Мастер-класс для педагогов ДОО «Применение наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик» в работе с дошкольниками»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Елагина Елена Сергеевна

Мастер-класс для педагогов ДОО «Применение наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик» в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с возможностями применения в воспитательно-образовательной работе наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик».

Задачи:

- обучить приемам проведения занимательных заданий;

- учить работать по образцу или словесным указаниям;

- показать значение слогового домика как одно из наглядно-дидактических средств;

- развивать внимание, мышление.

Оборудование: слоговой домик, буквы, слоги, геометрические фигуры, карточки: с цветами и оттенками, фруктов, ягод, продуктов, банка, кастрюля, корзинка, шапочка и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_slogovoy_domik.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

№ 10  «Аленький цветочек»

Ступинского муниципального района

Мастер-класс для педагогов

дошкольных образовательных организаций

«Применение наглядно-дидактического пособия

 «Слоговой домик» в работе с дошкольниками»

                 Провела:

                учитель-логопед

                Елагина Елена Сергеевна

Ступино

2015

Мастер-класс для педагогов ДОО

«Применение наглядно-дидактического пособия

«Слоговой домик» в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с возможностями применения в воспитательно-образовательной работе наглядно-дидактического пособия «Слоговой домик».

Задачи: 

- обучить приемам проведения занимательных заданий;

- учить работать по образцу или словесным указаниям;

- показать значение слогового домика как одно из наглядно-дидактических средств;

- развивать внимание, мышление.

Оборудование: слоговой домик, буквы, слоги, геометрические фигуры, карточки: с цветами и оттенками, фруктов, ягод, продуктов, банка, кастрюля, корзинка, шапочка и др.

ХОД МАСТЕР – КЛАССА:

Теоретическая часть

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. Многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Для того чтобы ребенок мог сложить слог ему необходимо начать знакомство со звука, а именно с гласного (У, А, О, И, Ы, Э). Когда ребенок освоит уже несколько согласных звуков, и не просто освоит, а даже будет понимать характеристику (звонкий, глухой; твердый, мягкий), тогда нужно с ребенком осваивать слоги.

Знакомство ребенка со слогом идем путем от «обратного», т.е от гласного к согласному:

- АааааМ (Ииин, Ууууп и т.п.). Проходит это путем объяснения ребенку так, что гласная буква пропевается и заканчивается согласным отрывисто.

Затем меняем буквы местами и тут задача усложняется:

-Мааа, Ниии  

Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных приемов.

Так, например, иллюстрируют слияние согласного и гласного с помощью «бегущего человечка». Предлагает показать карандашом первую букву, передвигая карандаш ко второй букве, соединять их «дорожкой», при этом тянуть первую букву до тех пор, пока «ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы».

Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась».


обучение чтению

Еще один способ:

- взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы;

- взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней;

- взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

Но простое чтение слогов утомляет детей и если у них не получается они находят множество причин, чтобы слоги не читать. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому все обучение лучше проводить в игровой форме. В этом случае я решила придумать такой домик и просто с детьми поиграть.

Практическая часть.

Вашему вниманию предлагается наглядно-дидактическое пособие «Слоговой домик»,  которое можно применять  в разных видах детской деятельности в игровой форме.

1)Самый распространенная игра – это «Соедини буквы – получи слог».                    В верхней части домика выстраиваются в ряд гласные буквы; по левой стороне, вертикально, выставляются согласные.

Инструкция: Соедини согласную буква с гласной. Какой слог получится? (Остальные буквы по этому же примеру). 

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог.

2)У большинства детей в той или иной степени присутствует  искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Двусложные слова из открытых слогов  «Соедини слоги – получи слово» 

В верхней части домика выставляются в ряд слоги второй половины слова; по левой стороне, вертикально – слоги первой части слова.

Инструкция: Соедини слоги. Какое слово получится? (Остальные слоги по этому же примеру).

Но помимо, букв и слогов домик можно использовать и на других видах деятельности задавая определенную цель.

3) «Соедини фигуры – получи предмет». По верхней и левой стороне домика выкладываются разнообразные фигуры, но так, чтобы, читая фигуру слева направо можно было получить заданный логопедом предмет.

Инструкция: Соедини фигура. Какой предмет получится? (Остальные фигуры по этому же примеру).

4) «Соедини цвета – получи оттенок». В этом задании можно использовать готовые картинки. Получение оттенков от основных цветов можно с детьми обсуждать как во время игры, так и до игры обсудить и поэкспериментировать.

Инструкция: Соедини цвета. Какой оттенок получится? (Остальные цвета по этому же примеру).

5) «Назови что получилось». (На примере относительных прилагательных).                 В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

Инструкция: Соедини банку (кастрюлю) с ягодой (фруктом, продуктом, крупой). Что получиться? (Игра проходит по образцу).

6) «Угадай сказку».

Инструкция: Соедини предметы. Какая сказка у тебя получилась? (Игра проходит по образцу).

Все предложенные виды работы с наглядно-дидактическим пособием «Слоговой домик» снимают   и мышечное, и психологическое напряжение у ребенка, помогают легче понять тот или иной материал, привыкнуть  к новым звукам, свободнее ввести их в речь. Очень полезно проводить такие упражнения не только со звуками и слогами, но и как вы увидели с любыми другими тематическими материала. Творчество с  таким «домиком» очень разнообразно.

Рефлексия.  

Вопросы для рефлексии:

 1.Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно…) 

2.  Что понравилось вам больше всего?

3. Что запомнилось?

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: МАСТЕР-КЛАСС«Использование технологии«Бусоград» или волшебныеигры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками

В бусах есть что-то магическое…Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный.При виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, пот...

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками"

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.Это графический метод творческого управления реальностью.Применение нейрографики в работе с детьми ...

Мастер-класс на тему: «Нейропсихологические приёмы по формированию темпо- ритмической стороны речи в работе с дошкольниками с ТНР»

Всё в нашей жизни подчиняется определенному ритму. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.Что же такое ритм? Ритм – это равномер...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада «Применение игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать аудитории, активно использующей в работе здоровьесберегающие технологии, целесообразность и эффективность выполнения игрового самом...