Мастер-класс для педагогов ДОО «Применение наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик» в работе с дошкольниками»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Мастер-класс для педагогов ДОО «Применение наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик» в работе с дошкольниками»
Цель: познакомить педагогов с возможностями применения в воспитательно-образовательной работе наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик».
Задачи:
- обучить приемам проведения занимательных заданий;
- учить работать по образцу или словесным указаниям;
- показать значение слогового домика как одно из наглядно-дидактических средств;
- развивать внимание, мышление.
Оборудование: слоговой домик, буквы, слоги, геометрические фигуры, карточки: с цветами и оттенками, фруктов, ягод, продуктов, банка, кастрюля, корзинка, шапочка и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_slogovoy_domik.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 10 «Аленький цветочек»
Ступинского муниципального района
Мастер-класс для педагогов
дошкольных образовательных организаций
«Применение наглядно-дидактического пособия
«Слоговой домик» в работе с дошкольниками»
Провела:
учитель-логопед
Елагина Елена Сергеевна
Ступино
2015
Мастер-класс для педагогов ДОО
«Применение наглядно-дидактического пособия
«Слоговой домик» в работе с дошкольниками»
Цель: познакомить педагогов с возможностями применения в воспитательно-образовательной работе наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик».
Задачи:
- обучить приемам проведения занимательных заданий;
- учить работать по образцу или словесным указаниям;
- показать значение слогового домика как одно из наглядно-дидактических средств;
- развивать внимание, мышление.
Оборудование: слоговой домик, буквы, слоги, геометрические фигуры, карточки: с цветами и оттенками, фруктов, ягод, продуктов, банка, кастрюля, корзинка, шапочка и др.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА:
Теоретическая часть
В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. Многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
Для того чтобы ребенок мог сложить слог ему необходимо начать знакомство со звука, а именно с гласного (У, А, О, И, Ы, Э). Когда ребенок освоит уже несколько согласных звуков, и не просто освоит, а даже будет понимать характеристику (звонкий, глухой; твердый, мягкий), тогда нужно с ребенком осваивать слоги.
Знакомство ребенка со слогом идем путем от «обратного», т.е от гласного к согласному:
- АааааМ (Ииин, Ууууп и т.п.). Проходит это путем объяснения ребенку так, что гласная буква пропевается и заканчивается согласным отрывисто.
Затем меняем буквы местами и тут задача усложняется:
-Мааа, Ниии
Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных приемов.
Так, например, иллюстрируют слияние согласного и гласного с помощью «бегущего человечка». Предлагает показать карандашом первую букву, передвигая карандаш ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы».
Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».
Еще один способ:
- взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы;
- взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней;
- взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
Но простое чтение слогов утомляет детей и если у них не получается они находят множество причин, чтобы слоги не читать. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому все обучение лучше проводить в игровой форме. В этом случае я решила придумать такой домик и просто с детьми поиграть.
Практическая часть.
Вашему вниманию предлагается наглядно-дидактическое пособие «Слоговой домик», которое можно применять в разных видах детской деятельности в игровой форме.
1)Самый распространенная игра – это «Соедини буквы – получи слог». В верхней части домика выстраиваются в ряд гласные буквы; по левой стороне, вертикально, выставляются согласные.
Инструкция: Соедини согласную буква с гласной. Какой слог получится? (Остальные буквы по этому же примеру).
После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог.
2)У большинства детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Двусложные слова из открытых слогов «Соедини слоги – получи слово»
В верхней части домика выставляются в ряд слоги второй половины слова; по левой стороне, вертикально – слоги первой части слова.
Инструкция: Соедини слоги. Какое слово получится? (Остальные слоги по этому же примеру).
Но помимо, букв и слогов домик можно использовать и на других видах деятельности задавая определенную цель.
3) «Соедини фигуры – получи предмет». По верхней и левой стороне домика выкладываются разнообразные фигуры, но так, чтобы, читая фигуру слева направо можно было получить заданный логопедом предмет.
Инструкция: Соедини фигура. Какой предмет получится? (Остальные фигуры по этому же примеру).
4) «Соедини цвета – получи оттенок». В этом задании можно использовать готовые картинки. Получение оттенков от основных цветов можно с детьми обсуждать как во время игры, так и до игры обсудить и поэкспериментировать.
Инструкция: Соедини цвета. Какой оттенок получится? (Остальные цвета по этому же примеру).
5) «Назови что получилось». (На примере относительных прилагательных). В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.
Инструкция: Соедини банку (кастрюлю) с ягодой (фруктом, продуктом, крупой). Что получиться? (Игра проходит по образцу).
6) «Угадай сказку».
Инструкция: Соедини предметы. Какая сказка у тебя получилась? (Игра проходит по образцу).
Все предложенные виды работы с наглядно-дидактическим пособием «Слоговой домик» снимают и мышечное, и психологическое напряжение у ребенка, помогают легче понять тот или иной материал, привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь. Очень полезно проводить такие упражнения не только со звуками и слогами, но и как вы увидели с любыми другими тематическими материала. Творчество с таким «домиком» очень разнообразно.
Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
1.Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно…)
2. Что понравилось вам больше всего?
3. Что запомнилось?
Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: МАСТЕР-КЛАСС«Использование технологии«Бусоград» или волшебныеигры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками
В бусах есть что-то магическое…Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный.При виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, пот...
Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками"
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»
Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.Это графический метод творческого управления реальностью.Применение нейрографики в работе с детьми ...
Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»
Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.Что же такое ритм? Ритм – это равномер...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...