарь ребенка, его речь.

      Плохой мальчик — хороший мальчик.
      Неряшливая девочка — аккуратная девочка.
      Тяжелая ноша — легкая ноша.

       Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково».
      Называйте любое слово, обозначающее предмет, а ребенок пусть образует от него новое с уменьшительно-ласкательным значением:
      дом — домик, собака — собачка, трава — травка, травушка, травиночка, улица — улочка и т. д.
      
 Инструкция ребенку: «Давай играть в предложения. Будем по очереди называть слова, составляя длинную-предлинную фразу. Надо подбирать слова так, чтобы предложение было бесконечным и нельзя было поставить точку (т. е. чтобы предложение по смыслу не могло быть законченным)». Например: «Стоял жаркий, длинный, летний, знойный...».
      

14.Беседа

«В гости к бабушке»

       Представь, во что будет одета бабушка (дедушка)?
      
 Кто еще к ней придет?
      
 Кто где сядет за столом?
      
 Что же приготовит нам бабушка? Что бы ты хотел попробовать?
      
 Сколько тарелок будет стоять на столе?
      
 Какая посуда есть у бабушки?
      
 Что у нее дома тебе нравится?

«Весенний пейзаж»

1)Беседа по теме:
      
 Какое это время года? Почему ты так думаешь?
      
 Какое время года будет после весны? А какое было перед весной?
      
 Что изменилось в природе по сравнению с зимой, осенью?
      2) Назови весенние месяцы, весенние праздники.
      3) Закончи предложение: Наступили весенние деньки, на березах набухли ..., из них появятся… ... .
      4) Объясни, почему так говорят: «Увидел грача — весну встречай».
      5) Составь рассказ «Однажды весной» про неосторожных детей, которые играли на льдине, а лед был тонкий.

Дерево, куст

— что делают?

Лимон, яблоко

— какие?

Овощи, фрукты

— что делают?

Мед, сахар

— какие?

Дождь, снег

— что делают?

Лает, бегает

— кто?

Корова, лошадь

— что делают?

Сидит, рисует

— кто?

Ковер, скатерть

— что делают?

Спит, лакает

— кто?

Яблоко, груша

— какие?

Моросит, льет

— что?

Чай, вода

— какие?

Кружится, падает

— что?

Лиса, заяц

— какие?

Светит, греет

— что?

Шуба, одеяло

— какие?

Сочное, сладкое

— что?

Лед, снег

— какие?

Желтый, кислый

— что?

Трава, крокодил 

— какие?

Большая, грузовая

— что?

 6) Исправь ошибку: Солнце освещается землей. Вода питается растением.
      7) Выбери правильное предложение: Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.
      8) Объясни, почему снег весной потемнел и почему он тает?

15. Упражнение на развитие словаря и грамматического строя речи.

   Инструкция ребенку: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать на них».

Памятка   для родителей:

Не забывайте о том, что:

1.Развитие у ребенка интереса к языку – это необходимый процесс: объясняйте ему значения слов, показывайте их связь. Следите за грамматической правильностью, связностью речи;

2.Речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т.е. диалогом;

3. Помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствуют диалогическую и развивают монологическую речь;

4.Участие в  жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться.

   Приятного вам общения!

Список использованных источников и литературы

1. Ахутина Т.В. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: «Наука», 1985.
2.Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.: Просвещение,  2009.

3.  Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2001.

4.    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1981.

5..  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для родителей «Сами будем больше знать, будем детям помогать» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок» Подготовила учитель-логопед Гончарова Анна Станиславовна г.Саров 2015

Слайд 2

З А Д А Ч И

Слайд 3

Актуальность Изменение коммуникативного пространства России, интеграция новых технологий повлекли за собой потребность общества в активных, конкурентоспособных, творческих людях. Педагогика как основная область знаний, отвечающая за обучение и воспитание такой личности, гибкой, готовой к принятию неординарных решений, не боящейся перемен , отреагировала на эту ситуацию повышением уровня образования и воспитания, поиском новых путей в обучении и подходов в воспитании современного человека. Современная педагогическая наука направляет все свои усилия на активизацию различных видов деятельности в процессе обучения и воспитания, среди которых важное место занимает проблема активизации речемыслительной деятельности . Теоретическое обоснование Во многих теоретических исследованиях, посвященных мышлению и речи детей с тяжелыми нарушениями речи, говориться о невозможности развития мышления без речи и наоборот - усвоение речи без мышления. Процесс активизации речемыслительной деятельности помогает скорейшему достижению наивысших результатов в любом виде деятельности, решение этой проблемы способствует успешной социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его качественному обучению и эффективному воспитанию, создает предпосылки к успешному дальнейшему обучению.

Слайд 4

П Р А В И Л А

Слайд 5

надо сделать деятельность интересной, эмоциональной, наглядной отмечать достижения ребенка проводить занятия систематически и системно Чтобы добиться успеха: главное

Слайд 6

Упражнения на развитие слухового внимания Упражнение «Повторяй за мной!» Ребенок повторяет за вами прямые и обратные слоги, которые вы четко произносите, меняя интонацию . Инструкция ребенку : слушай меня внимательно и повторяй за мной. AT - произносите с восклицательной интонацией, затем повтор ребенка, ТА - произносите с вопросительной интонацией, затем повтор ребенка. 2. Затем ребенку предлагаются слоговые цепочки . Инструкция ребенку: слушай меня внимательно и повтори за мной цепочку слогов: па — та — ша фа — ка — са ба — ду — ро

Слайд 7

Упражнения на обогащение словарного запаса 1. Упражнение « Вид-вид» Инструкция ребенку: «Назови предметы посуды» • Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию. Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится туго? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки! Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи! И в завершение можно у ребенка спросить: «А теперь назови, какая у нас есть посуда?» 2. Упражнение «Что лишнее?» Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д. Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета: Инструкция ребенку: Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: Картофель, пила, огурец, помидор... Три из картинок подружатся с пищею, А для четвертой подходит топор. Решим и другую задачу на лишнее: Клубника, малина, черника и кот... Какие картинки подружатся с вишнею? Какая с животными в дружбе живет? Для речевого развития, расширения словарного запаса детей, объясните, что одно и то же слово может иметь несколько значений: листок — бумаги, дерева, тетрадки; ручка — у кружки, кувшина, двери, ребенка; дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др. Или предложите ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет: дом — крыша, ложка — тарелка, хлеб — крошка, стол — ножка, тетрадь — книга.

Слайд 8

Упражнение на развитие внимания, навыков звукобуквенного анализа Упражнение «Угадай слово» Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)». к-о-т = кот с-т-о-л = стол р-ы-б-а = рыба Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Ребенок должен отгадать его. А потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он теперь произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения на развитие зрительного восприятия Упражнение «Прятки» Инструкции ребенку: «Какие буквы ты видишь? Покажи и обведи карандашом каждую из них». Упражнение «Дорисуй букву» Инструкции ребенку: «Добавь недостающую часть фигуры, чтобы получилась буква».

Слайд 2

Упражнение на отработку слитного чтения и развития речи Упражнение «Составь слово» Инструкция ребенку: « Составь из слогов слово и придумай с ним предложение». со- ва ла-па ма -ши-на Уточните с ребенком значение получившихся слов .

Слайд 3

Упражнение на развитие логического мышления Упражнение «В чем разница?» Инструкция ребенку: «Послушай, повтори и объясни разницу в словах». Автобус шел по дороге. Человек шел в гости. Вова перенес тяжелую ангину. Петя перенес груз через дорогу.

Слайд 4

Игры на развитие внимания и памяти Упражнение «Запомни игрушки» В произвольном порядке разложите на столе 5—7 предметов (или картинок). Ребенку предложите их рассмотреть (примерно 10 с). Затем, отвернувшись от стола, ребенок должен назвать предметы в заданной последовательности. Варианты игр: • в момент рассматривания предметов (или картинок) ребенок может проговаривать их названия; • после просмотра предметов ребенком поменять их местами, чтобы он потом вспомнил и восстановил их в прежней последовательности; • после того как ребенок рассмотрел предметы (или картинки) и отвернулся, убрать (или добавить) один предмет (или картинку) для того, чтобы он смог определить, какие изменения произошли. Упражнение «Найди игрушку» Покажите ребенку 5—6 предметов, затем, когда ребенок отвернется или выйдет, разложите их в разных местах, доступных взору, чтобы он смог найти эти предметы. Игра может сопровождаться оречевлением ребенком своих действий («Я вижу...», «Я нашел...» и т. д.)

Слайд 5

Упражнение на развитие слухового внимания Упражнение «Слушай звук» Инструкции ребенку: «Подними руку, когда услышишь в конце слова звук [ a ]»: курица волки медведь лошадь корова лиса собака кошка сороки Упражнение «Назови слово» Инструкции ребенку: «Назови слово, начинающееся на звук [у] и составь с ним предложение». (утро, умывальник, уши, улитка, утюг...),

Слайд 6

Упражнение на развитие логического мышления Упражнение « Продолжи ряд» Инструкция ребенку: «Подумай и продолжи ряд» (до конца строчки):

Слайд 7

Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза слов Упражнение « Угадайка » Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками».

Слайд 8

Упражнение на развитие логического мышления Упражнение «Лишняя картинка» Инструкция ребенку : «Какая картинка в каждом ряду лишняя (не подходит)? Объясни почему».

Слайд 9

Игры на развитие внимания, памяти и общей моторики Упражнение «Кто за кем? » Постройте детей в шеренгу из 5—6 человек. Выберите ведущего, который должен посмотреть на строй в течение 40—50 секунд, затем, отвернувшись, перечислить, кто за кем стоит. Вариант: дети меняются местами (2—3 человека или все), а ведущему надо по памяти восстановить шеренгу. Упражнение «Иголка и нитка» Ведущий точно повторяет движения (действия) каждого игрока в отдельности.

Слайд 10

Упражнения на активизацию словаря Упражнение « Скажи наоборот» Инструкция ребенку: «Я буду называть слово, а ты подбирать другое, противоположное по значению. Например: большой дом — маленький дом, длинная улица — короткая улица, много товаров — мало товаров и т. д.» Называйте предметы, которые вас окружают, в сочетании с различными прилагательными. Постоянные упражнения в подборе антонимов развивают словарь ребенка, его речь. Плохой мальчик — хороший мальчик Неряшливая девочка — аккуратная девочка Тяжелая ноша — легкая ноша. Упражнение « Скажи ласково» Инструкция ребенку: «Я буду называть тебе слова, а ты будешь говорить мне эти же слова ласково». Называйте любое слово, обозначающее предмет, а ребенок пусть образует от него новое с уменьшительно-ласкательным значением: дом — домик собака — собачка трава — травка, травушка, травиночка улица — улочка и т. д.

Слайд 11

Упражнения на активизацию словаря Упражнение «Длинное предложение» Инструкция ребенку: «Давай играть в предложения. Будем по очереди называть слова, составляя длинную-предлинную фразу. Надо подбирать слова так, чтобы предложение было бесконечным и нельзя было поставить точку (т. е. чтобы предложение по смыслу не могло быть законченным)». Например: «Стоял жаркий, длинный, летний, знойный...».

Слайд 12

Беседа Тема «В гости к бабушке» Представь, во что будет одета бабушка (дедушка)? • Кто еще к ней придет? • Кто где сядет за столом? • Что же приготовит нам бабушка? Что бы ты хотел попробовать? • Сколько тарелок будет стоять на столе? • Какая посуда есть у бабушки? • Что у нее дома тебе нравится?

Слайд 13

Беседа Тема «Весенний пейзаж» 1. • Какое это время года? Почему ты так думаешь? • Какое время года будет после весны? А какое было перед весной? • Что изменилось в природе по сравнению с зимой, осенью? 2. Назови весенние месяцы, весенние праздники. 3. Закончи предложение: Наступили весенние деньки, на березах набухли ..., из них появятся… ... . 4. Объясни, почему так говорят: «Увидел грача — весну встречай». 5. Составь рассказ «Однажды весной» про неосторожных детей, которые играли на льдине, а лед был тонкий. 6. Исправь ошибку: Солнце освещается землей. Вода питается растением. 7. Выбери правильное предложение: Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели. 8) Объясни, почему снег весной потемнел , и почему он тает?

Слайд 14

Упражнение на развитие словаря и грамматического строя речи Упражнение «Вопрос-ответ » Инструкция ребенку: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать на них». Дерево, куст — что делают? Лимон, яблоко — какие? Овощи, фрукты — что делают? Мед, сахар — какие? Дождь, снег — что делают? Лает, бегает — кто? Корова, лошадь — что делают? Сидит, рисует — кто? Ковер, скатерть — что делают? Спит, лакает — кто? Яблоко, груша — какие? Моросит, льет — что? Чай, вода — какие? Кружится, падает — что? Лиса, заяц — какие? Светит, греет — что? Шуба, одеяло — какие? Сочное, сладкое — что? Лед, снег — какие? Желтый, кислый — что? Трава, крокодил — какие? Большая, грузовая — что?

Слайд 15

П А М Я Т К А Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й Не забывайте о том, что: 1.Развитие у ребенка интереса к языку – это необходимый процесс: объясняйте ему значения слов, показывайте их связь. Следите за грамматической правильностью, связностью речи; 2.Речи нужно уделять как можно больше внимания: наблюдайте ее, исследуйте ее, анализируйте вместе с ребенком. Исследование должно быть спрашиванием и беседой, т.е. диалогом; 3. Помощь ребенку в рассуждениях, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов совершенствуют диалогическую и развивают монологическую речь; 4.Участие в жизни ребенка поможет научить его учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться. Приятного вам общения!

Слайд 16

Список литературы: Ахутина Т.В. Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: «Наука», 1985. Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.: Просвещение, 2009. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2001. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1981. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.

Слайд 17

Успехов вам в воспитании своих детей ! Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте… ………………………………………………………….. Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте…………………………… ……………………… ……. Их за шалости не ругайте…………………………………………………………. Их за шалости не ругайте………………….................................................. Не ругайте…………………...... Не ругайте…………………...... Не ругайте…………………......


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

Консультация-практикум для родителей "Сами будем больше знать, будем детям помогать"

Родителям порой не совсем понятно,как организовать работу по заданию логопеда в домашних условиях. Данный материал подобран так, чтоб как можно больше направлений было рассмотрено в рамках одной ...

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление,  предупреждение, исправление»....

Семинар - практикум для родителей "Я здоровье берегу, сам себе я помогу!"

Сохранение и укрепеление физического здоровья детей....

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар – практикум для родителей во второй группе раннего возраста «Пальцы помогают говорить»

Задачи:1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.4. Обучить игровым приемам: сопровождение дейст...

Занятие – практикум для родителей Тема: «Смешарики играют родителям и детям помогают»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей р...