Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект подгрупповой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkty_pitaniya.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение– Детский сад №373 Приволжского района города Казани
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по лексической теме «Продукты питания»
подготовила
учитель-логопед
Кузнецова
Екатерина Александровна
Г. Казань
2015
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить представление детей о продуктах питания, их значении для здоровья человека;
- Совершенствовать навыки правильного употребления грамматических категорий;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие умения самостоятельно задавать вопросы;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к продуктам питания, прививать навыки правильного питания;
- Воспитывать умение участвовать в диалоге, соблюдать правила речевого этикета.
Оборудование:
- Сюжетные и предметные картинки;
- макеты и силуэтное изображение овощей и фруктов;
- макеты продуктов питания;
- колпаки для повара, посуда – кастрюли, сковорода;
- куклы: Маша и Незнайка;
- емкости с крупой;
- мяч;
- прозрачные застегивающиеся пакетики с крупами.
Ход занятия
Логопед:
-Сегодня мы повторим с вами, какие бывают продукты питания, как готовят еду, поупражняемся в образовании новых слов, будем составлять предложения и задавать вопросы.
Посмотрите, кто этот человек? (выставлена картинка пекаря)
Дети:
- Это пекарь.
Логопед:
- Правильно, вспомните, как пекарь выпекает из муки хлеб, булочки, ватрушки.
Пальчиковая гимнастика «Месим, месим тесто»
Детям раздаются небольшие емкости, в которых насыпана любая крупа
Дети запускают туда руки и изображают, как месят тесто, приговаривая
«Месим, месим тесто,
Есть и в печке место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Быстро тесто замесили
На кусочки разделили
(имитируем замес теста и разделку его на кусочки
Раскатали все кусочки
(раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед-назад по поверхности стола)
И слепили пирожки
(защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем, всем на удивленье!
(прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»)
Логопед. Что делает пекарь?
Дети. Пекарь печёт хлеб, батон и т.д.
Логопед. Из чего пекарь печет хлеб, батон?
Дети. Пекарь печет хлеб, батон из муки.
Логопед. Какие вы еще знает продукты из муки.
Дети. Макароны, пряники, пироги, сушки, баранки и т.д.
Логопед. Продукты из муки как называются?
Дети. Мучные.
Логопед. Отгадайте загадку: Белая водица всем нам пригодится. Из водицы белой всё, что хочешь, делай: сливки, простоквашу, масло в кашу нашу, творожок на пирожок…Кушай, Ванюшка, дружок!
Дети. Молоко.
Логопед. Какие вы знаете продукты из молока.
Дети. Из молока делают масло, сыр, кефир, катык, сметану, творог.
Логопед. Продукты из молока как называются?
Дети. Молочные.
Логопед. А как называются продукты, в составе которых есть мясо?
Дети. Мясные
Логопед. Какие вы знаете продукты из мяса?
Дети. Мясо, колбаса, сосиски, котлеты.
Игра «Кто быстрее»
На столе разложены картинки с продуктами питания. Приглашается три ребенка. Одному ребенку дается картинка молока, другому – мяса, третьему – муки. Задание: отобрать себе только те картинки, которые соответствуют его картинке. Если у ребенка картинка молока, то он выбирает молочные продукты, мяса – мясные, муки – мучные.
Беседа о правильном питании.
Логопед.
Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый?
Дети. Потому что Митя ел только сладости, а нужно есть разнообразную пищу, чтобы быть здоровым, сильным и не болеть. Если есть одни сладости, то могут заболеть зубы, живот, желудок.
Образование относительных прилагательных
Игра "Что приготовить?"
Дети рассматривают и называют крупы, насыпанные в прозрачные застегивающиеся пакетики (манка, рис, перловка, греча, геркулес, горох, пшено). Каждый ребёнок берёт один пакетик с крупой и составляет предложение.
Дети. В баночке манная крупа. Из нее можно сварить манную кашу.
В баночке – рисовая крупа. Из нее варят рисовую кашу.
"Машины пироги"
Соотнесение предметных картинок с их силуэтным изображением. Логопед показывает иллюстрацию к сказке "Маша и медведь".
Логопед. Вспомните, как называется эта сказка. Маша для кого пекла пироги? Как вы думаете, с чем Маша пекла пироги для дедушки и бабушки?
Дети отгадывают силуэтное изображение, потом получают цветную картинку и образовывают прилагательное.
Дети. Это вишня. Маша испекла вишневый пирог.
По аналогии составляются предложения с другими картинками
Капуста - капустный, морковь - морковный, клубника - клубничный, гриб - грибной, рыба – рыбный, яблоко - яблочный.
Физкультминутка
Проводится игра с речевым сопровождением "Маша и медведь".
Дети (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенёк, съем пирожок.
Маша (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке (высказывание должно быть эмоционально окрашено)
Игра повторяется несколько раз. Роль Машеньки отводится разным ребятам.
Игра с мячом
Игра способствует активизации глаголов, близких по значению.
Логопед бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос:
-Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё жарят?
-Ребёнок. Рыбу, картофель.
Логопед. Хлеб пекут или варят? Назови, что ещё пекут?
Ребёнок. Торты, пироги.
Логопед. Суп варят или жарят? Назови, что ещё варят?
Ребёнок. Кашу, компот.
Подбери обобщающие слова
Логопед: Как назвать, одним словом капусту и картошку?
Дети. Овощи.
Логопед. Начинка из овощей как называется?(Она какая?)
Дети. Овощная.
Логопед. Как назвать одним словом яблоко и грушу?
Дети: Фрукты
Логопед: Как называется начинка из фруктов?
Дети: Фруктовая
Логопед. Как назвать, одним словом малину и клубнику?
Дети. Ягоды.
Логопед. Начинка из ягод как называется?
Дети. Ягодная.
Развитие фразовой речи.
Игра "Поварята"
Логопед: Ребята, а хотите попробовать себя в роли повара?
Дети: Да!
Логопед раздает детям колпаки и предлагает подойти к столу, на котором разложены макеты разнообразных продуктов, игрушечные кастрюли, сковородки, разделочные доски, половники, лопатки.
Логопед: Подумайте, что вы хотите приготовить. Решили? Тогда выбирайте те продукты, которые вам понадобятся для приготовления вашего блюда.
Дети делают свой выбор, потом логопед предлагает каждому ребенку рассказать о том, что и как он будет готовить
Например:
-Я решил приготовить суп щи. Для этого мне понадобились: бульон, капуста, картошка, лук, морковь. Овощи надо накрошить, добавить в бульон и варить до готовности.
-Я буду готовить гречневую кашу. Я добавил в воду гречневую крупу и поставил варить.
Логопед: Какие вы молодцы! Теперь вы сможете помогать своим мамам и бабушкам готовить разные вкусные блюда!
Игровой приём "Поможем Незнайке исправить ошибки"
Логопед показывает игрушку «Незнайку» с тетрадкой и предлагает детям исправить его ошибки. (Составление предложений из слов, данных в начальной форме)
Оля пить земляника чай. - Оля пьёт земляничный чай.
Гриша купить фрукты салат. - Гриша купил фруктовый салат.
Даша любить горох пюре. - Даша любит гороховое пюре.
Юля есть вишня пирог. - Юля ест вишневый пирог.
Игра "Отгадай-ка"
(дети закрепляют умение самостоятельно задавать вопросы).
Незнайка: Спасибо, ребята, что научили меня правильно составлять предложения. И я угощу вас вкусным соком. Но сначала попробуйте угадать, какой это сок.
Логопед побуждает детей задавать разнообразные вопросы.
Дети: У тебя овощной сок? (ягодный, фруктовый)? У тебя сок красного цвета?(зеленого, желтого)? Фрукт, из которого готовится сок круглый и большой? (маленький, овальный)?
После того как дети угадают название сока, Незнайка угощает им детей.
Итог занятия.
Закрепляется классификация продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняется значение разнообразной пищи для здоровья человека.
Используемая литература
1. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2/ Н.Э.Теремкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32с.
2. Крупечук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2001. – 2001. – 208с.: ил.
3. Koshki-mishki.ru. Раздел частушки. Г.Ладовщиков «Про знакомые дела»
4. maam.ru Баблюк Т.А. Ловкие пальчики: Сборник пальчиковых игр/-Т.А. Баблюк.-Анжеро-Судженск, МБДОУ «ДСОВ №33»;/2014.-18с.
5. zagadka.pro
6. Ресурсы интернета. Автор и источник заимствования неизвестен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"
«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...