"Дружат пальчики и звуки"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Темой моего самообразования является поиск новых прогрессивных технологий логопедической работы и деятельных форм проведения занятий. В поиске творческой составляющей своей профессии я пришла к использованию в работе техники пластилинографии, при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhat_palchiki_i_zvuki.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружат пальчики и звуки.
(пластилинография в логопедии)
Логопедия - профессия, которая гармонично сочетает в себе мудрость и опыт педагогики, милосердие и участие медицины, прозорливость и терпимость психологии, восхищение и радость творчества… .
Поэтому совокупность методов и приемов, которые используются в работе по преодолению нарушений речи, затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, становление межличностных отношений и навыков социального поведения. Придать этой работе максимальную здоровьезберегающую направленность, отдать предпочтение творческим приемам и формам работы необходимо для Темой моего самообразования является поиск новых прогрессивных технологий логопедической работы и деятельных форм проведения занятий. В поиске творческой составляющей своей профессии я пришла к использованию в работе техники пластилинографии, при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином.
Как провести логопедическое занятие так, чтобы ребенок снова и снова ждал новой встречи с логопедом ? Скучные слова «пойдем заниматься», не вызывают у детей интереса, а зачастую просто провоцируют нежелание к непростой, но так необходимой ему работе.
Мои коллеги, логопеды, «изобрели» множество способов помогающих удерживать внимание и интерес к логопедическому занятию, повышающих работоспособность ребенка, формирующих мотивацию к учению. В связи с этим хочу и я поделиться собственным «рецептом» - использования в работе техники пластилинографии, при которой автоматизация звуков совмещается с «рисованием» картин пластилином. Родился он , как это часто водится, спонтанно, но уже много лет помогает мне в работе. Известная зависимость развития речи от ручной умелости была тому первопричиной. Стремясь внести в занятия разнообразные способы развития тонких движений руки, я стала использовать приемы пластилинографии. Сначала для работы с пластилином я выделяла несколько минут в ходе занятия, но это отнимало время от основной фонетической задачи. Попытка одновременного сочетания речевой и двигательно-ручной работы оказалась более эффективной.
Разумеется, такое объединение двух видов деятельности имеет смысл после постановки звука, а вот поэтапное закрепление звука уже может сопровождать работу «художника» – ребенок произносит звук, слоги, слова, фразы одновременно производя различные движения пальчиками. Моя «логопластилиновая» практика показала, что длительное произнесение звука вполне синхронно движению «намазывание» пластилином, а произнесение слогов – разминанию, раскатыванию, прижиманию. К этапу многократного повторения слов и фраз ребенок уже знаком с основными приемами пластилинографического рисования и способен удерживать свое внимание на двух видах деятельности – речевой и ручной. Теперь « творите» и занимайтесь в свое и его, ребенка, удовольствие!
В логопедическом кабинете нашего детского сада для пластилинографии выделен один небольшой уголок. В нем стоит мольберт, на котором закреплен лист хорошей тонированной бумаги, на ней, нанесенный простым карандашом сюжет большой картины. Каждый из ребят становится соавтором этой картины, выполняя на своих занятиях какой-то из ее фрагментов, сопровождая движения пальчиков проговариванием слогов, слов и словосочетаний, наполненных теми звуками, над которыми работал ребенок. Дети знают, когда появится звук, заниматься становится так интересно, что уходить не хочется.
Разнообразные сюжеты придумываем вместе, здесь и пейзажи по временам года и космос, и подводное царство рыб и коллекция бабочек и многое другое, что только может придумать детское воображение.
Взаимодействие с родителями является важной составляющей работы логопеда, и мой опыт последних лет показывает, что многие родители готовы помогать своему ребенку, только им необходимо помочь понять проблему и вооружить необходимыми знаниями, показать практические и игровые приемы работы, поддержать. Поэтому я рекомендую пластилинографию к использованию в домашних занятиях по заданию логопеда . Внимательные, неравнодушные и заботливые родители затем восхищенно рассказывают - какое это увлекательное и полезное занятие! А коллекция картин пополняется новыми пластилиновыми «шедеврами», авторами которых являются целые семьи.
Безусловно, картины выполняются не без помощи взрослых, но это участие так необходимо для достижения главного – ощущения победы над трудным звуком и удовольствия совместного творчества!
Конспект индивидуального занятия с использованием техники пластилинографии
Тема: Автоматизация звука в Р в слогах и словах.
Цели занятия:
коррекционно-образовательная:
-автоматизировать правильный звук Р на материале слогов и слов.
-развивать фонематический слух, навыки контроля и самоконтроля правильного звучания;
-совершенствовать грамматический строй речи (мн. число сущ. в им. и род. пад.)
коррекционно-развивающая:
-развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание, тонкую моторику,
коррекционно-воспитательная:
-воспитывать устойчивую мотивацию к работе над звуком, навыки взаимодействия и доброжелательного сотрудничества.
Оборудование: картина-эскиз «Замок для согласных звуков», предметные картинки на звук Р, мелкие предметы, картинки из серии «Один-много», пластилин.
Ход занятия.
- Организационный момент. Приветствие ребенка.
- Сообщение темы занятия. Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком Р и будем строить замок для согласных звуков. Строительство работа ответственная, поэтому, прежде чем приступить к работе, тебе необходимо провести подготовку.
- Артикуляционный самомассаж:
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы разогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь уходим пальцами на щечки,
Щечки растираем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались,
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами влево - вправо потанцуем.
4.Интерактивная артикуляционная гимнастика (фрагмент)
Толстые внуки приехали в гости,
А с ними худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись,
В улыбочку губы,
Чистили мы свои верхние зубы.
Дедушка сделал для внуков качели ,
Все мы на них покачаться успели.
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки,
Вот на опушке мы видим грибочки,
Вот из сарая индюшка пришла
И важно сказала бл-бл-бл-бла
5. Уточнение артикуляции звука Р. Вспомни, как правильно произносится звук Р, что для этого должны делать губы, зубы, язык?
6.Упражнения в правильном произношении звука Р:
- Изолированный звук: игра «Заведем мотор. Поехали»
- Звук Р в произношении прямых слогов:
Ра-ра-ра
Ро-ро-ро
Ры-ры-ры
7. - Произношение звук Р в названиях слов по картинкам. Закрепление лексико-грамматической категории множественного числа существительных.
8. Развитие слухового внимания и фонетического контроля. Задание: «Что звучит неправильно?» Логопед называет слова, намеренно искажая звук Р в некоторых из них, ребенок находит неправильные и исправляет.
9.Развитие зрительного внимания. Игра «Чего не стало?» с использованием картинок, содержащих в названиях звук Р.
10 .Ты хорошо произносил звук Р и теперь мы продолжим строить с тобой замок для согласных звуков и букв. Ребенок вместе с педагогом выкладывает в технике пластилинографии фрагмент картины «Замок для гласных звуков и букв», множественно проговаривая при этом разнообразные слова, содержащие звук Р.
11. Итог занятия. Ребенок выбирает по своему желанию значок – символ оценки его работы на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг "Дружат зайчики и белочки, дружат мальчики и девочки"
Физкультурный досуг«Дружат зайчики и белочки, дружат мальчики и девочки» Задачи: 1. Создавать атмосферу ...
Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»
Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...
Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) "Дифференциация звуков Ч - Щ. На помощь Мальчику-с-пальчику"
Презентация предназначена для детей с речевыми нарушениями 5-6 лет....
Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)
Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....
для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети
для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...
Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»
Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....
Игра "Разноцветные пальчики" на автоматизацию звука "Р".
Игра "Разноцветные пальчики" на автоматизацию звука "Р" с развитием межполушарного взаимодействия....