Мнемотехника в автоматизации звуков
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Балтыкова Наталья Степановна

Материал об использовании мнемотехнических средств на этапе автоматизации звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские разработки мнемотаблиц для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения  памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста,  достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники для дошкольников позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике для дошкольников должна соответствовать определенным требованиям и правилам: – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.   Мнемотаблицы для автоматизации  и дифференциации звуков:

Материал для автоматизации звука Л

*ладушки

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

ладушки

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

оладушки

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

испекли

Ладушки, ладушки,
испек
ли оладушки

*E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-010.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

На лавке

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

Лайка

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

Лайка

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

лапти

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

на лапках

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-010.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

на лапках

На лавке – Лайка,
у
Лайки – лапки,
на
лапках - лапти

*E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-151.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

Лайка

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-152.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-086.gif

Невесело Лайке –
нету ба
лалайки

*E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-040.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

лыжник

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

булыжник

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

На лыжне

Осторожно, лыжник!
На
лыжне – булыжник!

*Мама

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

мыла

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

Милу

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

мылом

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

Мила

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

мылом

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

vbkf

Мама мыла Милу мылом,
Ми
ла мыла не любила

*Мила

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

куклы

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

платье

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

одеяло

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

шить

Вот для куклы Мила стала
п
латье шить и одеяло

*Клала

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

Клава

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

лук

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

на полку

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

Николку

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

позвала

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-244.gif

Клала Клава лук на полку,
позва
ла к себе Николку

*Милочка

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

нашла

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

на полку

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

на полке

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

иголки

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

два

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

булавки

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

два

Милочка нашла на полке
две бу
лавки, две иголки

*Метла

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\mnemotablitsy-055.gif

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vpravo.gif

углу

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-vniz.gif

на полу

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

на полку

E:\Мнемотаблицы «Автоматизация Л - Ль»_files\strelka-left.gif

половик

Метла в углу,
по
ловик на полу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...

Статья: "Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах"

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мы...

Методическая разработка по использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах.

Мнемотехника широко распространена в современной педагогической практике, но особую значимость она имеет в коррекционной работе с детьми самых в различных направлениях. Данная методическая разработка ...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Мнемотехника по автоматизации звука [Р] в стихах

стихи на автоматизацию звука [Р], не содержат свистящих, шипящих  звуков, звуков [Л, ЛЬ]....

Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР

Работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт развития связной речи дошкольников средствами мнемотехники....